Найти тему

Писатель второго ряда.

Александр Шеллер-Михайлов (изображение из свободных источников)
Александр Шеллер-Михайлов (изображение из свободных источников)

Всем доброго вечера, очередная история сегодня посвящена писателю, о творчестве которого, вы, вероятнее всего, никогда не слышали. Пришло время устранить этот пробел.

Александр Константинович Шеллер (Михайлов – писательский псевдоним; 1838-1900) родился в Санкт-Петербурге. Родители будущего писателя принадлежали к разным социальным слоям: мать происходила из аристократического рода, а отец был из крестьян с эстонскими корнями, которому удалось получить образование в театральном училище и впоследствии оказаться на должности придворного служителя (камер-музыканта при Императорских театрах). Поэтому при воспитании сына оба родителя придерживались каждый строго своих взглядов и суждений. Главным желанием отца было дать Александру самое лучшее образование, поэтому после традиционного домашнего обучения мальчика отдали в немецкую школу Святой Анны в Санкт-Петербурге.

После окончания училища А. К. Шеллер поступил вольнослушателем в Санкт-Петербургский университет, в котором оставался до 1861. Обучение пришлось прекратить из-за временного закрытия университета вследствие студенческих волнений, в которых студент Шеллер также принимал участие. После досрочного завершения обучения молодой человек решил посвятить себя педагогике и с этой целью организовал школу для детей из бедных семей с небольшой платой за обучение. Школа, в которой насчитывалось около 100 обучающихся, просуществовала 3 года, а затем по требованию вышестоящих чиновников от образования была закрыта.

Увлекшись изучением социальных вопросов, А. К. Шеллер в 1863-1864 отправился во Францию, чтобы ознакомиться с положением тамошнего рабочего класса, а также с мерами по улучшению их быта.
Первые литературные опыты Шеллера относятся в 1859, когда за подписью «А. Релеш» он публиковал фельетоны под заглавием «Мои беседы» в литературно-художественном, сатирическом журнале «Весельчак», который издавался Адольфом Плюшаром. В 1863 в журнале «Современник» было опубликовано стихотворение Шеллера, в котором ясно ощущалось влияние некрасовской поэзии. В следующем году в том же журнале был напечатан его роман «Гнилые болота», положивший начало будущей известности автора, а в 1865 – «Жизнь Шупова, его родных и знакомых» и несколько новых стихотворений, который он опубликовал уже под псевдонимом «А. Михайлов» (впоследствии присоединённым к своему имени в качестве второй части фамилии). Оба романа носили автобиографический характер.

-2

Вскоре Шеллер был приглашён в журнал «Русское слово» для редактирования иностранного отдела. После его закрытия в 1866 писатель сотрудничал с журналом «Женский Вестник», где публиковал свои стихотворения и повести. С конца 1867 Шеллер-Михайлов сотрудничал с газетой «Неделя» и состоял в штате журнала «Дело», на страницах которых публиковал свои литературные произведения, переводы иностранных писателей, поэтов и публицистов, а также собственные социологические и политические этюды и исследования. Причём в журнале «Дело» он работал также и редактором. В 1877 писатель перешёл в журнал «Живописное обозрение», который редактировал вплоть до его закрытия в 1900. Также с 1893 он занимался редактированием газеты «Сын Отечества», сотрудничал с другими периодическими изданиями – журналами «Русское Богатство» и «Северный Вестник».

-3
-4

Что касается литературной деятельности, то основной темой своего творчества Шеллер-Михайлов выбрал популяризацию публицистических идей (в частности, идеологии народничества и умеренного нигилизма) в беллетристической форме. Традиционные типы у Шеллера-Михайлова – деспот-крепостник, разлучающий влюблённых дворовых, злодейка бабушка или тётушка, чиновник-взяточник, петербургская кумушка и тому подобные. Всем им противостоят «безусловно идеальные» герои, сторонники добропорядочного «скромного дела» с отчётливо выраженной умеренностью политической программы.

В собственной неторопливой манере писатель повествовал о формировании молодых и честных тружеников на фоне борьбы с тлетворным влиянием жизненных обстоятельств и окружающей среды. И здесь стоит отметить влияние на романное творчество Шеллера-Михайлова известных зарубежных писателей Ч. Диккенса и У. Теккерея.

Среди самых известных работ Шеллера-Михайлова следует назвать романы: «Господа Обносковы» (1868), «Вразброд» (1869), «Лес рубят – щепки летят» (1871), «Старые гнёзда» (1875), «Хлеба и зрелищ» (1876), «Голь» (1882), «Непрошенный гость» (1883), «И молотом, и золотом» (1884), «Победители» (1889), «Ртищев» (1890), «Дворец и монастырь» (1890, исторический роман из эпохи правления Ивана Грозного), «Загубленная жизнь» (1891).

-5
-6

Романы писателя пользовались успехом, но его известность не могла сравниться с известностью и популярностью, например, Л. Н. Толстого или И. С. Тургенева. Это его очень обижало и расстраивало, тем более, что в кругу собратьев-писателей Шеллер-Михайлов был «самолюбивым и тщеславным человеком» (по свидетельству одного из современников И. И. Ясинского, с которым он был в дружеских отношениях).

В то же время он по натуре был добрейшим человеком, выбивавшим повышенные авансы для авторов у издателей редактируемых им журналов.
Шеллер-Михайлов прекрасно осознавал, что его известность и слава преходящи, и что читающая публика может так же быстро перенести свои симпатии на другого, более талантливого автора. Писатель никогда не был женат, отдавая всё своё время литературной деятельности. Он вёл обширную переписку с авторами редактируемых им изданий, а в числе его знакомых и приятелей были люди, принадлежавшие сугубо к литературной среде.

В последние годы жизни здоровье писателя сильно пошатнулось; по словам всё того же И. И. Ясинского он «странно пополнел, точно налился водою, едва передвигал ноги и говорил потухающим голосом». А. К. Шеллер-Михайлов скончался в возрасте 62 лет 4 декабря 1900 года и был похоронен на Митрофаниевском кладбище Санкт-Петербурга, рядом с могилами своих родителей. В 1930 году останки писателя были перезахоронены на Литераторских мостках Волховского кладбища.

В настоящее время творчество Александра Константиновича Шеллера-Михайлова, очень популярное у его современников, оказалось незаслуженно забытым. Авторов, подобных ему, принято называть писателями «второго эшелона», но при этом не стоит забывать, что своим кропотливым и упорным литературным трудом они внесли особый вклад в историю русской литературы XIX века.

#вечерниекнижныеистории
#дмитрийкитаёв.