Начало января 1942 года
«Дорогая Нелюся! Юлька!
Хочу тебе описать, как я добрался до завода, разбитый и больной. Прошел более половины пути - замерз как «цуцик» (t = -26 была 2-го января), ноги перестают двигаться и деревянеют все более и более. У Никольского пер. я оскользнулся, упал и встать уже не смог. Мне помогли встать и остановку провели до аптеки на Усачев пер. Там меня обогрели, напоили кипятком, и я пошел дальше. И 2 с 1/2 остановки я шел около 1,5 часов, и приплелся в цех обмороженый (ноги и нос) в 10:20.
Сейчас еле переставляю ноги, но сам духом бодр. Обидно только, что нос стал картошкой фиолетового цвета. Ну да все это пройдет.
Получила ли ты что-нибудь? Я хотел бы чтобы ты с Нюрой прислала мне немножечко конфет, маслица и табачку со спичками. Печка на ходу, труба Тоне заказана. Будет готова вместе с печкой, так что дело за тобой.
Если получишь 3 пол-литра вина, то 1 пришли и для меня, а третий оставь себе. Только обмены сейчас не выгодные, лучше обождать.
Котик, чуть не забыл, масляную карточку пришли с Нюрой завтра, т.к. у нас вырезают талоны и за первое, и за второе, а то я останусь на бобах при крупяной карточке.
Теперь самое главное, боюсь писать. Как доставить печку домой. Я ходить не могу, по крайней мере еще около недели, а как же быть? Использовать Тоню, т.к. она тоже заинтересована в трубе? Завтра же мне напиши, что ты думаешь по этому вопросу.
Целую, Слав.
Не забудь масляную карточку. Если конфеты получить трудно, то пришли мне, я получу их здесь. Сейчас есть возможность.
Еще раз целую крепко, твой Слав».
Подпись сбоку: «Бедная Нелюсь! Тебе так холодно, а мне тепло как свинье (мне стыдно)».
(При публикации письма сохранена авторская орфография)
Судьба человека
Морозовы
Морозов Вячеслав Иванович родился в 1918 году. Работал конструктором на судостроительном заводе имени Андре Марти, который действовал в довоенные годы в Ленинграде на базе Адмиралтейского завода, будущих Адмиралтейских верфей. В годы блокады остался в Ленинграде, по зрению находился на казарменном положении оборонного завода. Это внутригородское письмо было последним, которое он направил своей жене Андерсен Нелли Денисовне и сыну Юльке, тоже находящимся в блокадном Ленинграде. Жили они на улице Пестеля, дом 13/15, квартира 41.
Вячеслав Иванович умер от истощения 25 января 1942 года, захоронен на Пискаревском кладбище. Их маленький сын в возрасте 2 лет и семи месяцев тоже умер в январе 1942 года.
Потеряв и мужа, и сына, 23-летняя Нелли Андерсен в 1942 году ушла на фронт, служила писарем в штабе 289 истребительно-противотанкового артиллерийского полка, участвовала в боях за освобождение Ленинграда, прошла с полком шесть стран, встретив Великую Победу. В сентябре 1945 года была демобилизована с множеством наград, в том числе с медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За отвагу» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Она прожила долгую жизнь и ушла только в 2008 году.
Историческая справка
2 января 1942 года, когда Вячеслав Морозов, замерзая шел на свой завод, балтийские моряки, пойдя в наступление по топкому льду Финского залива, ударили по противнику с трех сторон и овладели островом Гогланд. А на Ладожском озере из-за отсутствия горючего простаивали машины с продовольствием, которых так ждал Ленинград. 59 грузовиков 388-го автотранспортного батальона смогли выехать на трассу только под вечер. В городских школах, как могли, детей поздравляли с Новым годом. Главным подарком для них зачастую была тарелка супа.
В Ленинградской правде от 3 января 1942 года сообщали, что войска Западного фронта после разгрома под Тулой 2-й бронетанковой армии генерал-полковника Гудериана освободили еще несколько сотен сел и деревень, а затем с боем взяли город Калуга.
Были в газете для ленинградцев и местные новости. В Октябрьском, ныне Адмиралтейском, районе города для детей военнослужащих открыли ясли на 75 коек. В театре драмы имени Пушкина, сейчас это Александринский театр, шел спектакль «Свадьба в Малиновке», в кинотеатрах показывали киноленты с парада наших войск на Красной площади 7 ноября 1941 года, в Колизее шел фильм «Том Сойер», а в Смене - «Песнь о любви».
ТАСС сообщал новости о ходе японско-китайской войны и о продвижении японских войск в северной части провинции Хунань, также были сообщения о действиях британских войск в Ливии. Центральным в сводке шло заявление Рузвельта, который после японского нападения 7 декабря 1941 года на Перл-Харбор принял решение увеличить военное производство: «Рузвельт заявил, что начавшаяся война и последующие переговоры убедили его в необходимости использовать всю американскую производственную мощность для военных усилий», - говорилось в газете.
По материалам книги военного журналиста, очевидца событий, Абрама Вениаминовича Бурова «Блокада день за днем» и публикаций газеты Ленинградская правда № 2(8108) от 3 января 1942 года.
Изучить другие документы и материалы можно в проекте Парламентской газеты «Письма из Ленинграда»
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга