Найти тему

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА В АРКТИКЕ - БОРЬБА ЗА БОЛЬШОЙ КУШ

Андрей МУСАЛОВ

На фоне горячих событий последних лет, происходящих в Европе и на Ближнем Востоке, мало кто вспоминает об еще одном потенциальном регионе противостояния между целым рядом стран - Арктике. Между тем, подо льдами самого северного океана скрыты огромные залежи полезных ископаемых, которые интересны слишком многим претендентам.

Противостояние во льдах

В 1920-е годы новости о наличии в Арктике больших залежей полезных ископаемых быстро привели к росту международной напряженности. Произошли конфликты между Канадой и Данией, а также Канадой и США из-за прав на землю и острова в прилегающих полярных водах. В 1923—24 годах англичане и американцы, пользуясь нестабильностью в Советской России, попытались захватить острова Сибирской части Ледовитого океана. В том же, 1924 году, в стенах американского парламента звучали речи о необходимости объявить Северный полюс принадлежащим США и лишь энергичное сопротивление Англии помешало осуществлению этого намерения.

Начиная с 1924 года между Норвегией и Данией велся спор из-за прав на Гренландию. Норвежская оккупация восточного побережья Гренландии вызвала резкие протесты Дании. В 1932–33 годах это дело разбиралось в Гаагской палате, вынесшей решение в пользу Дании.

-2

Новый виток противостояния в Арктике начался в ходе Второй мировой войны. Американцы опасались, что Гренландию будут использовать немцы, которые в тот момент оккупировали датскую метрополию. В итоге с 1941 по 1945 годы Гренландия пользовалась самоуправлением под протекторатом США. После окончания войны остров вернулся к Дании, но США продолжали рассматривать его как перспективную территорию для освоения и базу для противостояния Советскому Союзу.

С началом «холодной войны» США и их союзники стали активно разрабатывать планы атомных бомбардировок городов СССР. Наиболее перспективным направлением для прорыва американских бомбардировщиков вглубь территории Советского Союза представлялся Арктический регион. При этом стратегия США в Арктике учитывала трудности создания надежной системы противовоздушной обороны вдоль северной береговой линии СССР. Как и у советской стороны, у американских ВВС возникла проблема недостаточной дальности бомбардировщиков. Решить ее предполагалось с помощью ледовых аэродромов. Эта операция, проводившаяся под эгидой постоянного объединенного совета обороны США и Канады, получила кодовое название «Белая куропатка».

С весны 1946 года американские самолеты приступили к поискам значительных по размерам прочных льдин, которые могли бы стать вспомогательными аэродромами. Они получили кодовое название «Target» (цель, мишень, задача). На самой крупной из них 27 апреля 1947 года была создана первая американская дрейфующая станция, способная принимать самолеты Т-3.

В том же году американцами было создано еще несколько полярных станций: «Юрика», «Резольют-бей», «Изаксен», «Моул-бей». А в 1952 году по инициативе и под руководством майора ВВС США Д. Флетчера была проведена операция «Сосулька». В ходе ее проведения на гигантской льдине была создана крупная плавучая авиабаза. Однако вскоре операция была прервана по причине того, что советская сторона создала в Заполярье широкую сеть собственных военных аэродромов.

-3

Строительство советских арктических аэродромов, в том числе военного назначения было начато в конце 1940 — начале 1950-х годов. Среди них был даже один, распложенный на крупной дрейфующей льдине. На нем базировался полк истребителей Ла-11 СССР. Были попытки использовать льдины и для базирования более крупных самолетов — бомбардировщиков Ил-28 и Ту-16. Однако после ряда экспериментов от этой идеи было решено отказаться.

-4

Следующим шагом стало создание в заполярном регионе сети военных аэродромов с взлетно-посадочными полосами длиной от 1200 до 2500 метров. Для этого, в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 25 марта 1948 года, вдоль Северного морского пути были дислоцированы пять отдельных аэродромно-строительных батальонов численностью по 560 человек. Одновременно силами Дальстроя МВД был построен порт Певек.

В период с 1946 по 1954 год в арктическом регионе были построены несколько круглогодичных аэродромов, предназначенных для базирования военно-воздушных сил и Полярной авиации Главсевморпути. Они размещались в следующих пунктах: Воркута, Диксон, Амдерма, Игарка, Уэлькаль, Хатанга, Таймалыр, Усть-Кара, мыс Каменный, остров Средний, мыс Челюскин, мыс Косистый, Тикси, Усть-Янск, Чокурдах, Кресты Колымские, Певек, остров Врангеля, Северная Земля, архипелаг Земля Франца-Иосифа. Помимо самолетов, на этих аэродромах размещались части материально-технического обеспечения и ПВО. Все это входило в состав Арктической оперативной группы со штабом в городе Тикси.

