Да ну их, эти дорогущие Большой и Мариинский!
Мы посмотрим тот же спектакль за углом, в три раза дешевле.
Да?
Не надо себя обманывать.
Это не будет тот же спектакль.
Это будет спектакль с тем же названием. Но не тот же.
Понимаете?
Автор поставил смелый опыт - можно сказать, принес себя в жертву искусству, посмотрев в одну неделю два «Бахчисарайских фонтана».
Один - на фестивале в РАМТе «Балет летом», другой - гастроли Мариинского театра на Новой сцене Большого.
Вот сравните:
Это польская шляхта на балу в РАМТе
А это Мариинский театр с советскими декорациями 1930-х годов
Видите разницу?
Записи танцев легко можно найти в Интернете. И я тоже против своего обыкновения кое-что снимала, на днях выложу.
Я вам вот что хочу сказать:
Гастролирующие труппы не только в Москве работают.
В Петербурге есть свои, они, как правило, снимают Эрмитажный театр, а в последнее время и Михайловский. У нас для этих целей пригодился РАМТ (бывший Детский театр).
Съезжаются летом, когда обычные театры уже завершили сезон, обычные зрители уже разъехались — кто в отпуск, кто на дачу. В городе одни туристы.
Придумывают себе громкие названия — Национальный классический, либо, наоборот, Классический национальный, Коронный, Имперский, имени Анны Павловой, Матильды Кшесинской или их всех сразу.
Все формально прописаны в Москве. Или Петербурге.
Это не бином Ньютона. Я тоже могу оформить юридическое лицо у себя в квартире, зарегистрироваться как «Супер-пупер балет №1» и с этим названием гордо ездить по городам и весям: мол, мы из самой Москвы / самого Петербурга!
Я не раз читала возмущенные отзывы из Сибири, Нечерноземья, Дальнего Востока о таких, говоря вежливо, не очень добросовестных антрепризах. То, как они злоупотребляют репутацией моего города, порядком действует мне на нервы.
Но я же не говорю: не ходите туда!
Просто стоит заранее представлять себе, чего ждать.
На этом месте любой знатный Дзеновод бы и закончил.
Но, поскольку я собираюсь заканчивать с самим Дзеном, то мне надо оставить вам полное и подробное описание, закрывающее вопрос.
Поэтому я расскажу, что знаю, об участниках «Балета летом». А вы уж делайте выводы сами.
Марийский театр
Они прославились тем, что совместно с Кремлевским балетом и Донецкой оперой поставили «Войну и мир». На фестивале как раз был представлен этот спектакль. Я видела его раньше. Если интересно, то вот:
Дальше антрепризы.
Их я различаю по фамилиям руководителей - официальные названия друг на друга похожи, как братья-близнецы.
Труппа Валентина Грищенко
Русский классический театр балета
Именно их вы увидите, скорее всего. Этот коллектив составляет костяк фестиваля, они начинают, потом чуть-чуть отдохнут, и опять, все два месяца!
Валентин Грищенко — истинно эффективный менеджер. Говорю без всякой иронии. Он тратит деньги с умом, на декорации и костюмы. Что видит зритель в первые секунды, когда у него сразу же составляется впечатление от спектакля? Вот именно, костюмы и декорации.
А вкладывать в артистов — что толку? Сбегут! Потому солисты, как правило, приглашенные, а если свои, то и они раньше где-то еще работали, а сюда перешли уж под пенсию. Кордебалет — очень разномастный. Если пойдете, сами увидите.
Я смотрела у них «Щелкунчика» два раза...
... и «Жизель» - тоже два раза (тогда труппа еще имела лихое название Арт-Да!)
Как раз, когда к ним приезжали французы
Вот здесь профессиональная рецензия "Коммерсанта".
А с учетом того, что многие артисты, включая самого Валентина Грищенко, перешли туда из труппы Смирнова-Голованова, то еще «Дон Кихота» и «Спящую красавицу».
