Прозу писателя Андрея Платонова советские кинематографисты не жаловали.
И потому, что писатель не был в числе любимцев власти, и потому, что язык Платонова непрост и многим кажется тяжеловесным.
Впервые перенёс героев Андрея Платонова на экран режиссёр Резо Эсадзе, экранизировав рассказ «Фро» (1965), а спустя почти 20 лет Гавриил Егиазаров снял драму «Домой!» (1983), в основе которой лежал рассказ Платонова «Возвращение».
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Сценарий режиссёр написал сам. Надо сказать, что тему рассказ «Возвращение» поднимал сложную, о которой говорит было не принято: мужчина прошёл войну, и всё это время его жена справлялась с бытом сама, воспитывая двоих детей.
Но четыре года — это большой срок, когда-то любящие супруги отвыкли друг от друга, сейчас им трудно найти общий язык, хотя оба ждали встречи с нетерпением и мечтали о благополучной мирной жизни и счастливой семье.
Главные роли в фильме Гавриила Егиазаров получили хорошо известные зрителям актёры — Ирина Купченко и Александр Михайлов. Именно на них была возложена задача показать, как жили люди во время войны и сколько в этой жизни было тонких и деликатных подробностей. По сюжету капитан Алексей Иванов демобилизовался после Победы и отправляется домой, к жене, сыну и дочке.
На станции он встречает симпатичную девушку Машу, тоже отслужившую, и проводит с ней пару дней, но потом всё-таки едет домой.
Дома его ждут, но для мужчины всё чуть непривычно: он отвык от мирного быта, сын Петя почти полностью взял на себя функцию хозяина дома, хотя по возрасту ещё младший школьник. Жена Люба радостно принимает мужа: она любила и ждала его, стараясь заглушить в себе ежеминутные мысли о том, что он может не вернуться, как сотни других. И эта нескончаемая мучительная тревога заставила Любу совершить поступок, о котором она пожалела. Но всё же рассказала о нём Алексею, и тот решил жену не прощать, несмотря на её сожаления и любовь к мужу.
Большую часть фильма на экране присутствует дуэт Ирины Купченко и Александра Михайлова.
Гавриил Егиазаров умышленно не стал облегчать платоновский язык и постарался сохранить его стиль, хотя звучат фразы героев местами непривычно. Обсуждая ленту, кинокритик Надежда Васильева писала об актёрах, изъясняющихся авторским языком Андрея Платонова:
«Выполняют они свою задачу очень точно, кажется, что только так и могут выразить себя люди, измученные разлукой и ожиданием, успевшие в чём-то отвыкнуть друг от друга и трудно начинающие совместную жизнь».
В роли Маши, случайной попутчицы Алексея, — Екатерина Васильева. Занятно, что в вышедшей в 1978 году мелодраме «Приезжая» герой Александра Михайлова влюбился в героиню Жанны Прохоренко, матери Екатерины Васильевой. Теперь же, спустя пять лет, ему же пришлось сыграть романтические отношения с дочерью актрисы.
Роли детей Алексея и Любы сыграли юные актёры Женя Булакова и Вася Кривун,
в эпизодических ролях мелькнули Виктор Филиппов, Николай Сморчков, Юрий Мартынов, Игорь Нефёдов.
Снимали картину «Домой!» в Подмосковье. Часть съёмок прошла в Коломне, многие эпизоды создавали в Луховицком районе. В прокат ленту выпустили в мае 1983 года. Несмотря на отличный дуэт Александра Михайлова и Ирины Купченко, сыгравшей тут одну из своих лучших ролей, фильм «Домой!» не стал популярным и сейчас известен мало. Но внимания он заслуживает, это бесспорно. И из-за поднятой темы, и из-за безупречной и абсолютно достоверной игры актёров, и из-за своеобразия языка. Любопытно, что журнал «Спутник кинозрителя» советовал зрителям перед просмотром фильма перечитать рассказ Андрея Платонова:
«Не говоря уже об удовольствии, которое вы получите от чтения, рассказ и обогатит ваше восприятие картины, и поможет представить себе те трудности, с которыми справлялись кинематографисты при его переводе на язык кинематографа. <...> Авторы предпочли не рисковать пронзительной трогательностью рассказа, которая дойдёт до каждого из зрителей и никого не оставит равнодушным».
В 2007 году рассказ «Возвращение» был снова экранизирован, фильм получил название «Отец», а в главных ролях снялись Полина Кутепова (Люба) и Алексей Гуськов (Алексей). Мнения составить не могу, поскольку не смотрела. Знакомы ли вы с лентами «Домой!» и «Отец»? Какая версия ближе вам?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: