Найти в Дзене
Extreme Sound

Чак Ливелл: "Играть с The Rolling Stones - это кайф даже после тысячи концертов"

Пианист и музыкальный директор The Rolling Stones Чак Ливелл рассказывает о временах, проведенных с The Allman Brothers Band, и о том, как показывает Мику Джаггеру знак "V" во время концертов.

Чак Ливелл с The Rolling Stones
Чак Ливелл с The Rolling Stones

Уроженец Алабамы Чак Ливелл начал свою карьеру еще подростком, играя на клавишных у Dr. John. Вскоре он присоединился к The Allman Brothers Band, когда те были на пике славы.

После работы с Sea Level Чака пригласили в The Rolling Stones в 1981 году, и с тех пор он играл на каждом альбоме группы, начиная с Undercover 1983 года. Помимо The Rolling Stones, он работал с Эриком Клептоном, Чаком Берри, The Black Crowes, Дэвидом Гилмором и Джорджем Харрисоном. А еще Чак — один из ведущих мировых специалистов по устойчивому лесному хозяйству.

Однако этим летом он занимался не деревьями, а клавишами, отправившись в тур с The Rolling Stones в честь 60-летия группы.

Как южное воспитание повлияло на тебя как на человека?

Мои руки и пальцы говорят с южным акцентом. Я благодарен за то, что вырос на юге, потому что мои музыкальные вкусы были очень разнообразны: кантри, ритм-энд-блюз, соул, дельта-блюз, госпел и, поскольку я дитя шестидесятых, британское вторжение. Моя первая группа играла много песен The Rolling Stones и The Beatles, но я и в самых смелых мечтах не мог представить, что когда-нибудь буду играть с этими ребятами.

Что привлекло тебя в фортепиано?

Моя мама. Я был младшим из троих детей, поэтому, когда мне было лет пять, мои старшие брат и сестра были в школе, папа на работе, а мама играла на пианино. Она сажала меня рядом и говорила: «Как бы звучало, если бы на улице была сильная гроза?». И я гремел по низам, изображая удары молнии. «А как бы звучало, если бы ты разозлился на друга?». Так что музыка всегда была для меня связана с эмоциями, чувствами и красками, а не просто с аккордами и нотами.

Чак Ливелл Американский музыкант. Участник Allman Brothers Band на протяжении всего их коммерческого расцвета в 1970-х годах, впоследствии он стал одним из основателей группы Sea Level. Он был главным гастролирующим клавишником и музыкальным руководителем the Rolling Stones с 1982 года. Как сессионный музыкант, Ливелл выступал на каждом студийном альбоме Rolling Stones, выпущенном с 1983 года, за исключением Bridges to Babylon. Он также гастролировал и записывался с Эриком Клэптоном, Джорджем Харрисоном, Дэвидом Гилмором, Gov't Mule и Джоном Майером.
Чак Ливелл Американский музыкант. Участник Allman Brothers Band на протяжении всего их коммерческого расцвета в 1970-х годах, впоследствии он стал одним из основателей группы Sea Level. Он был главным гастролирующим клавишником и музыкальным руководителем the Rolling Stones с 1982 года. Как сессионный музыкант, Ливелл выступал на каждом студийном альбоме Rolling Stones, выпущенном с 1983 года, за исключением Bridges to Babylon. Он также гастролировал и записывался с Эриком Клэптоном, Джорджем Харрисоном, Дэвидом Гилмором, Gov't Mule и Джоном Майером.

Тебя пригласили в The Allman Brothers Band на замену Дуэйну Оллману, который погиб в 1971 году.

Сначала они выступали впятером, без замены Дуэйну — смелое, дерзкое решение. Дуэйна Оллмана невозможно заменить, поэтому Дикки Беттсу пришлось взять на себя все гитарные партии, а он никогда раньше толком не играл на слайд-гитаре. Вернувшись из тура, они были эмоционально и физически истощены и взяли перерыв.

