Моя мама родилась в 1937 году. Бабушка воспитывала её одна – так получилось. Декретный отпуск тогда составлял по два месяца - до и после рождения ребёнка, а потом надо было выходить на работу.
Для ухода за ребёнком бабушка наняла няню. Тогда многие так поступали, и не только в состоятельных семьях. Бабушка работала обычной медсестрой в городской поликлинике, и у мамы до двух лет была няня - деревенская девочка лет шестнадцати, звали её Наташей. Жили втроём в комнате 9 квадратных метров. Большего мамина память не сохранила.
Когда мама немного подросла, бабушка устроила её в детский сад у метро "Красные ворота", на первом этаже дома Наркоминдел (Хоромный тупик, 2).
А ещё через два года началась война.
Бабушка в эвакуацию не поехала - как медицинский работник она имела основание остаться в городе. И ребёнка не отдала.
Детский сад перешёл на круглосуточный режим с одним выходным днём в неделю. Ведь после работы мамы и бабушки не возвращались домой, а ехали рыть окопы, стояли в очередях, отоваривая карточки, заготавливали дрова, дежурили на крышах домов.
Воспитатели и нянечки делали всё возможное, чтобы малыши не замечали, что рядом идёт война. Всё было как обычно: читали сказки, водили на прогулки, укладывали спать, устраивали праздники. И самое главное – в детском саду детей кормили! А вот бабушка в феврале 1942 года попала в больницу с диагнозом «алиментарная дистрофия».
Весной 1942 года работникам поликлиники выделили где-то за городом участки под огороды. Сажали в основном картошку (для питательности), морковь (витамины - для зрения), лук (от цинги). Всё лето врачи и медсёстры ездили окучивать, полоть, поливать. А когда пришла пора собирать урожай, оказалось, что кто-то уже сделал это за них.
Еще листаем старые фотоальбомы: