Структура работы:
- Архитектура 20 века, модернизм
- Строительство жилых домов в послевоенное время и появление хрущевок
- Что такое фасад
- Жилой квартал Черёмушки
- Жилой дом на беговой улице
- Заключение
- Источники
Введение
Модернистское веяние
Что такое модернизм и откуда он взялся
Прежде чем начать разговор о фасадах наших жилых домов хотелось бы начать сначала: что такое модернизм и его основные стили, чтобы анализ фасадов позже был лучше понятен. Модернизм — это движение в архитектуре, появившееся в 20 веке. В этот период жизнь в мире и его облик стали сильно меняться, стали появляться новые конструкции, технологии и, самое главное, стали меняться человеческие принципы и идеалы бытия, что естественно не могло ни отразиться на архитектуре того времени. Поэтому архитектурный модернизм включает в себя много разных направлений, самыми распространёнными среди них являются европейский функционализм 20-30-х годов, конструктивизм и рационализм в 20-х годах России, движение "баухаус" в Германии, архитектурный Ар Деко стиль, интернациональный стиль, брутализм, органическая архитектура и др.
До модернизма был стиль модерн, который преобладал в архитектуре последнего десятилетия 19 века и начало 20 века до первой мировой войны. Модерн — это архитектурный стиль, при котором строились пышные, красивые с очень хитроумным декором здания, что в послевоенной ситуации в мире стало неуместным и слишком дороги. На замену ему стал формироваться стиль, на который повлияло изменение социальных условий развития, появление новых материалов и новое восприятие технологий и промышленности, например, внедрения конвеерного и машинного производства. Такая технологизация в промышленности отразилась и на технологизации бытовой жизни людей и, соответственно, на архитектуре тоже. В начале 20 века появляется новый материал - железобетон, который во многом определил пластические решения нового архитектурного стиля. Также важно отметить резкие скачки предпочтения публики и влияние первой мировой войны. От пышности, праздности жизнерадостности и вычурности форм до простоты, строгости, лаконичности и четкости форм как следствие первой мировой войны и великой депрессии. И в модернизме на первое место теперь встает эстетическое восприятие уже целого построенного здания.
Формирование идей модернизма и Вклад чикагской школы (1870 – 1893гг.)
Большую роль в формировании модернизма сыграла Чикагская школа, внутри которой зародилась идея протофункционализма в архитектуре. Скульптор-классицист Хорешио Грину говорил: “Вместо того, чтобы втискивать функции здания любого типа в одну и ту же форму… давайте начнем изнутри, от сердца, от ядра – наружу… Тогда банк будет иметь характер банка, церковь будет выглядеть как церковь, а бильярдную и часовню нельзя будет одеть в одну и ту же униформу их колонн и пьедесталов”. Основная идея протофункционализма заключается в том, чтобы сначала определить функцию объекта и, уже отталкиваясь от нее, определить, как будет выглядеть само здание. Также появляется новый способ проектирования пространства с помощью пространственной решетки что расширило возможности пластичности здания. Хотя такой способ проектирования появился еще при формировании стиле эклектики. Но, благодаря ему, появляется возможность строить высотные здания, вместе с этим появляются первые лифты, что очень стало определяющим, так как в дальнейшем, в 20 веке, в эпоху модернизма в высотных, в нашем случае в жилых зданиях будет использоваться именно этот метод проектирование. Также важно отметить, что до 20 века у человека была возможность рассмотреть здание только с четырех точек: с главного фасада, с боковых, и с заднего фасада. А в 20 веке благодаря появлению авиации появляется 5 точка, которая позволяет смотреть на здание сверху, что сильно меняет отношение архитекторов к облику зданий. Они начинают рассматривать их ни как отдельно стоящие объекты, а как ансамбль, формирующий собой картину города, что стимулирует у них желание проектировать не только здания, но и целые жилые комплексы, которые эстетично выглядели бы с высоты птичьего полета, меняя масштаб и угол зрения при проектировании.
