Найти в Дзене

​​Готовность и неготовность к школе

Оглавление

Детей с трудностями обучения становится больше год от года.

Одна из причин школьных трудностей - биологическая незрелость определённых мозговых систем и, как следствие, их функциональная недостаточность. Эта та ситуация, когда в целом здоровый ребенок (сохранный интеллект, слух, зрение, двигательная сфера) демонстрирует следующие феномены:

  • с трудом принимает правила/нормы, не соблюдает инструкции к заданиям;
  • рассеян;
  • гиперактивен/медлителен;
  • плохо запоминает;
  • нет желания учиться;
  • интересы строятся вокруг игровой деятельности.
Все перечисленное про школьную незрелость. 

Соответственно, зрелость кроется в противоположных характеристиках, когда ребенок:

  • принимает правила/нормы, соблюдает инструкции к заданиям;
  • способен сконцентрировать внимание на задании;
  • уровень активности соответствует виду деятельности ;
  • имеет достаточный уровень зрительной, слухо-речевой памяти;
  • есть желание учиться, ходить в школу;
  • интересы строятся вокруг школы и принятия новой роли ученика.

Когда вы начинаете задаваться вопросом “А готов ли мой ребенок к школе?”, попробуйте соотнести вышеперечисленные пункты с актуальным состоянием вашего ребенка.  Есть ли пункты, которые не подтверждаются?

Как проверить готовность к школе, когда начинать подготавливаться, что делать, если время упущено и скоро в школу?

Под готовностью ребенка в школе понимается не столько его умение читать и считать, а уровень сформированности предпосылок учебной деятельности, которую он активно будет реализовывать в школе.

Перечисленные в ранее пункты укладываются в следующие характеристики готовности:

  • уровень психологической зрелости;
  • сформированность познавательный процессов;
  • уровень речевого развития;
  • учебную мотивацию;
  • способность к саморегуляции.

Детально и глубинно исследовать все вышеперечисленные аспекты может только специалист. Сейчас нейропсихологи проводят диагностику в онлайн формате.

Родителю это сделать достаточно трудно.

На диагностике специалист нейропсихолог:

  1. беседует с ребенком (определяет уровень готовности принятия на себя новой роли ученика, смену ведущей деятельности, готовность вступать в новые социальные взаимодействия). И да, всё это в процессе беседы
  2. использует классические нейропсихологические пробы (определяет уровень сформированности высших психических функций, отвечает на вопрос «Готов ли мозг ребенка к школьным нагрузкам?»)
  3. использует тест Керна - Йерасека (получает количественные показатели готовности к школе)

Когда начинать готовиться?🤔

Так как все компоненты школьной зрелости мы не можем “взрастить” в ребенке одномоментно, важно позаботиться об этом заранее. Не за три месяца до первого сентября, и даже не за полгода. Оптимальный вариант - за два года до школы!

Что же делать, если время упущено и скоро в школу? 😰

Специальным образом подобранные упражнения помогут значительно активизировать работу мозга. Эти упражнения подбираются в зависимости от трудностей ребёнка, на основе результатов нейропсихологической диагностики.

Некоторые из них направлены на развитие произвольной регуляции, которая обеспечивается лобными отделами мозга, другие - на развитие зрительного восприятия, нарушения которого связаны с затылочными областями мозга и т.д.

Мы подготовили примеры упражнений, для развития зрительно-моторной координации!

Инструкция к заданиям.
Инструкция к заданиям.

Используем задания следующего вида:

- графические диктанты;

-3

- штриховки;

-4

- рисование по пунктирным линиям;

-5

- дорисовывание предметов

-6
Как вам такая подборка?