Ни журналистов, ни телекамер, ни фуршета для избранной публики... Ни даже собственного здания. Детский музыкальный театр Наталии Сац на ремонте, поэтому спектакль идет пока на сцене РАМТа.
РАМТ – бывший ЦДТ, тоже театр для детей, тоже основан Наталией Сац, но расположен намного выгоднее – в углу от Большого. Соберетесь на каникулах посмотреть балет недорого – самое милое место.
Зачем вообще детскому театру «Жизель»? Ну а что вы скажете про «Альцину» Генделя? (Эта опера – единственное, что автор видел / слышал в театре Сац до вчерашнего дня)
Наверное, детские спектакли не делают кассы, приходится раскладывать репертуарные яйца по разным корзинам (идиоматическое выражение, если что).
Так или иначе, но и на любимую зрителями «Жизель» продать весь зал им не удалось даже в день премьеры. Посмотрите на фото, уйма свободных мест.
Фото (скоро будет)
При том, что немало билетов разошлось, наверное, по друзьям, знакомым и околобалетной общественности.
У меня тоже была возможность обзавестись бесплатным билетом в обмен на отзыв, но я решила не рисковать. Мало ли, вдруг что-то не понравится – должна же буду, как честный человек, вернуть деньги. А ну как меня усадили бы в партер, где кресла по 5 000 руб.?
И очень это было с моей стороны мудро!
Нет, правда, впечатления от «детской Жизели» до и после антракта – прямо противоположные, как будто разные артисты работали.
Хотя…
Давайте я вам лучше расскажу про оформительскую часть? А то получится, как будто я все время ругаюсь…
Итак, декорации и костюмы
Они есть. Уже хорошо.
Все же мы донельзя избалованы классическими постановками репертуарных театров. Вот посмотрите для сравнения:
Замечательно танцуют датчане, ничего не скажешь. Но серое платье на Жизели?? Она же не Золушка!
Декорации меня полностью устраивают, они подробные, добросовестные, каждая мелочь тщательно проработана, цвета негромкие, все к месту и очень хорошо смотрится.
К костюмам есть вопросы:
· Зачем к платью Жизели приделан такой вызывающе яркий, пожарно-красный лиф? Да еще роза в волосах, как у Кармен – тоже красная? Что должен думать зритель? Ну поясните нам, а то сиди тут, гадай…
- · Ганс в черно-коричневом костюме с белым подворотничком – словно недоедающий сельский священник, а вовсе не бодрый заведующий охотничьим хозяйством
- · Костюм Альберта во втором акте, по-моему, точная копия такого же в Большом театре. Только рейтузы забавного кастрюльного цвета
- · Наряды сельских жителей на мой вкус немного пестры, а Батильду, герцога и прочих аристократов какие-то оранжевые языки пламени украшают. Опять же – это нам что-то говорит об их будущей судьбе? Или просто так?
Но это частности, в целом с костюмами все неплохо.
Оркестр живой, вы можете видеть на фото, причем настолько большой, что арфа и ударная установка не поместились в оркестровую яму и переехали к боковым входам.
Переходим к собственно балету
«Хореографическая редакция» Кирилла Симонова.
Он же - худрук балета в театре Сац. И он же, кстати, поставил «Щелкунчика» в оформлении Михаила Шемякина в Мариинском-2.
Насколько я понимаю, «редакция» означает «тот же Петипа, но заметно облегченный и приспособленный к возможностям труппы». Здесь опять начинаются вопросы.
После первого акта у меня просто сводило скулы от тоски! Не знаю, хореограф так поставил, или артисты так танцуют, или то и другое сразу, но все происходящее на сцене выглядело механическим, безжизненным и невыносимо скучным!
Ведь первый акт – это бурное веселье, праздник урожая, вакхические пляски, заигрыванья Альберта и трогательное ожидание счастья Жизели. А что мы видим? Жизель выглядывает из-за двери и скачет по кругу – не потому, что солнце светит, птички поют и вообще жизнь прекрасна, а потому что так надо, хореограф приказал, зарплату начисляют. Ну видно же это, если не по выражению лица, то хотя бы в наклоне спины, в движениях рук, да и даже стоя. Нет вдохновения, нет и негде взять!
Про кордебалет говорить не буду, я же не специалист, но мне показалось, что довольно невпопад все идет.
«Вставное», оно же «крестьянское» па-де-де здесь называется «соло в па-де-сис». Фамилии посмотрите в программке, пожалуйста. Молодой человек мне понравился, но барышня, лауреат не помню, чего – как же она стучала пуантами об пол! Ну сил нет просто…
Единственный и потому необыкновенно яркий луч света: как это называется по-научному, когда Жизель на одной ножке прыгает? Класс! Легко, раскованно и по-хорошему небрежно, как будто никакого труда скакать на кончиках пальцев и нет. Я сразу подумала – а что, с самого начала-то нельзя так было?
Возможно, они волновались из-за премьеры? Но в РАМТе обстановка милая и домашняя, никаких строгих критиков не замечено.
Или просто берегли силы для второго акта? Это объяснение мне нравится больше. Как и сам второй акт!
Второй акт начинается с появления Мирты, суровой повелительницы виллис. Вернее, он начинается с Ганса и его пантомимы, но о нем позже.
Мирта меня удивила. Ее совсем не слышно! После дриад, сильфид и лебедей в двух главных театрах страны, которые приземляются с таким грохотом, что сцена может рухнуть, это же просто чудо!
Ее не слышно, когда она появляется и исчезает за кулисами, эдак мелко-мелко перебирая туфельками; не слышно, когда она летает по сцене в развевающихся километрах кисеи, не слышно вообще никогда! Поразительно!
Тут мое настроение резко переменилось, поскольку балет стал, наконец, похож на балет:
Восставшая из гроба Жизель держалась стойко и уверенно, Альберт раскаивался искренне и действенно, многочисленные мстительные виллисы не шумели – в общем, дело пошло!
Не то, чтобы меня совершенно покорили создаваемые артистами образы… Говоря честно, образов не было совсем. Альберт - по-современному бестолковый юноша, а исполнительнице партии Жизели больше подошла бы волевая непреклонная Мирта, а не трепетная жертва несчастной любви. Но кстати, и у нее пуанты не стучат!
Отдельно хочу сказать о Гансе. Наверное, это бывший премьер труппы, перешедший на мимические партии. В его распоряжении буквально несколько минут, чтобы заявить о себе. Но как же здорово он провел сцену роковой встречи с виллисами! Как изящно выглядит его «танец до упаду»! Это где он «быстрой ножкой ножку бьет». Потом на молодого графа Альберта свалилось то же испытание, но у него-то очень много есть простора для самоусовершенствования…
В сухом остатке:
Если у вас есть лишние деньги на партер, или нелишние – на балкон, их можно потратить без особого сожаления. На август уже продают билеты.
Свои фотографии я достану из фотоаппарата позже, так что пока – с сайта театра.
И вот поклоны
Кстати, как видно? Кажется, смартфоном видео лучше выходит, нет?
P.S.
Предыдущие статьи здесь,
Про разные города и страны, а также театры в них — тут.
А еще у меня есть почти заброшенный канал о борьбе «За чистоту русского языка». Каждый день имею случай убедиться, что она безнадежно проиграна…