Собирая сведения об истории формирования и боевого применения штрафных частей, сегодня столкнулся с историей необычного боя. При этом факт участия в нём "штрафников" - всего лишь добавляет интереса к материалу. Но даже если бы их там не было, об этом событии стоило бы говорить отдельно.
В тихом омуте...
Апрель, май и июнь 1943 года - это время относительного затишья в районе Курского выступа. И наши и немцы готовились к предстоящим решающим сражениям. И, конечно, обе стороны пытались вступить в эти бои в наилучших условиях. Например, командиры советских стрелковых полков и дивизий стремились улучшить передний край своей обороны. Это было вполне разумно. нередко складывалась ситуация, когда немцы сидели на какой-нибудь горке и просматривали передний край советской обороны. В случае начала большого наступления штурм такой высотки обещал нашим войскам большие проблемы.
Вот и пользовались советские войска спокойной обстановкой для проведения частных боевых операций. Зачастую все они строились по одной схеме: саперы под покровом ночи проделывают проходы в проволочных заграждениях, потом короткий артналёт артиллерии, дальше идёт бросок пехоты и захват укреплений врага. Зачастую немцы "оживали" уже после потери своих опорных пунктов, но зато проявляли огромное упорство при возвращении их под свой контроль. Обычно после 2-3 дней боёв советские войска оставляли захваченное и возвращались на исходные позиции. Закрепить первоначальный успех удавалось крайне редко.
Похожим образом шла боевая работа и на участке 354-й стрелковой дивизии 65-й армии Центрального фронта. Время от времени её командир полковник Д.Ф. Алексеев приказывал провести частные боевые операции. В среднем происходило это раз в месяц. Зачастую к операциям привлекались отдельные штрафные роты. Именно они выступали главной ударной силой.
Первая атака была предпринята в начале мая. Тогда 2-я отдельная армейская штрафная рота (оашр) не смогла пройти дальше проволочных заграждений противника. Вторая попытка улучшения переднего края была предпринята 3 июня. Здесь уже всё было гораздо успешнее. Внезапной атакой была захвачена деревня Тростенчик и завязался бой за высоту севернее её. Однако немцы быстро пришли в себя, подтянули резервы и предприняли попытки исправить положение. В результате вводом в бой стрелкового полка командир 354-й дивизии сумел удержать Тростенчик. Потери за сутки боя составили 106 убитых и 156 раненых.
Командиру дивизии, видимо, понравилось руководить частными боевыми операциями. Теперь он уже не делегировал эту обязанность своим подчинённым, как было в мае. Однако главная проблема никуда не девалась: как быстро и с минимальными потерями преодолеть две линии колючей проволоки и минные заграждения под огнём вражеских пулемётов? И тут на помощь своему командиру пришла группа офицеров штаба дивизии с безумной по своей наглости идеей.
Хитрый план
Напомним, что фронт стоял без движения 3 месяца. Люди в окопах "обжились". Немец тоже сидел относительно смирно. Редкие перестрелки и поиски разведчиков не в счёт.
И вот на этом фоне инженер 354-й дивизии майор К.Н. Евстратов решил пойти по нестандартному пути при прорыве обороны. Он предложил сделать подкоп под позиции немцев в районе села Березовец. Предполагалось проложить подземную галерею длиной в 130 метров. Изюминкой этого плана было то, что подкоп делали не для подрыва укреплений врага. Наоборот, предлагалось провести штурмовые группы к позициям гитлеровцев, а дальше произвести внезапную атаку.
План этот имел кучу изъянов: как обеспечить секретность, куда девать землю, кто будет всем этим заниматься? Однако 25 июня Д.Ф. Алексеев железной рукой пресёк все сомнения, утвердив план операции. Не забыл комдив и главный армейский закон: инициатива благоволит инициатору. Майор К.Н. Евстратов был назначен ответственным за строительство. Закипела работа.