Советская аэродромная сеть в Заполярье постоянно расширялась. К началу 1960-х годов здесь постоянно функционировало 16 аэродромов, на которых могли базироваться носители ядерного оружия — бомбардировщики Ту-16. Их появление в районе Северного полюса заставило американскую сторону срочно создавать три линии ПВО для противодействия возможному авианалету с этого направления. Они были развернуты на Аляске и севере Канады.

-5

В 1951 году в северной части Гренландии американцы создали авиабазу Туле. Изначально она рассматривалась как аэродром подскока для ядерной атаки Советского Союза через полюс. Дозаправленные на ней В-36 могли долететь до Урала и Сибири. С середины 50-х годов на острове начали развертывать систему раннего обнаружения против советских бомбардировщиков. Работы проводились совместно со специалистами ВВС и Инженерным корпусом американской армии.

Уже тогда некоторые представители Вооруженных сил США предлагали развернуть в Гренландии несколько десятков авиабаз, содержащих половину американских стратегических бомбардировщиков и ракеты стратегического назначения. Итогом стал проект «Ледяной червь» (Project Iceworm). В его рамках под ледяным щитом острова Гренландия планировалось размещение сети мобильных стартовых площадок для ядерных ракет. План предполагал создание 400-километровой системы туннелей, в которых располагалось бы около 600 ракет. В случае ядерной войны они могли бы достичь территории СССР.

В 1958 году на северо-западе Гренландии, на леднике высотой 2000 метров была заложена площадка (Camp Century), объединяющая 21 туннель общей протяженностью 3 км. Прямо подо льдом были возведены магазин, церковь и другие социальные объекты. Общее количество сотрудников, задействованных в строительстве и проживающих подо льдом, составляло 200 человек. Вода бралась непосредственно из ледников, а поставка электроэнергии осуществлялась с помощью мобильного ядерного реактора Alco PM-2A. Однако спустя несколько лет выяснилось, что перемещение ледников внутри ледяного щита происходит значительно интенсивнее, чем ожидалось при планировании. Возведенные во льду объекты начинали разрушаться уже спустя 2 года после ввода в строй.

-6

В 1966–1967 годы «Ледяной червь» была признан неэффективным проектом и был закрыт. Остатки его сооружений и отходы, включая радиоактивные, были брошены на месте, поскольку предполагалось, что они будут навечно погребены под слоем снега. Однако ледники Гренландии продолжают таять, и ученые стали опасаться, что уже в 2025 году часть заброшенных объектов начнет проявляться из-подо льда. Ядерные отходы начнут просачиваться в грунтовые воды и уноситься в Мировой океан.

У нас, в клубе

В настоящее время приарктическими государствами считаются Россия, Канада, США, Норвегия и Дания. Также на данный статус претендуют Исландия, Швеция и Финляндия. Для урегулирования возможных споров в районах Крайнего Севера был создан Арктический совет, в который входят Россия, Канада, США, Финляндия, Норвегия, Дания, Исландия и Швеция. Еще двенадцать стран, среди них Китай, Япония и Южная Корея, присутствуют в статусе наблюдателей.

Согласно конвенции ООН по морскому праву от 1982 года приарктические государства обладают суверенным правом на разработку недр в пределах принадлежащих им исключительных экономических зон (до 200 миль шириной) и континентального шельфа (до 350 миль шириной), хотя эти районы Арктики и не входят в состав их государственных территорий. Схожая ситуация складывается вокруг Южного полюса, где сложился круг «приантарктических» стран.

С международно-правовой точки зрения Арктика и Антарктида считаются «ничейными землями». Вопрос о делении региона на международном уровне номинально не решен. Однако еще в 1909 году Канада распространила свою юрисдикцию на сектор Арктики, заключенный между меридианами, начинающимися в точках выхода ее сухопутной границы к Северному Ледовитому океану и сходящимися на северном полюсе. В ответ в 1916 году Россия приняла аналогичный закон. Три других приарктических государства свои владения в Арктике никак законодательно не оформляли, при этом возражений России и Канаде никто не высказывал. По сути, принцип секторального деления Арктики стал общепризнанной данностью.

-7

Впрочем, в последнее десятилетие звучали призывы к пересмотру подобного деления. Возникший в 1990-е годы вакуум в бывшем советском заполярье поспешили заполнить многочисленные страны так называемого «арктического клуба»: США, Канада, Дания, Норвегия и т. д. Более того, к ним прибавились государства, чьи территории довольно-таки далеки от полярных областей: КНР и Индия. Представители этих стран придерживаются точки зрения, что Российская Федерации не вправе в одиночку контролировать свои территории Арктики и Сибири, предлагают разделить эти богатства «по справедливости».

