Сдаётся мне, если бы можно было провести такой эксперимент, то многие бы граждане России на него согласились. На какой такой эксперимент? А вот интересно, что будет с нашим родным и горячо любимым АвтоВАЗом, если перестать защищать его от иностранных производителей?
Если убрать утилизационный сбор, убрать таможенные пошлины и т. д. Вот пусть бьётся на равных. Пусть в споре за кошелек покупателя победит тот, кто по мнению покупателя этого кошелька больше достоин.
А не тот, кто попросту дешевле. И во многом по указанным выше причинам.
Иными словами, интересно, как бы себя чувствовал и вообще смог бы выжать волжский автозавод в условиях так называемого свободного рынка? Или бы не смог?
А знаете, дорогие товарищи, нам ведь даже и не нужно проводить такой эксперимент.
Он уже состоялся. Давайте просто посмотрим на статистику соседней к нам Белоруссии. Ведь там как раз более-менее такой рынок. Да, у них тоже есть свой утилизационный сбор, но АвтоВАЗ он никак не защищает.
Таможенные препоны на ввоз подержанных иномарок из Европы заметно слабее. При этом на территории Белоруссии есть своё производство китайских машин.
Вот давайте и посмотрим, что выбирают близкие к нам по менталитету и кошельку белорусы в условиях отсутствия российского «утиля».
Какие машины покупают белорусы и насколько хорошо берут Лады?
Для верности возьмём статистику за 2023 год. Самую свежую. Что же мы там увидим? А увидим мы там, что по итогам прошлого года Лада Гранта вошла лишь в первую пятёрку. Но её замыкает.
На первом месте с результатом в 5 372 проданных машины стоит новенький седан Geely Emgrand, который только недавно начали выпускать.
На второй строчке кроссовер Geely Coolray с результатом в 4 745 единиц. Бронзу забрал внедорожник Geely Atlas Pro. У него более скромный результат в 2 971 автомобиль.
На почётном четвёртом месте премиальный внедорожник Geely Tugella. Его смогли себе позволить 1814 белорусов. Напомню, в России этот автомобиль начинается с отметки в 3,2 миллиона рублей.
А вот уже на пятом месте наша родная Лада Гранта. С очень скромным результатом в 954 машины. То есть, в 2 раза меньше, чем у дорогой «Тугеллы» для сильных мира сего.
На шестой месте идёт Лада Веста с ещё более жидковатым показателем в 754 единицы.
Дальше мы имеем старушки «Ниву». Речь про российскую Lada Niva Legend. За весь прошлый год её купило 517 белорусов.
После «Нивы» снова идёт китайцы. Например, хит в России и совсем так себе популярный в Белоруссии Haval Jolion. «Ларгус» занял лишь 11 место, а Lada Niva Travel, которая в девичестве получила прозвище «Шнива», 12 строчку.
Дальше сплошь одни китайцы всех цветов и расцветок.
И ведь при этом не стоит забывать про один нюанс: Лады для белорусов дешевле, чем Лады для россиян
И сильно дешевле. Например, буквально в июле журналисты сравнили прайс-листы и выяснили, что если Lada Vesta в комплектации Comfort предлагается в братской республике за 1,2 миллиона рублей (в переводе), то в России за неё придётся отдать уже 1,5 миллиона.
Если приподнятый универсал с обвесом и приставкой SW Cross в РФ стоит 1,87 миллиона рублей, то на белорусском рынке за него просят 1,49 миллиона наших рублей.
Как видите, живая разница в 300-380 тысяч рублей, как с куста.
По другим моделям ситуация похожая.
К примеру, вот взять Lada Largus. У них 1,43 миллиона российских рублей, а у нас уже 1,66 миллиона. Получается на 230 000 рублей дороже.
Почему в Белоруссии Лады сильно дешевле, чем в России?
Потому что их там откровенно плохо покупают. А руководству АвтоВАЗа терять белорусский рынок не хочется.
За весь 2023 год там удалось реализовать 21,6 тысяч автомобилей Лада. Это на 29% меньше, чем в 2022 году. То есть, как мы видим, АвтоВАЗ теряет Белоруссию прямо здесь и сейчас.
Не хотят местные автомобилисты покупать российские автомобили и выбирают китайцев. Или подержанные европейские иномарки.
АвтоВАЗ это прекрасно видит и понимает. Поэтому, если в России несколько дней назад ценники на Лады выросли (например, Гранта прибавила 20-25 тысяч рублей), то в Белоруссии она подешевела на 130 000 российских рублей.
Повторюсь, АвтоВАЗ хочет остаться на белорусском рынке и пытается разными способами там удержаться.
А какой способ самый действенный? Верно, снижать цены, чем волжский автозавод и занимается.
А вот внутри России можно несколько лет подряд продвигать тему с повышением утилизационного сбора. И не опускать, а поднимать цены на свои машины, россияне всё равно купят.
Выбора ведь у них немного.
Но пример белорусского рынка показывает, что если убрать все эти задвижки с «утилём» и прочим, то монополия АвтоВАЗа быстро начнёт трещать по швам.
Оно и понятно, ведь по словам экспертов (а не моим), сегодняшняя продукция волжского автозавода сильно проигрывает китайским аналогам. Да и не только им.
Подержанные иномарки из Европы, которые в Белоруссию завозить проще, чем в Россию, тоже заметно безопаснее и комфортнее, чем новая Гранта. Так для чего же тогда её покупать? Вот и не покупают.
Товарищи, а вы бы хотели, чтобы у нас отменили «утиль» и АвтоВАЗ сразился бы с китайцами на равных? Как думаете, кто кого?
Буду рад, если поделитесь своим мнением в комментариях.
Советую посмотреть:
Если было интересно, предлагаю подписаться на канал. Самые свежие новости, заметки о редких моделях и шпионские фотографии. Лучшее из мира нашего автопрома.