...или теория и практика литературы вчера и сегодня, если кому интересно.
Сергей Довлатов вспоминал:
Иосиф Бродский высказался следующим образом:
— Ирония есть нисходящая метафора.
Я удивился:
— Что это значит — нисходящая метафора?
— Объясняю, — сказал Иосиф, — вот послушайте. «Её глаза как бирюза» — это восходящая метафора. А «её глаза как тормоза» — это нисходящая метафора.
Метафора — по-гречески "перенос".
Аристотель понимал метафору как максимально лаконичное, сокращённое сравнение объектов без указания оснований и мотивов для сравнения. "Сердце птицею забилось" — это метафора. "Мне кажется, что сердце похоже на птицу" — это недоразумение.
Метафора сопоставляет и сближает объекты, принадлежащие к разным классам, которые не могут быть сближены на рациональных основаниях: "Любовь — пьянящее вино".
С помощью метафоры создаются художественные образы и новые смыслы, а заодно — проблемы для переводчиков. Осёл в русском языке метафорически означает человека упрямого и неумного, а в испанском — трудолюбивого.
Специалисты пишут, что метафора ориентируется прежде всего на характеризующую функцию, а метафоризуются в первую очередь конкретные существительные (зеркало-душа), прилагательные, обозначающие физические качества (острый ум), и глаголы, выражающие механические действия (время течёт).
С помощью метафор издревле образуются названия предметов: колодезный журавль, горлышко бутылки, глазной белок...
Метафоры используются во всех жанрах, предназначенных для блокировки аналитической деятельности сознания и воздействия на эмоции и воображение: от политического дискурса (рычаги власти) и публицистики (ростки демократии) до прозы и поэзии, где метафора служит решению эстетических задач.
Как и в случае с метафорами у Бродского с Довлатовым, смыслы тоже могут быть восходящими и нисходящими.
Скажем, Ивана Тургенева обычно указывают автором признания:
Я бы отдал весь свой гений и все свои книги за то, чтобы где-нибудь была женщина, которую беспокоила бы мысль, опоздаю я или нет к обеду.
На схожей оценке результата собственных трудов построена старая байка о юбилее великого учёного.
Участники торжества в пафосных речах воспевают его роль в науке, восхищаются множеством написанных книг...
— Помню, студентом в колхозе я уговорил однокурсницу пойти со мной на сеновал, — задумчиво говорит учёный в ответном слове. — Молодой был, неопытный. И у меня ничего не вышло, потому что девушка проваливалась в сено. А сейчас я гляжу на все свои книги и думаю: здорово было бы подложить их тогда моей подружке под задницу.
Весь гений и все книги — за женщину, как у Тургенева, только без избыточного пуританства, которым Иван Сергеевич тоже не отличался.
Правда, здесь речь уже скорее не о метафорах, а об ассоциативных рядах. Но в этом пусть специалисты разбираются.
(Снимок с первого рок-фестиваля в Вудстоке, 1969)
Рекомендованная ссылка "О НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"
ВНИМАНИЕ!
Читать авторские книги, комментировать эксклюзивные публикации, порой вступать в переписку с автором — эти и другие приятные возможности с начала 2025 года получают подписчики аккаунта "Премиум".
Стартовый минимум — цена пачки дешёвых сигарет.
Подписывайтесь, потолкуем.
★ "Петербургский Дюма" — название авторской серии историко-приключенческих романов-бестселлеров Дмитрия Миропольского, лауреата Национальной литературной премии "Золотое перо Руси", одного из ведущих авторов крупнейшего российского издательства АСТ, кинотелевизионного сценариста и драматурга.
Иллюстрации из открытых источников.