Баухаус (1920 – 1930 гг.)
На смену чикагской школе пришла школа «Баухаус», которая просуществовала 14 лет с 1919 до 1933, и, фактически, является родоначальником всей современной массовой архитектуры. На протяжении всего времени, начиная с античности, профессия архитектора включала в себе, функции как художника, так и ремесленника, потом эти функции, которые раньше выполнял один человек, стали делиться на две профессии архитектора и инженера, а в Баухаусе эти функции снова объединились. «Искусство и техника – новое единство» Вальтер Гропиус. Смысл этой идеи заключается в том, что технические решения и новинки должны быть решены в архитектурных произведениях. Также школа Баухаус продолжает идею функционализма, что больше всего выражается в самом здании школы, где архитектор решает сразу все необходимые задачи. В школе есть как и лекционные залы так и разные помещения для мастерских, а также учтено даже общежитие для студентов. Становясь студентом данной архитектурной школы, предполагалось, что студенту, только иногда нужно будет выходить на улицу для прогулок или для личных нужд, а все
основное время студенту не нужно будет выходить из школы, так как в ней постарались учесть все необходимое. Здание школы – это чистый функционализм, и даже если оно может выглядеть дисгармонично, самое главное, это, чтобы выполнялась функция. И вот эта идея функциональности здания впоследствии уже переродиться в доктрину о том, что «каждое здание это машина для….»
Органическая архитектура (с 1920 гг.)
Позже эстетика баухауса отразилась в принципах органической архитектуры, где самым ярким примером является дом над водопадом, созданный архитектором Френком Лойд Райтом. Органическая архитектура обычно достаточно приземленная и имеет много плоскостей, учет рельефа, где построено здание и всегда идет учитывание, где будет построено здание чтобы окружающее пространство заняло свое место не вытисняя его.
Интернациональный стиль (с 1920 гг.)
Органический стиль был распространён в Соединенных Штатах Америки, стиль баухаус больше распространен в центральной Европе, но, когда речь заходит о модернизме, то чаще всего, подразумеваются здания интернационального стиля, который очень популярен как в США, так и в Европе и во многом это связано с архитектором Ле Корбюзье - главным идеологом этого стиля, создавшим довольно много объектов по всему миру. Ле Корбюзье в 1923 году создает 5 основных принципов архитектуры:
1. Здание на столбах
2. Плоская крыша с садом
3. Свободный план
4. Горизонтальное остекление
5. Свободный фасад
Таким образом в этих принципах Ле Корбюзье говорит о том, что здание должно быть приподнято надо землей для того, чтобы жильцам было удобно там жить, так как на первых этажах обычно самое дешевое и некомфортное жилье. Тогда там появляется много пространства, которое можно использовать для парковок, что очень существенно для решения насущной проблемы европейских городов, где нет достаточно места для автомобилей и парковочных мест. Крыша должна быть плоской, тогда там можно создать место отдыха. В здании должен быть свободный план, чтобы у людей была возможность менять пространство под себя в течении времени. Также у здания должно быть горизонтальное остекление, так как при сплошном горизонтальном остеклении больше попадает солнечный свет в течении дня, и свободный фасад, который вырастает из планировки, что отражает идею функционализма, где фасад и форма здания исходят из ее начинки. Не то чтобы он придумал их из ничего, но он берет методы, которыми архитекторы уже пользовались и систематизирует их, что позволяет новому поколению молодых, начинающих архитекторов использовать эти 5 принципов как отправную точку при освоении проектирования, а некоторые и вовсе постулируют их и используют их как основу для проектирования на протяжении всей карьеры. заслуг и открытий Ле Корбюзье выделяется еще одно, получившее свое широкое распространение уже в послевоенном модернизме. Он вводит новую архитектурную единицу и демонстрирует ее в 1914 году под названием Дом Ино. Говоря нам о том, что больше нам ничего и не нужно.
