Говорят, что предметы, как люди, хранят воспоминания. Ясновидящие, прикасаясь к историческим артефактам, могут рассказать об удивительных событиях. На выставке в Михайловском замке Русского музея «Империя после Петра: от Екатерины I до Елизаветы Петровны» каждый может стать ясновидцем.
В эпоху дворцовых переворотов четыре монарха сменили друг друга на престоле в течение 16 лет. На выставке – их жизнь, представленная в портретах, гравюрах, костюмах, драгоценностях и письмах.
Сегодня выбираем предмет, посвященный каждому из четырех монархов, и, изучая его, отправляемся в прошлое.
Екатерина I. 28 января 1725 — 6 (17) мая 1727
С парадного портрета художника Ивана Адольского гордо взирает на посетителей выставки первая российская императрица, запечатленная в первый год своего единоличного правления.
Екатерина I облечена всеми знаками власти и величия. В правой руке она держит скипетр, левой прикасается к императорской короне на золотистой подушке, которую услужливо подает слуга-арапчонок. Художник изображает императрицу прекрасной женщиной в роскошном платье и горностаевой мантии, с лентой и звездой ордена святого Андрея Первозванного на груди.
Русский мастер, живописец и гравер Иван Адольский создал образ Екатерины I по канонам парадных портретов королевских особ. Для России первой четверти XVIII века портреты такого типа были еще явлением новым. Как и многое другое, они появились в нашей культуре благодаря Петру I.
Живописное произведение наполнено свидетельствами грандиозных исторических перемен, произошедших в петровскую эпоху. Императорская корона – новый символ власти русского монарха.
Корону Екатерины I из Московского Кремля, ставшую образцом всех императорских корон России, также можно увидеть на выставке в Михайловском замке Русского музея.
Часто любопытство зрителей вызывает арапчонок на портрете. Можно сказать, что он – не герой произведения, а еще один новый визуальный образ, заимствованный из европейской живописи. Услужливая фигура темнокожего мальчика отражает интерес эпохи барокко к экзотическим и необычным явлениям, а также дополнительно подчеркивает высокий статус монарха.
Сама героиня портрета, Екатерина I, вознеслась на русский престол благодаря невероятному стечению обстоятельств. Судьбы людей времени правления «северного исполина» были захвачены вихрем перемен и порой складывались самым удивительным образом.
По рождению Марта Скавронская, может быть – прачка, а может – кухарка, она стала законной, любимой супругой царя, а затем и первой русской императрицей Екатериной Алексеевной.
Из детей Петра и Екатерины до взрослого возраста дожили только дочери Анна и Елизавета. В 1724 году Петр I на торжественной церемонии в Успенском соборе короновал свою супругу. Но собирался ли он передать ей престол – осталось неизвестным, назначить наследника император не успел.
В 1725 году после смерти Петра Екатерина Алексеевна усилиями Александра Меншикова и гвардии стала самодержавной императрицей. В этом году и был создан рассматриваемый нами портрет.
Про краткий период правления Екатерины I историк Сергей Соловьев написал так:
«При Петре она светила не собственным светом, но заимствованным от великого человека, которого она была спутницею; у неё доставало уменья держать себя на известной высоте, обнаруживать внимание и сочувствие к происходившему около неё движению… Но вьющееся растение достигало высоты благодаря только тому великану лесов, около которого обвивалось; великан сражён — и слабое растение разостлалось по земле…».
При Екатерине был создан Верховный тайный совет, фактически управлявший страной. Эпоха Петра Великого закончилась. Началась эпоха дворцовых переворотов.
Продолжение о Петре II можно прочитать здесь.
Выставка «Империя после Петра. От Екатерины I до Елизаветы Петровны» открыта в Михайловском замке до 23 сентября.
Генеральный спонсор выставки — банк ВТБ.