И вот теперь - «Бахчисарайский фонтан». Про него напишу отдельно, как время будет.
Труппу Анны Нехлюдовой (Национальный классический балет) не знаю, как-то не попадаю в их даты.
Детский музыкальный театр Наталии Сац
По-моему, он задумывался как оперный театр, хоть и для маленьких…
Тогда зачем им вообще балет? За тем, что на оперу никто не ходит?
Из балетов я видела только один - «Жизель».
С уверенностью могу только отметить сам факт, больше ничего не помню вообще. Нашла свой старый отзыв - оказалось, что не все так плохо.
Труппа Касаткиной / Василёва
Театр классического балета
Это отдельная и не очень веселая история.
Расхожее название можно было бы поставить его в один ряд с вышеупомянутыми. Однако читайте внимательно:
Государственный академический театр.
Ему почти 60 лет!
Начинали бодро.
В 1980-е годы мне было не до того, чтобы ходить по театрам. Но про «Швейцарскую молочницу», которую им поставил Пьер Лакотт для Екатерины Максимовой, писали все газеты. Я это хорошо помню.
Да и потом они славились собственными «эндемичными» постановками. Именно «Кас/Вас» считались раньше третьей балетной труппой в Москве, после Большого и Стасика.
Поэтому уже при рыночной экономике свое балетное образование я решила начать именно с них. Это была стратегическая ошибка!
Еще при жизни Натальи Касаткиной труппа держалась на плаву с большим трудом. Я видела у них «Спартака», «Спящую красавицу» и «Дон Кихота».
Кстати, на «Спартака» в РАМТе все билеты проданы. Могу поспорить, что 99% зрителей сделали такую же глупость, как и я в свое время — не прочитали отзывов.
Если мой отзыв по ссылке вверху вы находите уж очень радикальным, то вот здесь - мнение профессионала
Думаю, их подвела любовь к заграничным гастролям.
При историческом материализме уж точно они могли бы выхлопотать себе помещение. Не как «Кремлевский балет» - то случай уникальный, но хоть какое-нибудь. Но собственный театр — это ответственность. Его же надо использовать по профилю постоянно. А зачем выступать за рубли, когда можно за валюту?
Теперь танцуют «Щелкунчика» в актовом зале МИСиСа. Весело, да?
Sic transit gloria mundi
Но, если говорить про фестиваль в целом - есть и хорошие новости.
Живая музыка
Оркестр большой, с трудом помещается в оркестровой яме. Иногда арфу и ударные выносят в зал, и публика их рассматривает с неподдельным интересом.
Кто чем дирижирует, в программке никогда не говорится, но имена дирижеров на слуху:
Ярослав Ткаленко — дирижер театра Галины Вишневской, чуть ли не со дня основания, его фамилия на всех афишах, что я там видела
Роман Калошин — кажется, он сейчас работает в Челябинке. Но я помню его по спектаклям в Стасике
Ариф Дадашев — тоже Стасик (МАМТ, если так удобнее)
Николай Винокуров — вот его раньше не встречала, пришлось смотреть в Интернете. Наверное, потому что он из Петербурга, работает с оркестром филармонии
И главное — удобное расположение
- Центр города, рядом станция метро, пересадки работают до 1 часа ночи.
- Здание начала 19 века, Театральная площадь, вокруг бывшие императорские театры. Все же классический балет приятнее смотреть в классической обстановке, правильно?
Но будьте готовы к тому, что старое здание — действительно старое. Оконные рамы стоило бы покрасить, тем более, что летом окна нараспашку, кондиционеров нет, с программками вееры продают.
Как выглядит бывший Детский, а ныне Молодежный театр, я вам рассказывала много раз - вот, смотрите еще.
Кстати!
Балет здесь показывают не только летом, но и зимой.
В Большом «Щелкунчики» обещают по 50 000 руб., так что РАМТ теперь — наше все :):):)
Если я что-то упустила, то читайте, пожалуйста, тут: