Многие узнали о Y–хромосомной гаплогруппе R1a и, вообще, о гаплогруппах 15 лет назад. Воодушевлению любознательных читателей не было границ. Что было вызвано возможностями, которые поступали в распоряжение исследователей – знание гаплогрупп древних жителей России. Предложенная же ДНК-генеалогией методология определения времени и направления миграций древних людей по субкладам гаплогруппам открыла двери в самые потаенные уголки истории, далее которых традиционные историки двинуться не могли.
Одним из таких неясных мест был вопрос - возникновения индоевропейского языка. Когда же выяснилось, что носители R1a – это более половины современного мужского населения России, и общий предок всех русских этой гаплогруппы появился на свет 5000 лет назад, скорее всего, на ее же территории, и ту же гаплогруппу имели и арии Индии, то встал вопрос – а кто куда пришел?
Впрочем, это вопрос стоял и раньше. Ученые никак не могли понять, как ИЕ язык оказался в Европе. Тем более, что намеки на ИЕ язык в топонимике именно Восточной Европы могли указывать на его значительно более древнее присутствие там. Но западным исследователям этого не было нужно…. Они вбили себе в голову идею фикс о ямниках-завоевателях, которым знамя "индоевропейскости" и вложили в руки.
Но очевидная неславянская фактура русской топонимики уже занимала мысли наших отечественных исследователей. Хотя самые незатейливые из них вслед за западными "учителями" пошли по накатанной и тут же отдали необъяснимую топонимику мифическим «финнам». Раз какие-то «финны» обитают на северных территориях России, то они и есть те самые авторы.
К слову, до поры до времени древняя топонимика юга России оставалась не тронутой, пока о ее индоарийской направленности не заговорил О.Н. Трубачев («Indoarica Северного Причерноморья»). Мое внимание к топонимике Русской равнины вполне объяснимо, слишком убедительными оказались исследования индолога Н. Гусевой, а также кандидата исторических наук С. Жарниковой, обративших пристальное внимние на арийские же названия рек и озер центральной и северной территорий России. Этимология многих из них оказалась объяснима с древнеиндийского языка (санскрита).
Карты достаточно широкой древнеарийской гидронимии Русской равнины показывал и я в ряде своих статей на указанную тему. Возможно, для кого-то стали неожиданными присутствие в Ленинградской области и Карелии с десяток таких названий как Гангозеро. А также ряд названий рек и озер Шива, Рама, Инда, Индус, Сурья, Сура, Анга и прочие, все – вплоть до Урала. Кстати, и слово " анга " на санскрите означает: «народ, населяющий страну Анга». Знаменательно, что реки и озера, названные Анга, имеются как в Вологодской, Архангельской областях и в Карелии, так и в Южной Сибири, в Прибайкалье (рис. 1, 2)
К слову, если обратить внимание на расположение гидронимов Анга у Онежского озера, то они буквально примыкают к озерам Гангозеро. А это в немалой степени созвучно информации о народе Анга, который упоминается в «Атхарваведе», а обитал на берегу Ганга. Так, может, от Онежского озера и повелась эта Веда об ангах, как, впрочем, и другие Веды.
Поэтому, когда с подачи ДНК-генеалогии речь пошла о присутствии уже 5 тысяч лет назад здесь, на Русской равнине, некоторой древнеарийской общности, многое, что касается ее топонимики, а тем более, заметного сходства базисной лексики древнеиндийского и современного русского языка (54%), прояснилось. – Носители рода (гаплогруппы) R1a мигрировали с Русской равнины до Южного Урала, а оттуда в нескольких направлениях – в том числе и в Индию, Месопотамию, в Китай.
Что касается древнеарийской общности, то она сопровождаемая гаплогруппой R1a˃Z645, видимо, складывалась уже в рамках археологической культуры шнуровой керамики 5,5-6 тысяч лет назад, перешедшей в фатьяновскую культуру. В ее лоне и зародились такие значимые ветви древнеарийской гаплогруппы, как R1a˃Z645˃Z280 и R1a˃Z645˃M458 будущих русских и славян, а также арийская R1a˃Z645˃Z93 будущих высших каст Индии. Носители последнего субклада (ветви) ариев примерно 3500 лет мигрировали до Индии.
«Эти миграции прошли от фатьяновской культуры сначала до южного Урала, через абашевскую (4200-3850 лет назад), потаповскую (4100-3800 лет назад), синташтинскую (4200-3800 лет назад) археологические культуры, и везде там нашли гаплогруппу R1a-Z93 с появляющимися новыми и новыми мутациями, что и указывает на направление миграций». (Вестник Академии ДНК-генеалогии, т. 17 № 7, с. 965)
Естественно, как фатьяновцы, так и пришедшие в Индию арии, как впрочем, и митаннийские арии Междуречья, говорили не на индоевропейском языке, а на арийских языках. На этот счет снова читаем у А. Клёсова:
«Мы будем называть язык фатьяновцев по всей протяженности их миграции в Индию, Иран, на Алтай, в Монголию, Китай, на Ближний Восток – арийским языком, а носителей тех языков – ариями. Это исторически наиболее корректно. «Индоевропейцами» они тогда, 5000-3500 лет назад, не были». (Там же)
Выходит, по ходу полутора тысячелетней миграции ариев в конечную точку своего пути, они могли длительное время пребывать там, где пролегал их путь, и оставлять на нем своих потомков.
