Детей с трудностями обучения становится больше год от года.
Одна из причин школьных трудностей - биологическая незрелость определённых мозговых систем и, как следствие, их функциональная недостаточность. Эта та ситуация, когда в целом здоровый ребенок (сохранный интеллект, слух, зрение, двигательная сфера) демонстрирует следующие феномены:
- с трудом принимает правила/нормы, не соблюдает инструкции к заданиям;
- рассеян;
- гиперактивен/медлителен;
- плохо запоминает;
- нет желания учиться;
- интересы строятся вокруг игровой деятельности.
Все перечисленное про школьную незрелость.
Соответственно, зрелость кроется в противоположных характеристиках, когда ребенок:
- принимает правила/нормы, соблюдает инструкции к заданиям;
- способен сконцентрировать внимание на задании;
- уровень активности соответствует виду деятельности ;
- имеет достаточный уровень зрительной, слухо-речевой памяти;
- есть желание учиться, ходить в школу;
- интересы строятся вокруг школы и принятия новой роли ученика.
Когда вы начинаете задаваться вопросом “А готов ли мой ребенок к школе?”, попробуйте соотнести вышеперечисленные пункты с актуальным состоянием вашего ребенка. Есть ли пункты, которые не подтверждаются?
Как проверить готовность к школе, когда начинать подготавливаться, что делать, если время упущено и скоро в школу?
Под готовностью ребенка в школе понимается не столько его умение читать и считать, а уровень сформированности предпосылок учебной деятельности, которую он активно будет реализовывать в школе.
Перечисленные в ранее пункты укладываются в следующие характеристики готовности:
- уровень психологической зрелости;
- сформированность познавательный процессов;
- уровень речевого развития;
- учебную мотивацию;
- способность к саморегуляции.
Детально и глубинно исследовать все вышеперечисленные аспекты может только специалист. Сейчас нейропсихологи проводят диагностику в онлайн формате.
Родителю это сделать достаточно трудно.
На диагностике специалист нейропсихолог:
- беседует с ребенком (определяет уровень готовности принятия на себя новой роли ученика, смену ведущей деятельности, готовность вступать в новые социальные взаимодействия). И да, всё это в процессе беседы
- использует классические нейропсихологические пробы (определяет уровень сформированности высших психических функций, отвечает на вопрос «Готов ли мозг ребенка к школьным нагрузкам?»)
- использует тест Керна - Йерасека (получает количественные показатели готовности к школе)
Когда начинать готовиться?🤔
Так как все компоненты школьной зрелости мы не можем “взрастить” в ребенке одномоментно, важно позаботиться об этом заранее. Не за три месяца до первого сентября, и даже не за полгода. Оптимальный вариант - за два года до школы!
Что же делать, если время упущено и скоро в школу? 😰
Специальным образом подобранные упражнения помогут значительно активизировать работу мозга. Эти упражнения подбираются в зависимости от трудностей ребёнка, на основе результатов нейропсихологической диагностики.
Некоторые из них направлены на развитие произвольной регуляции, которая обеспечивается лобными отделами мозга, другие - на развитие зрительного восприятия, нарушения которого связаны с затылочными областями мозга и т.д.
Мы подготовили примеры упражнений, для развития зрительно-моторной координации!
Используем задания следующего вида:
- графические диктанты;
- штриховки;
- рисование по пунктирным линиям;
- дорисовывание предметов
Как вам такая подборка?