Рассказываем о самых быстрых серийных пассажирских локомотивах отечественного производства
Тепловоз ТЭП70
Тепловозы проходят там, куда не доберётся электровоз, их вотчина — неэлектрифицированные линии. Пассажиров по ним сегодня в основном возят ТЭП70 разных модификаций: ТЭП70БС и ТЭП70У.
Название расшифровывается просто: тепловоз с электропередачей, пассажирский, тип 70. Сам ТЭП70 выпускали на Коломенском заводе с 1973-го по 2006-й, потом переключились на модель ТЭП70БС (БС — это инициалы Героя Социалистического труда, железнодорожника Бориса Саламбекова).
Конструкционная скорость тепловоза — 160 км/ч, однако он способен на большее: на испытаниях его удавалось разогнать до 220 км/ч.
Впрочем, прокатиться с ветерком на ТЭП70 можно далеко не везде. Локомотив развивает больше 120 км/ч только с некоторыми поездами на некоторых участках.
Электровоз ЭП2К
Во времена СССР пассажиров по железным дорогам в основном возили локомотивы из Чехословакии, а вот отечественных скоростных электровозов для этих целей практически не было.
Экземпляры, созданные на рубеже XX и XXI веков, были недостаточно быстрыми. Но всё поменялось с появлением ЭП2К, который сделали на Коломенском заводе. Его максимальная скорость эксплуатации составляет 160 км/ч, а в длительном режиме локомотив сохраняет 90 км/ч.
ЭП2К — это электровоз пассажирский, тип 2, коллекторный тяговый привод. Первый образец появился в 2006 году, а с 2008-го начался серийный выпуск.
К сегодняшнему дню выпущено больше 400 локомотивов, в основном они работают на Западно-Сибирской, Московской и Октябрьской железных дорогах.
Электровоз ЭП20 "Олимп"
ЭП20 — двухсистемный электровоз, он умеет работать и на переменном, и на постоянном токе. Его разработал "Трансмашхолдинг" с использованием некоторых французских решений, а выпускает — Новочеркасский электровозостроительный завод.
"Олимпом" он называется из-за того, что предназначался для перевозки пассажиров на сочинскую Олимпиаду по маршруту Москва — Адлер. У одной из двух модификаций электровоза максимальная конструкционная скорость — 200 км/ч, но в ходе испытаний он достигал 230 км/ч.
ЭП20 водит пассажирские поезда, среди которых немало фирменных, например "Тихий Дон" Москва — Ростов-на-Дону, "Красная стрела" Москва — Санкт-Петербург, "Янтарь" Москва — Калининград.
А в этой статье мы рассказывали о необычном советском эксперименте по созданию реактивного вагона.