Не с ариями ли связаны аналогичные восточноевропейским гидронимы Южной Сибири? Этот вопрос возникает при знакомстве с такими, например, картами Прибайкалья, или юго-запада Сибири (рис. 2, 3.):
Как видим, реки Арья в Нижегородской области и в Марий Эл на Русской равнне, а затем уже за Уралом, в Свердловской области, наряду с рекой и тремя озерами Индра в Свердловской области, вполне указывают на прохождение историческими ариями южной части Урала и Сибири через синташтинскую культуру.
Заданный выше вопрос так оставался бы без ответа. Но информация об гаплогруппе R1a-Z93 в Сибири, (спасибо ДНК-генеалогии!), стала убедительным доказательством, что арии и понесли эти названия с Русской равнины на восток. Цитирую А. Клесова:
«Характерным признаком носителей гаплогрупп R1a в Сибири является то, что большинство из них – это потомки ариев гаплогруппы R1a-Z645-Z93, прибывших с Русской равнины. Важным открытием последнего времени было то, что самые ранние носители Z93 были найдены в фатьяновской археологической культуре (4900-4000 лет назад), которая простиралась от восточных границ будущей Белоруссии почти до Урала, и на север до будущих Ярославской и Вологодской областей. Там найдено около 30 древних носителей гаплогруппы R1a-Z645-Z93, что, конечно, очень мало для такой огромной территории, но факт в том, что они там были. Более древних носителей этих снипов пока не найдено нигде, кроме как в фатьяновской культуре (Выделено мной – Б.Н.)» (Там же, с. 987)
Таким, образом, миграции исторических ариев с Русской равнины на восток и юг – факт неоспоримый. Потому и миграции потомков ариев в южную Сибирь, для одних в качестве промежуточного маршрута, для других (будущих скифов) – конечного, является закономерным. Что не могло не сказаться на вкладе носителей гаплогруппы R1a в этногенезе ряда сибирских народностей.
«Вклад гаплогруппы R1a в этногенез ряда сибирских народностей вызван прибытием в Сибирь миграций потомков ариев, как правило, скифов гаплогруппы R1a-Z645-Z93 и последующих субкладов…. Иначе говоря, в Сибирь примерно 3600-3200 лет назад прибыли представители некоренных народностей, европеоидов, и их браки (или как это тогда у них называлось) с местными женщинами, часто (или преимущественно монголоидными дали монголоидное же потомство». (с. 957)
Все показанные в таблице народы говорят на тюркских языках алтайской языковой группы, как отметил А. Клёсов. Что вызвано, видимо, «смещением языков арийских мигрантов к местным языкам»
«С этим связана кардинальная путаница среди лингвистов, которые, основываясь на предвзятом «анализе» скифских языков десятки лет назад продолжают утверждать, что скифы говорили на «иранских» языках. На самом деле в переходном периоде от ариев к скифам (между 4500 и 2000 лет назад) они говорили, конечно, на арийских языках, которые лингвисты довольно произвольно разделили на иранские и индоиранские (и другие локальные варианты), и затем, в зависимости от того, в каких регионах жили скифы и от влияния коренного тюркоязычного населения (лингвисты непременно поправят, что «прототюркского» населения, или «пратюркского» населения, или «дотюркского» населения, хотя в данном контексте это не имеет никакого значения) часть скифов сохранили свой арийский язык, разумеется, в соответствующей лексикостатистической динамике, а часть приняли тюркские языки». (Там же, с. 957)
Можно обратить внимание также на карту рис. 2., где в Забайкалье нельзя не заметить ряд знакомых уже по Русской равнине гидронимов с названиями Ганг, Шива. Ари, Инд в местной транскрипции. Это примыкающая к Монголии территория проживания бурятов, основная гаплогруппа которых, естественно, С2-М217 (40-64%). Вторая по численности гаплогруппа – N1a1 (19-27%), третья O (1-9%).
К слову,
«самые древние предки носителей гаплогруппы C2-M217 были найдены в Бурятии, с датировкой 13 910 лет назад, и далее в Монголии (датировка 7 508 лет назад) и в Китае (5 402 лет назад)». (Там же, С. 939)
Тем не менее, видимо, влияние ариев сказалось на топонимике территории Бурятии. Возможно, связано с религиозным заимствованием. Как известно индусская религия буддизма распространена в Монголии и Бурятии. И "Луч Ганги", как переводится, скажем, название озера Ганга-нур, именно с этим влиянием и связан.
Впрочем, есть информация о присутствии носителей субкладов гаплогруппы R1a-Z645-Z93 в Китае.
«Вторая по численности гаплогруппа R1a-Z93 у хакасов (от трети и выше) прибыла с Русской равнины не столько давно по историческим меркам, примерно 2,5 тыс. - 3 тыс. лет назад, в виде потомков исторических ариев. Одна часть их ушла на Иранское плато и в Индостан, примерно 3500 лет назад, другая часть прибыла на несколько веков позже в алтайский регион, а также в соседний Китай. Все они имеют снип R1a-Z93». (Там же, с. 954 ).
При этом арии могли пройти в Китай через южное Прибайкалье, оставляя свои названия уже в местной транскрипции.
Но об этом в следующий раз.
Б. Новицкий