Найти тему

Единственный советский фильм про шахматиста, бросившего СССР

В семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века в СССР шахматы были очень популярны. Имена тогдашних звёзд шахмат, Анатолия Карпова и Гарри Каспарова, знали, наверное, все. И именно тогда, в 1980, режиссёр Юрий Вышинский снял драму о жизни гроссмейстера Александра Алехина, человека невероятно талантливого, но очень противоречивого.

В какой-то степени Алехина можно было считать шахматистом советским, ведь после революции он не уехал, как многие другие представители дворянства и даже стал чемпионом страны.

Но в 1920 году он всё-таки перебрался за границу. Многие думали, что на время, а оказалось, что навсегда.

Кадр из фильма «Белый снег России»
Кадр из фильма «Белый снег России»

Юрий Вышинский изначально задумывал более масштабное кино, в котором было бы три главных героя с судьбами, в чём-то похожими: Алехин, Куприн и Вертинский. Но потом остановился лишь на Алехине, взяв в качестве литературной основы роман «Белые и чёрные» Александра Котова.

Котов и сам был шахматистом, поэтому прекрасно знал предмет, о котором писал. А ещё он был поклонником Алехина, но не идеализировал его, а постарался сохранить объективность, когда писал роман.

Сценарий для фильма также создал Котов, а поскольку акцент в ленте планировалось сделать на эмигрантскую тоску и подспудное желание шахматиста вернуться на родину, то фильм получил название «Белый снег России». Кстати, стремление Алехина вернуться в СССР — факт спорный с исторической точки зрения, его современники и знакомые этого не подтверждали, однако в советском кинематографе эмигрантов было принято изображать как раз тоскующими по пресловутым берёзкам и страдающими без России.

На главную роль Вышинский пригласил Александра Михайлова. Тот уже был известен зрителю, хотя звёздные роли у него были ещё впереди. Не последнюю роль в выборе актёра сыграло внешнее сходство: режиссёру показалось, что Михайлов похож на Алехина. Сам актёр к роли готовился тщательно:

в шахматы он играть не умел, но убедительно изобразил гениального шахматиста.

Кроме того, Александр перенял и кое-какие особенности легендарного тёзки: например, было известно, что Алехин в быту был человеком несколько рассеянным, и в кадре не раз появляются развязанные шнурки. Ну и, конечно же, авторы не забыли про Чесса, обожаемого сиамского кота шахматиста, который неизменно присутствовал на матчах.

Партнёршей Александра Михайлова стала Наталья Гундарева, сыгравшая одну из нескольких жён шахматиста, Надежду Васильеву. Гундарева к 1980 уже успела стать любимицей аудитории, в её фильмографии было уже много сильных лент и разноплановых героинь. Кстати, буквально

через три года Наталья Гундарева и Александр Михайлов вновь встретятся на съёмочной площадке и вновь станут экранными супругами:

в комедии «Одиноким предоставляется общежитие» в финале их герои поженились. А вот последнюю жену Алехина, Грейс Висхар, обеспеченную шахматистку, изобразила полька Кристина Миколаевская. И тут стоит отметить, что

Кристина старше Александра Михайлова всего на пять лет, тогда как Висхар была старше Алехина на 16.

Несмотря на то, снять отдельный фильм о жизни Александра Ивановича Куприна у Вышинского не получилось, писатель всё же появился в «Белом снеге России». На эту роль пригласили Владимира Самойлова, тоже артиста знаменитого и любимого.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

А роль одного из основных соперников Алехина, шахматиста Макса Эйве, сначала отобравшего у него титул чемпиона мира, а потом снова уступивший, сыграл Тимофей Спивак. Любопытно, что спустя четыре года Спивак сыграет невозвращенца (каким в какой-то степени оказался и Алехин) в политическом детективе «Канкан в Английском парке».

Наверное, самым удивительным фактом в «Белом снеге России» является то, что

авторы показали Александра Алехина, шахматиста, который молодой Советский Союз бесповоротно оставил, более положительным, чем он был в реальности.

Эту попытку «обелить» героя потом ставили Вышинскому в вину и упрекали режиссёра в том, что он сделал гроссмейстера привлекательным. На самом деле шахматист с подозрительностью и неприязнью относился к СССР и особого рвения вернуться не выказывал. В кадре же Алехин — глубоко несчастный человек, ежеминутно помнящий о земле, которую оставил и живущий под гнётом тоски.

Кадр из фильма «Белый снег России»
Кадр из фильма «Белый снег России»

Хотя его провокационная фраза

«В стране, где шахматными фигурками топили «буржуйки», мне как шахматисту делать нечего»

(которую он действительно произнёс) в фильм вошла, в фильме он всё-таки выглядит классическим беженцем, заливающим ностальгию крепкими напитками, который вызывает сочувствие.

Драма «Белый снег России», хоть и вышла во времена массового увлечения шахматами, прорывной не стала. Хотя

и критики, и зрители единогласно отметили игру Александра Михайлова (а многие и сейчас считают образ Алехина одной из самых мощных его работ. И справедливо!).

Александр Котов, написавший сценарий, немного не дожил до премьеры и не успел полностью оценить фильм. Для Юрия Вышинского «Белый снеге России» стал последним в фильмографии: он прожил ещё десять лет, но больше ничего не снял.

Сегодня, увы, картина — в числе забытых.

Возможно, потому, что интерес к шахматам куда ниже, возможно, потому, что тема послереволюционной эмиграции устарела и утеряла актуальность. Но ленту посмотреть стоит. Хотя бы ради эффектного эпизода с одновременной слепой игрой на 32 досках с фашистами в госпитале. Это реальный исторический случай: Алехин, который в быту был забывчив и плохо запоминал самые обычные вещи, умел держать в памяти сотни шахматных комбинаций. Фашистов он победил, выиграв 30 партий и две окончив вничью.

А вы знаете другие фильмы про шахматистов?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-4