Таким образом в этих принципах Ле Корбюзье говорит о том, что здание должно быть приподнято надо землей для того, чтобы жильцам было удобно там жить, так как на первых этажах обычно самое дешевое и некомфортное жилье. Тогда там появляется много пространства, которое можно использовать для парковок, что очень сщественно для решения насущной проблемы европейских городов, где нет достаточно места для автомобилей и парковочных мест. Крыша должна быть плоской, тогда там можно создать место отдыха. В здании должен быть свободный план, чтобы у людей была возможность менять пространство под себя в течении времени. Также у здания должно быть горизонтальное остекление, так как при сплошном горизонтальном остеклении больше попадает солнечный свет в течении дня, и свободный фасад, который вырастает из планировки, что отражает идею функционализма, где фасад и форма здания исходят из ее начинки. Не то чтобы он придумал их из ничего, но он берет методы, которыми архитекторы уже пользовались и систематизирует их, что позволяет новому поколению молодых, начинающих архитекторов использовать эти 5 принципов как отправную точку при освоении проектирования, а некоторые и вовсе постулируют их и используют их как основу для проектирования на протяжении всей карьеры. заслуг и открытий Ле Корбюзье выделяется еще одно, получивше свое широкое распространение уже в послевоенном модернизме. Он вводит новую архитектурную единицу и демонстрирует ее в 1914 году под названием Дом Ино. Говоря нам о том, что больше нам ничего и не нужно.
Также среди архитекторов интернационального стиля сильно выделяется Людвиг Мис ван дер Роэ. Он создает доктрину меньше значит больше так называемый архитектурный минимализм. Лучше всего, видно, как он реализовал свои идеи в павильоне для международной выставки в Барселоне.
В павильоне почти нет перегородок и зонирование довольно условное, но при этом он очень тщательно относится к выбору материалов, из которых он декорирует здание и здесь можно увидеть камень Оникс, который редко используется при обделке. Но сама идея о том, что именно этот стиль будет являться интернациональным стилем появляется в середине 30 годов 20 века, когда происходит выставка в США посвящённая современной архитектуре на которой впервые появляется принцип интернационального стиля, в котором выделяются определенные черты, которые схожи с чертами модернисткой архитектуры.
1. Преобладание горизонтали
2. Уход от симметричности в сторону регулярности и баланса
3. Отказ от украшений и любование стеной в ее чистом виде
4. Пластичность больших плоскостей
5. Функционализм
Конструктивизм (1920 – 1930 гг.)
Стиль конструктивизм был придуман советскими архитекторами модернистами и который будет активно влиять на всемирную архитектуру. У этого стиля есть два четких периода:
1. 1917 – 1923 года – период бумажной архитектуры сразу после революции и нового строительства не ведется, но в это время архитекторы начинают по-новому осмыслять все что было раньше ведется поиск образа утопии нового мира, но все идеи пока остаются только на бумаге.
2. 1923 – 1931 года – ведется осуществление тех самых утопичный идей по образцу «машинного века»
Архитектура первого периода больше исследовательская в этот период выделяются проекты Казимира Малевича, которого мы знаем как известного художника, но он также состоял в «объединении современных архитекторов» (объединение, основанное в 1925 году, выступало под лозунгами конструктивизма и функционализма). В своих исследования создает так называемые планиты – здания, которые мы будем строить в космосе и жить в них он создает несколько макетов таких объектов и называет их «архитектоны».
Еще одним хорошим примером проекта бумажного конструктивизма становится проект, который создал архитектор Эль Лисицкий. Он создает концепцию горизонтальных небоскрёбов и если сейчас эта идея кажется футуристической, то 100 лет назад это и вовсе казалось чем-то запредельным.
Второй период помимо реализации конструктивисткой утопии в архитектуре также дарит нам новые типы зданий такие как дома коммуны, и дом культуры. Одним из первых домов коммун строит Моисей Гинзбург строит дом Наркомфина, в котором люди должны будут жить по новым нормам человеческого общежития. В квартирах отсутствуют кухни и очень маленькие санузлы, так как на первом этаже есть общая баня и столовая который должны пользоваться жильцы. Также важно отметить, как дом наркомфина отвечает всем 5 принципам архитектуры, которые задал Ле Корбюзье.
Также советское государство задумалось о том, что было бы не плохо занять человека в его свободное время и тогда архитекторы создают так называемые клубы или также их называют дома культуры. Одним из самых известных клубов это клуб имени Русакова чей внешний облик был выполнен в форме сегмента шестерёнки. Внутренний зал является
залом трансформером который может меняться под нужды посетителей давая возможность делить один большой зал на два маленьких.
Ар – Деко и неоклассицизм (1920 - 1940 гг.)
В 1930 гг модернизм эволюционирует в стиль ар деко и происходит возвращение стиля классицизм. Это произошло, потому что к 30 годам тяга к экономности и минималистичной сходит на нет у людей появляется возможность строить побогаче. Этот новый стиль в первую очередь находит себя в общественных зданиях. Основными чертами Ар – Деко являются
1. Синтез модернизма и неоклассицизма
2. Строгий облик
3. Симметричность
4. Геометрические узоры, обилие орнамента
5. Отсутствие ярких цветов в оформлении
6. Дорогие и современный материалы
Объекты стиля Ар - деко много строились в тоталитарных государствах того времени, например советский союз перестраивал центр Москвы, Пьячентини строит в Риме целый квартал ЭУР – массивные роскошные застройки чтобы показать величие своей власти.
Также показательным примером тоталитарной архитектуры Ар – деко становится архитектура немецкого архитектора Альберта Шпеера чего только стоят храм света и зал народа. В СССР шла героизация полит строя и был объявлен главный архитектурный конкурс на проект дворца совета, который так и не был построен, но если посмотреть на его образ, то становится понятно насколько помпезным должно было быть это здание.
Но вместо него до нас дошли 7 сталинских высоток которых изначально должно было быть 8 так как построить их должны были к восьмисотлетию Москвы, и они должны были прилагаться к дворцу советов.
Эпоха Ар – Деко прекратилась также как и эпоха модерна с началом второй мировой войны, после которой история повторилась и начался второй период модернизма, который еще называют после военным модернизмом.
После военный модернизм
Также как и в случае с появлением и формированием модернизма его возвращение пришлось на время после Второй Мировой войны, когда многие города стояли в руинах, а многие страны были разорены войной, а многие помпезные здания ар—деко произошло возвращение стиля модернизм. После военная эпоха отличается массовыми жилыми застройками на территории всех стран участниц. Для архитектуры послевоенного модернизма свойственны такие качества как: конструктивность, высокое качество технологических расчётов, использование современных материалов. Важно отметить, что жилые застройки эпохи послевоенного модернизма отличаются скромностью, простотой и аскетичностью. Масштабные постройки в основном были политическими на пример здание ООН, которое построил ле Корбюзье, после чего идею высотных стеклянных зданий подхватил Ван де рое и началось развитие строительства небоскребов какими мы привыкли их видеть. Лета Корбюзье после войны строит один очень важный объект с которого начнётся формирование последнего и наиболее интересующего нас стиля это жилая единица в марселе в проектирование которого он использует более грубый материал необработанный железобетон и здесь же он использует идею которая была раньше реализована школой Баухаус и советскими архитекторами с их домами коммунами и делает на среднем этаже дома торговый этаж а на верхнем этаже находиться детский сад.
Брутализм. (1950 – 1970 гг.)
Брутализм появился как раз таки благодаря экономическому состоянию Европы и острая нужда в жилой застройке – на фоне послевоенной бедности также нарастала общественное беспокойство и недовольство правительство многих западных стран запускает социальные программы, которые призваны помощь малоимущем слоям населения одна из самых главных проблем это проблем жилищного вопроса. В результате чего перед архитекторами появилась задача строить максимально простую и надежная архитектура, отказ от декоративных излишек и приемов которое обнажает голый материал вроде бетона, и на фоне всеобщей критики своего предшественника стиля Ар – деко который выбился из всеобщего русла функциональности и осуждения лишний праздности, а также крах тоталитарной идеологии в странах Европы – все должно быть просто и надежно. Сам по себе название стиля брутализм идет от французского словосочетания «Beton brut», которому стиль обязан французскому архитектору Ле Корбюзье, который применил это словосочетания при описании технологии обработки наружных поверхностей здания в начале 1940 и в конце 1950 годов. Помимо характерного для всех стилей периода модернизма функционализма и использования современных и простых материалов брутализм также унаследовал 5 принципов архитектуры от интернационального стиля, которым другие стили следовали отдельно в разных архитектурных объектах по выбору. В брутализме же эти 5 принципов используются массово и во всех жилых застройках только разве что принцип о здании на столбах используется редко. Также для брутализма характерно давать зданию урбанистичный облик, который доминирует над окружением. Голые поверхности если кирпич, то голый кирпич если бетон, то голый бетон. Также для брутализма характерен Общий градостроительный подход так как эти объекты часто проектировали целыми районами и микрорайонами. Микрорайон – это жилое образование которое в 5 или 10 раз превосходят квартал от проектирования которого отказались в пользу микрорайонов по в всей площади микрорайонов разбросаны многоэтажные жилые дома так как в микрорайоне не четкой конфигурацией застройки и по сути получается что по сравнением с кварталом в микрорайоне живёт в 100 раз больше человек а в округ находились бы парки отдыха и другие облагораживающие развлекательные объекты. Одним из первых примеров таких застроек стал жилой комплекс The Elton estate возведенный с 1952 по 1958 год в Англии разместился рядом с парком и малоэтажные таунхаусы изначально этот и подобный ему район был очень популярен. Несколько точечных 12-этажных башен с 4 квартирами на этаже и 5 11-этажных домов стен. Внутри этих жилых домов находилось дешевое и просторное жилье. Были небольшие квартиры для молодоженов, более большие квартиры для семей с детьми и маленькие жилые ячейки для пожилых людей была предусмотрена целое развитие структуры семьи чтобы люди переезжали в новое жилье, а окружение не менялось. Но такие дома быстро перешли в упадок так как сказалась дешевизна материалов, необработанный бетон под воздействием осадков ста быстро терять вид и становиться грязным во многих здания начали протекать крыши и окончательно это стало понятно после взрыва, в результате которого разрушилась несущая стена и обвалился целый кусок здания. Благополучные семьи стали переезжать в другие районы жилье стало дешеветь и в результате такие районы стали рассадниками для маргинального слоя населения. Если в начале они олицетворять утопию о дешевом функциональном жилье для всех в итоге стали рассадником преступности и символом бедности и безысходности.
Строительство жилых домов в послевоенное время и появление хрущевок
По окончании 2 мировой войны значительная часть Европы и Советского союза лежала в руинах. Целые города нуждались не просто в реконструкции, а в полном восстановлении - строительстве с нуля. Разрушенная экономика стран ограничивала ресурсы, потребности наращивания производственных мощностей требовало рабочих рук. Миграция населения в следствии войны всех послевоенных процессов была значительной.
