Найти тему
TacticMedia

Сергей Махов. Невероятные и удивительные приключения Томаса Кокрейна. Захват фрегата «Эсмеральда»

Оглавление

5 февраля 1819 года генерал Хосе де Сан-Мартин, один из полководцев восставших испанских колоний в Южной Америке, подписал с Соединёнными провинциями Рио-де-ла-Платы (будущей Аргентиной) соглашение, согласно которому Сантьяго и Буэнос-Айрес должны были профинансировать освободительную (а по сути завоевательную) экспедицию в Перу. Однако Соединённые провинции были ещё слабым аморфным государством, денег не имели вообще и потому от совместной экспедиции отказались. Власти приказали Сан-Мартину вернуться в Аргентину. Генерал решил нарушить приказ и вторгнуться в Перу морем. Его затею поддержал командующий чилийским флотом Томас Кокрейн. Вскоре между двумя лидерами начались разногласия, и они стали действовать по отдельности.

План Мейтленда

Замысел вторгнуться в Перу не принадлежал самому Хосе де Сан-Мартину — он выполнял так называемый план Томаса Мейтленда. Полковник британской армии озвучил свой план по завоеванию Южной Америки ещё в 1811 году. Обсуждая с Уильямом Питтом-младшим идеи Франсиско Миранды по поводу высадки в Венесуэле, он говорил:

«Высадка на Каракас с Антильских остовов и десант в Буэнос-Айресе действительно смогли бы разжечь движение за независимость в испанских колониях, но эффект этого движения, хотя и значительный, не сможет трансформироваться во что-то серьёзное до тех пор, пока они не захватят Перу. Самые богатые владения Испании в Южной Америке находятся на западном берегу Тихого океана, и вообще предназначение всех восточных владений там — защитить от сухопутного вторжения владения западные. На побережье Карибского моря нет ни золота, ни серебра, но этих металлов, которые Франсиско Писсаро вырвал у инков, полно в Перу».
Сэр Томас Мейтленд. (wikimedia.org)
Сэр Томас Мейтленд. (wikimedia.org)

Мейтленд сформулировал план отделения Южной Америки от Испании:

•   захватить Буэнос-Айрес и позже укрепиться на северо-западе Аргентины;

•   потворствовать восстанию в Чили и поддержать его независимость;

•   при необходимости пересечь Анды и помочь Чили завоевать независимость. По словам Мейтленда, Чили было важно в качестве «отправной точки, из которой мы сможем угрожать самым богатым колониям Испании»;

•   одновременным ударом с моря и суши захватить Перу. Главной задачей должен был стать захват Кальяо, «морских ворот Перу», и Лимы — «города, куда свозятся все богатства провинции».

Сан-Мартин и Кокрейн

Генерала Сан-Мартина поддержал знаменитый Томас Кокрейн, возглавивший чилийский флот. По возвращении в Вальпараисо 6 марта 1820 года адмирал Кокрейн попросил верховного директора генерала Бернардо О'Хиггинса как можно скорее подготовить кампанию против Перу, пользуясь неподвижностью испанских военно-морских сил в Эль-Кальяо. По его оценке, армии из 2000 человек, командование которой он предлагал передать генералу Рамону Фрейре, было бы достаточно для оккупации Лимы и свержения правительства вице-королевства. У сэра Томаса имелось два мотива: призовые деньги и уничтожение военно-морских сил Перу, что позволило бы держать под контролем всё тихоокеанское побережье Южной Америки.

Сан-Мартин провозглашает независимость Чили. (wikimedia.org)
Сан-Мартин провозглашает независимость Чили. (wikimedia.org)

​Однако О’Хиггинс адмиралу отказал. Не потому, что был против экспедиции, а из-за кандидатуры Фрейре: Перуанскую экспедицию желал возглавить Сан-Мартин. Отказ очень сильно не понравился Кокрейну и стал причиной разлада между ним и правительством — вплоть до того, что по требованию адмирала было введено жёсткое различие (и параллельное подчинение) между командованием Освободительного отряда во главе с Кокрейном и командованием Освободительной армии, которую возглавил Сан-Мартин. Вдобавок ещё на этапе подготовки экспедиции начались проблемы с выплатами экипажам призовых денег, что обернулось бегством моряков с кораблей. Да и со снабжением тоже не всё было гладко.

Читать полностью >>>