Благодаря своим выразительным одиночным и ироничным семейным портретам Софонисба Ангиссола (1532-1625) считалась самой успешной художницей итальянского Возрождения.
Она была признана выдающимися современниками, такими, например, как Микеланджело (1475–1564) и Джорджо Вазари (1511–1574), а Питер Пауль Рубенс (1577–1640) даже несколько раз копировал её работы.
Шутливые портреты
Ангвиссоле было 20 лет, когда она написала одну из своих самых известных картин — «Игра в шахматы».
Детальное изображение повседневной домашней жизни (одно из первых в итальянской живописи) было очень необычным для того времени.
Так же как и очень выразительное изображение лиц моделей: младшая сестра Европа спонтанно смеется над удивленной реакцией Минервы, в то время как их старшая сестра Лючия находится в процессе выполнения ловкого хода и смотрит на зрителя, уверенная в победе.
Даже историк искусств Джорджо Вазари был очарован реализмом и непосредственностью данной картины.
При испанском дворе
Софонисба Ангвиссола прославилась как выдающаяся портретистка и за пределами Италии, и в 1559 году король Испании Филипп II пригласил её стать фрейлиной и учителем рисования королевы Елизаветы Валуа, которой в то время было всего 14 лет.
Они стали близкими друзьями, и когда Елизавета умерла (в 1568 году) Софонисба Софонисба была убита горем.
За время работы она написала портреты всех членов королевской семьи.
Возвращение в Италию
По завершении её обязанностей при испанском дворе король организовал ей договорный брак с мужчиной соответствующего положения.
Так что в сопровождении своего нового мужа, дона Фабрицио ди Монкада, художница отправилась обратно в Италию и поселилась, предположительно, в Патермо.
Но ди Монкада в скорости погиб.
А Софонисба влюбилась в капитана корабля, генуэзского дворянина Орацио Ломеллино.
Они поженились и в течение последующих десятилетий Ангвиссола поддерживала связь с художниками и литераторами из её дома в Генуе.
Питер Пауль Рубенс навещал её там.
Также как и Антонис ван Дейк (1599-1641). Он даже написал портрет уже немолодой 92х-летней художницы (см. рис. внизу).
Помимо собственной творческой деятельности, Софонисба Ангиссола всегда была увлеченной учительницей, как своих сестер, так и королевы Испании, а позже и своих учеников обоего пола.
Она также была талантливой миниатюристкой.
Софонисба Ангиссола была известна не только как выдающаяся художница, но и как утонченная grandezza (то есть, имевшая величественную благородную натуру).
Подборка статей о женщинах-художницах: