А ЕГЭ-то не отменили. Шуму-то было! Как всегда. И, как всегда, пошумели, покричали, и - тихо замяли. Не дали депутатам отменить ЕГЭ, как они не кипятились. Все-таки тот, кто молчит, видимо что-то понимает поболе кричащих. Постоянно приходится слышать про жертвы ЕГЭ, про этих недоучек и перекосы в школьном образовании. Отовсюду летят пожелания отменить ЕГЭ и многие живут в ожидании этой отмены. Причем причину видят исключительно в пагубном влиянии такой формы экзаменов на здоровье детей. Теперь регулярно слышны хвалебные оды советскому образованию и горячее желание многих, особенно депутатов, вернуться в прошлое. Дескать, ну ее эту заморскую Болонскую систему. Мы и сами с усами.
Однако, на минуточку, эта система признана во всем мире и является универсальной. Специалисты с высшим образованием, полученным по этой системе, всюду желанны. Тогда почему у нас она вдруг дает сбой? Что у нас не так? Так же не бывает, чтобы у всех хорошо, а у нас уже анекдоты слагают по поводу недоучек ЕГЭистов. Есть у меня такие подозрения, что попросту у нас все извратили и испортили до безобразия. Сегодня я далека от темы ЕГЭ, но наслышана о ее проблемах. Однако у меня есть опыт моих взрослых детей, которые, можно сказать, были у истоков. Когда эта система только внедрялась и никому еще не пришло в голову ее извратить и переиначить на свой лад.
Не всю жизнь этот самый ЕГЭ мучал российских детей и бередил души их родителей. Все имеет свое начало. Наш город любит всякие инновации и с удовольствием участвует во всяких экспериментах. Так было и с ЕГЭ. Именно в нашем городе и еще нескольких смелых регионах этот пилотный проект, как эксперимент, получил свое начало. Было это в 2004 году.
Моя дочка как раз попала в ряды экспериментируемых. Не поверите, не было никакой паники, никаких истерик, мы даже и не поняли, что происходит. А нам и не особо докладывали. Ну, что-то обсуждали на собраниях, но как-то не припомню, чтобы кто-то впадал в отчаяние, рвал на голове волосы и упивался корвалолом. Дети учились, как и положено, по обычной школьной программе, изучали все предметы и не выбирали, что им пригодится, а что нет. Есть программа - значит, будьте любезны, изучайте. Никаких репетиторов и в помине. Дети самостоятельно готовились к экзаменам, как в свое время готовились мы. ( Отдельно для депутатов не мешало бы напомнить, что и в советское время экзамены были далеко не легким делом). Проходили консультации, их натаскивали в оргвопросах, разъясняли, как правильно заполнять формы. И, не поверите, все прошло без сучка и задоринки. Как была моя дочка хорошисткой, так и получила свои в среднем 80 баллов, в зависимости от предметов. Как говорится, все по-честному. Никакого подвоха.
Как прошло поступление в ВУЗ? Просто великолепно. Мы заранее выбрали ВУЗ, уже точно определились с факультетом, сдали документы и отправились домой ждать. Да, было предостаточно конкурентов с более высокими баллами, но такие дети подают документы в несколько институтов и шансы, что они останутся именно тут, не велики. В результате дочь спокойненько прошла на бюджетное отделение. И ни одна нервная клетка ни у ребенка, ни у меня не пострадала. Остаток лета она прекрасно отдохнула. Поступление стало праздником!
Для сравнения расскажу как прошла история с экзаменами у сына четырьмя годами ранее дочери. Когда даже такого понятия, как ЕГЭ, в нашей стране не существовало. В школе пришлось, как и положено, сдать все экзамены. Потом мы подали документы в три института и в каждом пришлось сдавать экзамены, потому что ни один институт не принимал результаты экзаменов, сданных в другом институте. В результате сыну пришлось сдать что-то около 17 экзаменов за лето!!! Как вы думаете, как он себя чувствовал? Мы находились с ним в диком напряжении вплоть до самого сентября, потому что в тот институт, где обучение было бесплатным, он не добрал полбалла и вопрос приема мог благополучно решиться лишь в начале сентября. А мог и не решиться. Потому пришлось отдавать документы в платный, где уже требовали подлинники документов. Стресса хватило нам обоим.
Как говорится, почувствуйте разницу. Дочь усиленно напряглась лишь в стенах школы, а сын все лето сдавал и сдавал экзамены и околачивал пороги трех институтов. Разумеется, мне очень понравился ЕГЭ. Отличная идея! Но вот когда его запустили во всех школах, вот тут уже видимо пошли перекосы. Умеют у нас все испортить и извратить. Это странное отношение к предметам, которые не пригодятся. Если они включены в школьную программу, значит это необходимо изучать, ведь программу создавали не с кондачка, а из определенных соображений. Российский человек должен быть развит всесторонне. Значит обязан иметь знания по предметам, заложенным программой. Не зря же у нас на законодательном уровне закреплено обязательное среднее образование.
А это повальное увлечение репетиторами? Не проще ли потребовать от учителей работать более эффективно, так, чтобы репетиторы не требовались? В пределах школьной программы? Она же рассчитана на среднего ученика, и если ребенок что-то не усваивает, то это значит учитель не смог донести. Или это уже превратили в механизм добычи денег? Видимо да. На уроках не напрягаюсь, зато потом, после уроков за отдельную плату - пожалуйста. Уже представляю сейчас гнев учителей.
Часто слышу претензии к составителям тестов. Очень интересно, кто их составляет? Как-то довелось мне зайти в Управление образования нашего города. Справочку надо было взять. Иду по коридору, а там двери, двери, и над каждой табличка "Специалист". Ни в какой области специалист, ни его фамилии и ученых степеней, специалист и все. А за дверями - пигалицы, едва дошедшие по возрасту до совершеннолетия. А может вот такие анонимные специалисты в невесть каких науках и составляют эти тесты? Если учесть, что в начальниках у нас сегодня сидят люди далекие от образования и выбираются по признакам родства или кумовства, то какие тесты вы хотите получить?
Конечно, представляю, как сейчас мне начнут возражать, что я ничего не понимаю и все это было давно, а сейчас по-другому. Но это по-другому родилось не просто так. Его таким сделали. Во всяком случае, мне так видится. И видимо ЕГЭ у его истоков и ЕГЭ сегодня -это две большие разницы. Если помните, в этом году дело дошло до такого маразма, когда проверяли нижнее белье у девочек. Не кроется ли там что-то запретное для ЕГЭ? Вот таких дикостей даже представить было невозможно, когда все начиналось. А мысль была абсолютно разумная, чтобы сохранить здоровье детей и облегчить им жизнь в самый трудный период. Мне кажется, даже если сегодня придумать еще-что-то новое, хорошее, все равно все испортят чиновники-неучи. Начинать надо с головы. Так что не ЕГЭ виноват, а тот, кто его готовит. И мнения своего я не поменяю.
картинка из яндекс.картинки