Грегг [Оллман] захотел записать сольный альбом, для чего и пригласил меня. В процессе работы начались ночные джемы с остальными участниками The Allman Brothers Band. Мы импровизировали, что-то придумывали, и Фил Уолден, менеджер группы, вызвал меня к себе в кабинет и сказал: «Ребята чувствуют, что группа движется в интересном направлении. Не хотел бы ты к нам присоединиться?». Конечно, я хотел.

Как с тобой связались The Rolling Stones?

В 1981 году The Rolling Stones захотели освежить состав, и [промоутер] Билл Грэм упомянул мое имя. Мне позвонил [первый пианист The Rolling Stones] Иэн Стюарт, и через 36 часов я уже летел на прослушивание. Все прошло очень хорошо. Я пробыл у них три дня и решил, что место мое, но в тот тур они взяли Иэна Маклагана.

Позже в том же году они приехали в Атланту, и Стюарт позвонил мне: [говорит с британским акцентом] «Мы будем неподалеку. Не хочешь заглянуть, попробовать?». Я пришел и сыграл с ними несколько песен. Ближе к концу года Стюарт позвонил и сказал: «Мы едем в турне по Европе в следующем году, и все решили, что хотят видеть тебя в составе». Так я и получил официальное приглашение.

Ты пришел в The Rolling Stones в период внутренних конфликтов между Миком и Китом.

Обстановка была напряженной. Это был не лучший период в их отношениях. Но даже несмотря на это напряжение, они понимали, что должны создавать музыку. Это не было просто обязательством перед лейблом, это было потребностью души. Я восхищаюсь тем, как им удавалось находить общий язык.

И это красноречиво говорит о том, почему мы отмечаем шестидесятилетие The Rolling Stones. Они всегда находили способ работать вместе, и сегодня группа едина как никогда. В прошлом году мы потеряли Чарли [Уоттса], это был страшный удар, и мы до сих пор очень переживаем, как в личном, так и в музыкальном плане. Мы думаем о нем каждый день.

Чак Ливелл
Чак Ливелл

Стив Джордан, заменивший его на посту барабанщика, явно досконально изучил стиль Чарли.

Стив — более агрессивный барабанщик. Чарли, хотя и играл тяжелыми палочками, обладал деликатным прикосновением, но при этом добивался мощного звука. Стив бьет немного сильнее от начала до конца и получает столь же мощный звук благодаря своей динамичной манере игры, но он всегда отдает дань уважения Чарли, и делает это очень красиво. Мелкие нюансы, как, например, пропущенный удар по малому барабану в Start Me Up, одна из величайших ошибок рок-н-ролла… Стив знает, где находится каждая из этих мелочей, и воспроизводит их все.

Ты также являешься музыкальным директором The Rolling Stones.

Я немного посмеиваюсь над этим, потому что Мик и Кит — вот кто настоящие музыкальные директора. Я начал делать записи во время репетиций тура Steel Wheels и постепенно составил от руки сборник аккордов, который превратился в папку с листами. Я устанавливаю темпы, стал главным по аранжировкам, что вылилось в подачу знаков на сцене.

Чарли, будучи джазовым барабанщиком в рок-группе, иногда нуждался в подсказках, когда приближался проигрыш. А если Мик работает с публикой, он может обернуться, и я могу дать ему сигнал продолжать, или показать, что сейчас будет куплет [показывает знак "V"], сейчас будет припев [складывает пальцы в форме буквы "C"], и так далее. А еще я составляю сет-листы.

Ты работал с самыми известными музыкантами. Какой момент ты бы назвал самым ярким в своей карьере?

Каждый вечер с The Rolling Stones — и я серьезно, мужик. Люди говорят: «Неужели тебе не надоело играть Start Me Up и другие песни, которые ты играл тысячу раз?». И я отвечаю: «Черт возьми, нет!». Вы шутите? Я смотрю на сцену и думаю: «Это что, Кит Ричардс? Это Ронни Вуд?». Я каждый раз в восторге.