Мы уже рассказывали о покадровой графической анимации, для которой художникам приходилось рисовать полностью каждый кадр мультфильма. Чтобы облегчить себе работу, они ещё давно придумали технику перекладной анимации: персонажи и их движущиеся части вырезались из картона или бумаги, выкладывались на фон, и для каждого нового кадра достаточно было передвинуть только одну картонную деталь - не перерисовывать всю сцену заново. Иными словами, персонажи в таких мультфильмах - это такие плоские марионетки.
Предыстория
Одним из первых аниматоров, кто работал в этой технике, была Лотте Райнигер, немецкий режиссёр и деятель кинематографа. Вот одна из её работ, вдохновлённая ажурными куклами индонезийского театра теней Ваянг кулит: "Золушка" 1922 года.
Старейший из её полнометражных мультфильмов - "Приключения принца Ахмеда" 1926 года. Интересно, что съёмки проводились на чердаке гаража. Для спецэффектов в мультфильме использовались воск, картон с мелкими отверстиями, папиросная и серебряная бумага, песок, краска и даже мыло. Кстати, изначально мультфильм был тонирован, но до нашего времени дошли только чёрно-белые отпечатки. В 1998-1999 годах плёнку отреставрировали и вернули ей исходные цвета.
Классика перекладной анимации
В Советском союзе в этой технике было снято много известных мультфильмов:
Британская комик-группа Монти Пайтон использовала перекладную анимацию в заставке к своему сериалу "Летающий цирк Монти Пайтон": Заставка 1970 года.
А в США с помощью этой технологии снимались первые серии культового мультсериала "Южный парк". Вот например Заставка первого сезона (1977).
В 2000 году японцы выпустили игру Mario в стиле перекладной анимации под названием Paper Mario. Здесь использовалась компьютерная графика, но она имитировала плоские фигурки из бумаги и наклейки. А вот рекламу этой игры сделали с настоящими бумажными персонажами (и она очень странная).
Как сделать перекладную анимацию самому?
Создать мультфильм в технике перекладной анимации самому не так уж сложно. Для этого потребуются:
- Нарисованный фон будущего мультфильма. Или несколько фонов.
- Вырезанный из плотной бумаги персонаж будущего мультфильма, у которого отделены все движущиеся части (ноги, руки, лапы, голова, хвост). Не забудьте сделать зрачки (для движения глаз) и разные рты (для имитации речи). Если у вас в кадре будет двигаться не человек или животное, а например, машина, предусмотрите крутящиеся колёса и другие элементы.
- Конструкция, чтобы зафиксировать телефон или камеру над поверхностью стола. Это может быть штатив, стекло или лист пластика на подставках, картонная коробка, подойдёт даже решётка от духовки или табурет-стремянка с прорезью на сидении. При желании можно приобрести специальный мультстанок - его используют профессиональные аниматоры.
Дополнительно можно подумать об освещении, проволочных каркасах фигурок, фольге, полупрозрачной плёнке, тканях - для создания спецэффектов.
Порядок действий:
- Положите на ровную горизонтальную поверхность фон. Удобнее всего работать на столе.
- На фон положите фигурку в позе для первого кадра.
- Над фоном параллельно столу закрепите камеру или телефон. Важно, чтобы тень от телефона не падала на фон. Пример на фото выше.
- Снимите первый кадр.
- Измените позу фигурки. Лучше не делать сразу много изменений за один раз и не передвигать фигурку слишком далеко.
- Сделайте следующий кадр. Чтобы телефон или камера не двигались, рекомендуем закрепить их.
Повторяйте так, пока не снимете всю сцену. С помощью программы для монтажа видео соедините кадры в мультфильм. Подробнее о съёмках мультфильма мы писали статье в посте о стоп-моушн.
Желаем успехов!
Бонус для вдохновения
Милый мультфильм "Коко" 2014, снятый в технике перекладной анимации.