"Копачами" стали лучшие сапёры 476-го отдельного сапёрного батальона. "Прорабом" (так в документе) стал командир сапёрной роты капитан Н.А. Боровой. Пол подземной галереи находился на глубине 3-3,5 метров от поверхности. Над головами людей оставалось 1,5-2 метра земли. Сначала копали нормальными лопатами, по мере приближения к противнику перешли на малые саперные, а последние метры проходили специальными небольшими резаками. Скорость закономерно упала с 12 до 2 метров в сутки.
К стройке привлекли коммунистов и комсомольцев. Они должны были выносить землю и приносить крепежные рамы. Эта работа велась ночью.
Сам тоннель шёл перпендикулярно к позициям немцев и заканчивался между двумя ДЗОТами. В конце тоннеля было сделано 3 люка для прохода штурмовиков на поверхность. Люки были широкими, через них предполагалось пропихнуть громоздкие "максимы".
Удивительно, но на всём протяжении работ удалось сохранить секретность.
Атака
В качестве штурмовиков были определены бойцы 420-й разведроты и 257-й штрафной роты. При этом атаковать решили не ночью, а белым днём. 19 июля 1943 года в 14.20 штурмовые группы начали атаку. Обескураженные немцы стрелять начали только через 4 минуты после начала атаки. К тому моменту в их траншеях было уже полно советских бойцов. Всего за 15 минут всё было кончено, а штурмовые группы по ходам сообщения устремились вглубь немецкой обороны к Березовцу.
Памятуя о том, что немцы предпочитают проводить быстрые контратаки, Д.Ф. Алексеев ввёл на захваченную высотку 4 стрелковые роты. Они должны были обеспечить закрепление захваченного рубежа. Майор К.Н. Евстратов со своими сапёрами тем временем принялся активно минировать местность, затрудняя доступ на высоту для противника.
И немцы не заставили себя ждать. В 16.30 последовала первая атака, которая остановила и слегка потеснила разведчиков и "штрафников". Но советские воины не дрогнули. Быстро сориентировавшись, штурмовики буквально за полчаса разгромили эту волну гитлеровцев.
За остаток дня немцы провели ещё 5 попыток контратак. До рукопашных схваток не доходило, противника останавливали артиллерией и пулеметами. Но и немцы постоянно обстреливали занятую высоту.
Ночью советские воины под руководством капитана Н.А. Борового смогли докопать тоннель, соединив его с захваченной немецкой траншеей. По этому пути доставлялись боеприпасы и подкрепления.
Весь день 20 июля превратился в героическую оборону безымянной высоты. Немцы начали атаки с 4.00. Сначала они пытались действовать крупными силами, собрав не менее 2 рот пехоты и 5 танков. Результатом упорных боёв стало подбитие 3 танков противника. Дальше немцы решили атаковать мелкими группами по 20-30 человек с разных сторон. Эти попытки продолжались до полудня. А затем немцы предприняли ряд атак силами до роты пехоты. Всё это сопровождалось всё возрастающим воздействием артиллерии. Росли потери среди защитников высоты. Был контужен капитан Н.А. Боровой, находившийся у входа в тоннель.
А в 20.00 105-мм снаряд попал в тоннель и завалил его. Гарнизон высоты лишился возможности получать подкрепления. Немцы, в свою очередь начали активно атаковать. К утру 21 июля советские войска были полностью выбиты с захваченных немецких позиций.
ИТОГО
За двое суток боёв погибло 157 человек, ещё 288 бойцов и командиров были ранены. Но немецкие потери были впечатляющими: до 1000 солдат и офицеров, 3 танка, 15 орудий.
Командир 354-й дивизии довольно высоко оценил итоги частной боевой операции. Более того, критике он подверг своё собственное решение о замене "штрафников" на обычные стрелковые роты после захвата высоты.
ЗЫ:
Я ранее не встречал другого примера отрывки такого длинного подкопа под позиции гитлеровцев. Знаю, что был подкоп на Ленинградском фронте. Но там была не атака через поземную галерею, а закладка мощных зарядов взрывчатки.