Причина очевидна — в Арктическом регионе обнаружены крупные месторождения природных ископаемых. По оценкам Геологической службы США, в зоне Северного Ледовитого океана располагается до 20 % мировых запасов углеводородов: потенциальные запасы газа оцениваются в 47,3 трлн м3, газового конденсата в 44 млрд баррелей, нефти в 90 млрд баррелей.

Наиболее крупные газовые месторождения находятся у берегов Сибири и Аляски. В будущем арктический шельф может стать очень важным или даже основным источником углеводородного сырья. Помимо углеводородов, здесь были открыты крупные залежи руд, включая редкоземельных металлов. В Арктике сосредоточены и крупные биоресурсы планеты. Здесь водится более 150 видов рыб, ряд которых имеют рыбопромысловое значение.

-8

Главной особенностью российского сектора Арктики является Северный морской путь, транспортная магистраль, в которой весьма заинтересованы как государства Азиатско-Тихоокеанского региона, так и Североатлантического альянса. Предположительно, по этой кратчайшей морской дороге между Европой и Юго-Восточной Азией уже через 10–15 лет любое судно сможет пройти летом без сопровождения ледокола. Китай и Япония имеют немалые виды на полярную трассу, называя ее «Шелковым путем по льду».

Теоретически, Российская Федерация может регулировать движение по этой международной трассе, устанавливая контроль судов у своих арктических берегов и взимая тарифный сбор за прохождение и проводку. Это обстоятельство вызывает недовольство у ряда государств: США и ряд его союзников настаивают на том, чтобы движение кораблей и судов по Севморпути осуществлялось без всякого контроля со стороны России. КНР также считает, что для ее судов при прохождении через Северный Ледовитый океан должны быть созданы «особые условия». Примечательно, что китайские судостроители проектируют военные корабли, способные двигаться во льдах. Немалый интерес к арктической зоне также проявляют Великобритания, Индия и Япония.

-9

В марте 2019 года Российская Федерация заявила о создании правил прохода по Северному морскому пути, ранее открытому для международного судоходства. Согласно им, о своем проходе иностранные корабли должны уведомлять российские ведомства, включая пограничное, за 45 суток. В Минобороны России заявили, что Москва оставит за собой право на арест или даже уничтожение того, кого сочтет нарушителем.

В США заявили об обеспокоенности претензиями России на Северный морской путь. Американскую сторону поддержали правительства Великобритании, Дании, Канады и Норвегии. При этом словами дело не ограничивается. В Норвегии уже неоднократно проводились совместные учения НАТО, предназначенные для получения опыта действий в Арктике. Несмотря на заявления западных «партнеров» о милитаризации Арктики Россией, они сами создают вооруженные ледоколы, проводят крупные учения у границ и продолжают требовать бесконтрольного доступа в Русскую Арктику.

-10

Россия четко определила границы своей территории указом президента РФ от 2 мая 2014 года. Однако в ходе ежегодно приводящихся заседаний Арктического форума «Арктика — территория диалога» Правительство России стремится решать все возможные споры с остальными странами «Арктического клуба». Аналогичная площадка работает и при ООН.

Позиция России находит понимание у коллег по клубу далеко не всегда. Примером может служить выступление Госсекретаря США Майка Помпео на заседании Арктического совета, проходившего в Финляндии. Он недвусмысленно заявил, что Соединенные Штаты намерены усилить свое присутствие в Арктике, чтобы противостоять агрессивному поведению России и Китая.

В рамках того же заседания Помпео встречался с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, который отметил, что в Арктическом регионе поводов для конфликтов нет, а экономическую деятельность надо осуществлять, исходя из интересов коренных жителей регионов и заботы об экологии.

Лакомый шельф

Особо хотелось бы отметить «проблему российского континентального шельфа». В 2015 году Россия подала заявку на расширение границ своего континентального шельфа в Арктике на 1,2 млн км2 (три площади Германии). В начале апреля 2019 года эту заявку одобрила профильная комиссия ООН.

В 1920-е годы СССР, Норвегия, Дания, Канада и США условились считать воду и острова в пределах полярного сектора государства частью территории России. Таким образом, Советский Союз стал обладателем сектора Арктики между Чукоткой, Северным Полюсом и Кольским полуостровом.

Ситуация изменилась в последней четверти прошлого века, когда развитие технологий бурения позволили добывать углеводороды на морском шельфе. С точки зрения геологии континентальные шельфы (в буквальном переводе с английского — «полка») считаются подводным продолжением материков. Зачастую здесь находится большое количество осадочных пород, среди которых находятся полезные ископаемые, например, нефть и газ. Неудивительно, что в середине ХХ века океанские шельфы стали объектом пристального внимания ряда государств.

-11

Сначала приполярные страны национализировали свои шельфы самостоятельно. Затем пришел черед двусторонним и многосторонним договорам между ними, в качестве третейского судьи выступала Организация Объединенных Наций. Таким образом, в 1982 году для разрешения подобных споров в ООН была разработана Конвенция по морскому праву. Ее подписали и ратифицировали 166 стран, в том числе все приполярные. Единственным крупным государством, отказавшимся ратифицировать конвенцию, стали США.

Отмена секторального принципа разделения Арктического региона привела к тому, что на его природные богатства стали претендовать государства, весьма далекие от Арктики. Сегодня среди наиболее активных претендентов на арктические территории можно выделить 17 государств: Российскую Федерацию, США, Канаду, Норвегию, Данию, Великобританию, Исландию, Бельгию, Ирландию, Швецию, Финляндию, Нидерланды, Латвию, Литву, Эстонию, Польшу, ФРГ.

Кроме того, свои интересы на Крайнем Севере имеются у Китая, создавшего наземную базу на Шпицбергене. В ближайшей перспективе в КНР планируется строительство серии ледокольных кораблей, в том числе — военного назначения.

В настоящее время межгосударственные отношения в Арктике регулируются все той же Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года, которая предоставляет прибрежным странам контроль над континентальным морским шельфом. Речь идет о морском дне и недрах подводных районов, находящихся за пределами территориальных вод государства. Согласно 76-й статье конвенции ни одна страна не вправе устанавливать контроль над Арктическим регионом. Имеющие выход к Ледовитому океану государства могут объявить своей исключительной экономической зоной территорию, простирающуюся на 200 миль от берега. Эта зона может быть расширена еще на 150 морских миль, если страна докажет, что арктический шельф является продолжением ее сухопутной территории. В своей экономической зоне прибрежное государство имеет преимущественное право на добычу полезных ископаемых.

-12

Хотя понятие континентального шельфа и было введено в 1982 году Организацией Объединенных Наций в Конвенции по морскому праву, в этом документе точно не были определены границы континентального шельфа, которые бы узаконили сферы интересов стран-претендентов на Арктику, ввиду сложности процедуры. Государствам надо доказать, что они претендуют именно на шельф, а не морское дно. Если в пробах донного грунта присутствуют продукты выветривания, такие как разрушения магматических пород под действием ветра, осадков и жизнедеятельности растений, значит, это участок дна прежде был сушей. Если же на дне только осадочные породы, а под ними одни граниты и базальты — это морское дно, и всегда им было. Такие доказательства ООН принимает как бесспорные.

Исследования континентальных шельфов — процедура дорогостоящая и сложная. Поэтому большинство стран-конкурентов используют проверенные приемы — политическое и военное давление. В свое время президент США Барак Обама, утверждая первую в истории США американскую стратегию в Арктике, заявил, что она создается исключительно для охраны «хрупкой экосистемы Арктики». Его случайно опроверг министр обороны США Чак Хагел, разъяснивший суть доктрины несколько иначе: «В условиях беспрецедентного таяния арктических льдов» Америка должна обеспечить «свой суверенитет на Аляске и вокруг нее», а для всего остального Северного Ледовитого океана — «режим свободного мореплавания».

-13

Суверенитет континентального шельфа для себя и свободное мореплавание для других желают установить не только США. Практически все участники «арктического процесса» высказывают друг к другу претензии по поводу тех или иных территорий. Так, Канада претендует на 200 тысяч км2 континентального шельфа, а также на Северный полюс. Претензии этого государства касаются практически всех полярных соседей. Например, последние три десятка лет Канада и Дания не могут поделить каменистый остров Ханса (Туркупалук), расположенный в Северо-Западном проходе, соединяющем Атлантический и Тихий океаны. Остров представляет собой трехкилометровую полосу обледенелых скал, но это не мешает обеим сторонам по очереди водружать на нем свои флаги.

В последние годы конфликт из-за Хансы обострился. Канада провела в районе острова военные маневры, в ходе которых министр обороны этого государства высадился на спорной территории. В ответ Копенгаген выслал к острову патрульный катер «Тулугак», обозначивший военное присутствие Дании в спорном регионе. У Канады имеется ряд разногласий и с США. Прежде всего, речь идет о морской границе в море Бофорта, проливе Хуан-де-Фука и острове Мачиас-Сил.

-14

Ирландия, Дания, Великобритания и Исландия имеют свои разногласия по континентальному шельфу Фарерских островов, проходящему за пределами 200-мильной зоны. Причина в спорной трактовке средней линии рыболовства, проходящей в районе, что не раз приводило к серьезным конфликтам между этими странами, в том числе — вооруженным.

Фото из сети интернет