Найти в Дзене

Детская «Жизель»? Скромная премьера в театре Наталии Сац

Ни журналистов, ни телекамер, ни фуршета для избранной публики... Ни даже собственного здания. Детский музыкальный театр Наталии Сац на ремонте, поэтому спектакль идет пока на сцене РАМТа. РАМТ – бывший ЦДТ, тоже театр для детей, тоже основан Наталией Сац, но расположен намного выгоднее – в углу от Большого. Соберетесь на каникулах посмотреть балет недорого – самое милое место. Зачем вообще детскому театру «Жизель»? Ну а что вы скажете про «Альцину» Генделя? (Эта опера – единственное, что автор видел / слышал в театре Сац до вчерашнего дня) Наверное, детские спектакли не делают кассы, приходится раскладывать репертуарные яйца по разным корзинам (идиоматическое выражение, если что). Так или иначе, но и на любимую зрителями «Жизель» продать весь зал им не удалось даже в день премьеры. Посмотрите на фото, уйма свободных мест. Фото (скоро будет) При том, что немало билетов разошлось, наверное, по друзьям, знакомым и околобалетной общественности. У меня тоже была возможность обзавестись бес
Фото с сайта театра
Фото с сайта театра

Ни журналистов, ни телекамер, ни фуршета для избранной публики... Ни даже собственного здания. Детский музыкальный театр Наталии Сац на ремонте, поэтому спектакль идет пока на сцене РАМТа.

РАМТ – бывший ЦДТ, тоже театр для детей, тоже основан Наталией Сац, но расположен намного выгоднее – в углу от Большого. Соберетесь на каникулах посмотреть балет недорого – самое милое место.

Зачем вообще детскому театру «Жизель»? Ну а что вы скажете про «Альцину» Генделя? (Эта опера – единственное, что автор видел / слышал в театре Сац до вчерашнего дня)

Наверное, детские спектакли не делают кассы, приходится раскладывать репертуарные яйца по разным корзинам (идиоматическое выражение, если что).

Так или иначе, но и на любимую зрителями «Жизель» продать весь зал им не удалось даже в день премьеры. Посмотрите на фото, уйма свободных мест.

Фото (скоро будет)

При том, что немало билетов разошлось, наверное, по друзьям, знакомым и околобалетной общественности.

У меня тоже была возможность обзавестись бесплатным билетом в обмен на отзыв, но я решила не рисковать. Мало ли, вдруг что-то не понравится – должна же буду, как честный человек, вернуть деньги. А ну как меня усадили бы в партер, где кресла по 5 000 руб.?

И очень это было с моей стороны мудро!

Нет, правда, впечатления от «детской Жизели» до и после антракта – прямо противоположные, как будто разные артисты работали.

Хотя…

Давайте я вам лучше расскажу про оформительскую часть? А то получится, как будто я все время ругаюсь…

Итак, декорации и костюмы

Они есть. Уже хорошо.

Все же мы донельзя избалованы классическими постановками репертуарных театров. Вот посмотрите для сравнения:

Замечательно танцуют датчане, ничего не скажешь. Но серое платье на Жизели?? Она же не Золушка!

Декорации меня полностью устраивают, они подробные, добросовестные, каждая мелочь тщательно проработана, цвета негромкие, все к месту и очень хорошо смотрится.

К костюмам есть вопросы:

Фото с сайта театра
Фото с сайта театра

· Зачем к платью Жизели приделан такой вызывающе яркий, пожарно-красный лиф? Да еще роза в волосах, как у Кармен – тоже красная? Что должен думать зритель? Ну поясните нам, а то сиди тут, гадай…

  • · Ганс в черно-коричневом костюме с белым подворотничком – словно недоедающий сельский священник, а вовсе не бодрый заведующий охотничьим хозяйством
  • · Костюм Альберта во втором акте, по-моему, точная копия такого же в Большом театре. Только рейтузы забавного кастрюльного цвета
  • · Наряды сельских жителей на мой вкус немного пестры, а Батильду, герцога и прочих аристократов какие-то оранжевые языки пламени украшают. Опять же – это нам что-то говорит об их будущей судьбе? Или просто так?

Но это частности, в целом с костюмами все неплохо.

Оркестр живой, вы можете видеть на фото, причем настолько большой, что арфа и ударная установка не поместились в оркестровую яму и переехали к боковым входам.

Переходим к собственно балету

«Хореографическая редакция» Кирилла Симонова.

Он же - худрук балета в театре Сац. И он же, кстати, поставил «Щелкунчика» в оформлении Михаила Шемякина в Мариинском-2.

Насколько я понимаю, «редакция» означает «тот же Петипа, но заметно облегченный и приспособленный к возможностям труппы». Здесь опять начинаются вопросы.

После первого акта у меня просто сводило скулы от тоски! Не знаю, хореограф так поставил, или артисты так танцуют, или то и другое сразу, но все происходящее на сцене выглядело механическим, безжизненным и невыносимо скучным!

Ведь первый акт – это бурное веселье, праздник урожая, вакхические пляски, заигрыванья Альберта и трогательное ожидание счастья Жизели. А что мы видим? Жизель выглядывает из-за двери и скачет по кругу – не потому, что солнце светит, птички поют и вообще жизнь прекрасна, а потому что так надо, хореограф приказал, зарплату начисляют. Ну видно же это, если не по выражению лица, то хотя бы в наклоне спины, в движениях рук, да и даже стоя. Нет вдохновения, нет и негде взять!

Про кордебалет говорить не буду, я же не специалист, но мне показалось, что довольно невпопад все идет.

«Вставное», оно же «крестьянское» па-де-де здесь называется «соло в па-де-сис». Фамилии посмотрите в программке, пожалуйста. Молодой человек мне понравился, но барышня, лауреат не помню, чего – как же она стучала пуантами об пол! Ну сил нет просто…

Единственный и потому необыкновенно яркий луч света: как это называется по-научному, когда Жизель на одной ножке прыгает? Класс! Легко, раскованно и по-хорошему небрежно, как будто никакого труда скакать на кончиках пальцев и нет. Я сразу подумала – а что, с самого начала-то нельзя так было?

Фото с сайта театра
Фото с сайта театра

Возможно, они волновались из-за премьеры? Но в РАМТе обстановка милая и домашняя, никаких строгих критиков не замечено.

Или просто берегли силы для второго акта? Это объяснение мне нравится больше. Как и сам второй акт!

Второй акт начинается с появления Мирты, суровой повелительницы виллис. Вернее, он начинается с Ганса и его пантомимы, но о нем позже.

Мирта меня удивила. Ее совсем не слышно! После дриад, сильфид и лебедей в двух главных театрах страны, которые приземляются с таким грохотом, что сцена может рухнуть, это же просто чудо!

Ее не слышно, когда она появляется и исчезает за кулисами, эдак мелко-мелко перебирая туфельками; не слышно, когда она летает по сцене в развевающихся километрах кисеи, не слышно вообще никогда! Поразительно!

Тут мое настроение резко переменилось, поскольку балет стал, наконец, похож на балет:

Фото с сайта театра
Фото с сайта театра

Восставшая из гроба Жизель держалась стойко и уверенно, Альберт раскаивался искренне и действенно, многочисленные мстительные виллисы не шумели – в общем, дело пошло!

Не то, чтобы меня совершенно покорили создаваемые артистами образы… Говоря честно, образов не было совсем. Альберт - по-современному бестолковый юноша, а исполнительнице партии Жизели больше подошла бы волевая непреклонная Мирта, а не трепетная жертва несчастной любви. Но кстати, и у нее пуанты не стучат!

Отдельно хочу сказать о Гансе. Наверное, это бывший премьер труппы, перешедший на мимические партии. В его распоряжении буквально несколько минут, чтобы заявить о себе. Но как же здорово он провел сцену роковой встречи с виллисами! Как изящно выглядит его «танец до упаду»! Это где он «быстрой ножкой ножку бьет». Потом на молодого графа Альберта свалилось то же испытание, но у него-то очень много есть простора для самоусовершенствования…

В сухом остатке:
Если у вас есть лишние деньги на партер, или нелишние – на балкон, их можно потратить без особого сожаления. На август уже продают билеты.

Свои фотографии я достану из фотоаппарата позже, так что пока – с сайта театра.

И вот поклоны

Кстати, как видно? Кажется, смартфоном видео лучше выходит, нет?

P.S.

Предыдущие статьи здесь,

Про разные города и страны, а также театры в них — тут.

А еще у меня есть почти заброшенный канал о борьбе «За чистоту русского языка». Каждый день имею случай убедиться, что она безнадежно проиграна…