Показать театр в кино – это надо еще суметь. Ведь 2 данных жанра находятся в долгом родстве и в долгом же соперничестве.
Помните, герой советского кино Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» уверял, что скоро ничего не будет – «ни кино, ни театра, ни книг, ни газет – одно сплошное телевидение»? Он сам работал оператором, снимал репортажи, так что его убежденность можно было понять. А вот девочка-студентка спорила: мол, но как же кино, как же театр? На что он отвечал безапелляционно: только телевидение!
Вот он и попал пальцем в небо. От театров до сих пор никто не отказался. Причем не только «престарелые» поколения, но и юношество. Даже самое радикально настроенное.
Взять хоть в пример игроков КВН, которые ушли играть в театр. Допустим, Андрей Бурковский, ранее выступавший за томскую команду КВН «Максимум» (которая стала чемпионом высшей лиги Александра Маслякова), после этого 10 лет играл в Московском Художественном театре им. А. П. Чехова.
Словом, от театра никто не открещивается. Более того – кино, этот его конкурент, всячески показывает театральные сцены на экранах.
Вспомним, к примеру, как герои советского фильма Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства» ходили в театр на «Севильского цирюльника».
И там в ложе, помимо представителей высшего военного командования, сидела красавица Татьяна – дочка главы контрразведки. И нашему красному разведчику/белому адъютанту Павлу Кольцову она прямо во время спектакля сумела сказать пару приятных слов: пригласить его, причем именно его, к ним в гости. Ах, как это было романтично!
Любопытно, что нам в кадре показали, как персонажи слушали увертюру, а затем арию Дона Базилио, которая называется «Клевета». Очевидно, это было намеренное обыгрывание: Кольцов вел двойную игру, и даже его любимая Татьяна не знала, что на самом деле он чекист, вот и арию дали с говорящим названием...
Встречаются также фильмы, почти целиком посвященные театру.
Так, одна из 3 частей французского кино Франсуа Трюффо о разных видах искусства посвящена театру (остальные 2 – фильмам и мюзиклам). И называется она «Последнее метро» (кстати, 10 премий «Сезар» – это вам не шуточки).
В сюжете можно увидеть всю «кухню» театра: репетиции, волнения актеров, премьеру, реакции публики… и реакции актеров (так, героиню Денев перед премьерой просто выворачивает от волнения).
Если вспоминать кино СССР, то как не назвать прибалтийскую картину Яниса Стрейча 1978 г. – экранизацию книги Сомерсета Моэма, которая так и называется: «Театр».
Там бесподобная, блистательная, но, увы, уже слегка стареющая прима Джулия Ламберт сталкивается с разными хитросплетениями жизни:
- то сын не хочет ее понимать… а когда она как мать ведет с ним проникновенные беседы, ей внутренний голос подсказывает, что на самом деле она не говорит с ним от души, но читает очередной монолог из спектакля – одного из множества сыгранных ею за долгие годы на сцене;
- то ее муж, он же директор их общего театра, увлекается бесталанной, но юной, а потому еще от природы симпатичной актрисочкой и даже распределяет той одну из главных ролей в новом спектакле;
- то ее юный (слишком юный… на много лет младше самой Джулии…) друг, как понимает со временем Джулия, лишь использует ее как «входной билет» в мир богемы… и потом просто уходит к той самой актрисочке;
- то давний поклонник, лорд-джентльмен, который вот уже много лет томно вздыхает и ходит кругами вокруг да около Джулии, но, как только она хочет взять его в оборот и отомстить и мужу, и другу за их переход к другой, – вдруг оказывается чистым теоретиком, неспособным на практические шаги…
Однако Джулия – женщина не только эффектная, но и неглупая, плюс опытная. Даже стаж театральных ролей она может присовокупить, чтоб найти нужный рецепт того, как справляться с очередной проблемой.
Кстати, самые разные проблемы жизни работников сцены и даже интриги, хоть и мимолетом, встречались и в других фильмах.
Допустим, старая советская картина Леонида Трауберга «Актриса» рассказывала про популярную певицу оперетты, во время войны эвакуированную в тыл вместе с театром.
В российском кино Станислава Говорухина «Артистка» героиня справлялась с постоянным недостатком чего-то или кого-то в жизни: то главных ролей на сцене, то мужчин в собственной судьбе…
В телесериале же Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» прямо на необычном сеансе черной магии в театре варьете одна из находившихся в зале узнала, что ее муж вчера вовсе не был на заседании комиссии, а посещал юную актрису (вот опять она – эта тема… в театре без нее – никуда). И догадалась: «Теперь мне ясно, почему эта бездарность получила роль Луизы!»
Да что говорить, даже анимацию не обошло увлечение театром.
К примеру, замечательный, ироничный, остроумный советский мультик Виталия Пескова и Гарри Бардина «Пиф-паф, ой-ой-ой!» стал лучшей мульт-пародией театра на грани фарса. В нем показали веселые сценки-карикатуры на драматический спектакль, оперетту, детский утренник, экспериментальную постановку и оперу.
Итак, переходим к тесту, где надо угадать кино по театральной сцене в кадре.
Дорогие друзья, а какие фильмы и мультфильмы, где показывали театр, можете назвать вы?
Также отгадывайте тесты, где надо назвать кино по таким элементам в кадре, как фотография, а еще статуя, плюс музыкальный инструмент и также картина. Даешь пересечение жанров!
Или как там говорил герой советской комедии Михаила Козакова «Покровские ворота», побуждая другого героя экспромтом выступить в неожиданном спектакле одного актера: «Ну, да! Фарс! Водевиль! Трагикомедия! Смешение жанров, черт подери!»
#тест #викторина #кино #викторины #тесты #мышление #юмор #театр