Хрущёвка, по сути, выражение крайнего функционализма и ближе всего к школе Bauhaus. форма здания определяется процессами, для которых оно создано, и все, что не имеет отношение к функциональности, не имеет права на жизнь. Эстетика здесь постулируется в том, что все элементы среды должны быть эстетичны по своей сути, а не за счёт «украшательств». Планирование жилых комплексов, экономия и рационализм строительства, а главное, аскетичность и простота - главные черты данного периода. Хрущёвки - один из самых распространённых примеров функционализма в советской архитектуре - никакого мещанства и излишеств, только строгие геометрические формы, монотонные цвета и плоские поверхности
В СССР люди часто приезжали из сельской местности, их приходилось селить в бараках вокруг вновь создаваемого объекта производства часто в совершенно не человеческих условиях. Другая значительная часть населения проживала в «коммуналках», где условия проживания были более комфортными по сравнению с барачными, но тоже имело свои существенные недостатки. В коммунальной квартире было все необходимое, исключая возможность личного пространства или уединения семьи. Здесь все построено на принципах общего проживания - общие нежилые зоны для совместного использования - кухни, санитарные узлы, коридоры, разделения по комнатам часто тоже было условным в виде перегородки или занавески.. в таких квартирах могла проживать от 5 иногда до 10 семей. Таким образом, жилого фонда катастрофически не хватало, в таких условиях проживало большинство населения страны, ожидая своей очереди на более комфортное жильё.
Перед государством стояла серьезная дилемма, и не только перед советским. Происходит возврат к функционализму, типовые проекты строят и в США, и во Франции, и в Германии. Также к ним обращаются в Израиле после создания страны Хрущёвки не уникальный проект, но в СССР опыт западных стран был доработан и модернизирован в сторону удешевления.
До появления Хрущевок в Москве можно было увидеть, как называемые «обдирные» дома, по своему проекту напоминавшие здания сталинской эпохи, но лишенные декора и облицованные специальным фасадным кирпичом, что на фоне прочих зданий создавало ощущение будто этот дом кто-то ободрал, но в 50-х гг. Обострение проблемы потребовало более кардинальных решений.
Постановлением ЦК КПСС от 04.11.1955г. предписывалось в кратчайшие сроки к 01.11.1956г. разработать тип проекта жилы домов без каких-либо архитектурных излишеств. На флаг вновь поднята эстетика функционализма, следовательно, что не имеет функций отсекается. Проблема расселения народных масс так остро стояла в обществе, а Хрущев так сильно увлекся идеями функционализма, что сам критиковал объекты, содержавшие декоративные элементы («украшательства») и Архитекторов их создавших, чем предопределил название данного течения в архитектуре того периода.
В данный период профессия архитектора меняет своё значение, сведена к функции проектировщика в подчинении у строителя. Ни о каком искусстве и речи не может быть, так как эстетика в архитектуре не просто отходит на второй план, а во все не берётся в учёт.
Функциональность — это рациональность, оправданная экономически. Убирая лепнину, колонны, балконы, арки, лифты и дорогую облицовку, оставляя только голый кирпич, можно было сократить себестоимость строительства на треть и уменьшить сроки строительства. Экономисты того времени подсчитали, что убирая только лифты, можно уменьшить себестоимость до 8%. А также по мнению врачей того времени считалось, что обычный советский человек без особых проблем может подняться пешком максимум до 5 этажа, что обусловило выбранную этажность данного типового проекта. Были проекты с лифтами и на 9 этажей, но они не получили большого распространения.
Экономия коснулась всего, сокращены площади квартир, площади нежилых помещений (кухни, например, до знаменитых 6 кв. м), высота потолков с 3м падает до 2,5м, толщина стен и перекрытий до такой степени, что это тоже пришлось учитывать при определении этажности зданий проекта. Такие типовые дома потребовали типовой мебели и решения других деталей, например, комбинированный смеситель сразу на раковину и ванную. Также впоследствии проживание в таких домах породило новые тенденции в интерьеры - расположение ковра на стене стало необходимостью, вызванные потребностями функциональности для компенсации недостатков данных зданий, обнаруженных в процессе эксплуатации, например, таких, как ненадежность труб, крыш, стыков панельных блоков (расходились, накапливалась влага...), большие теплопотери особенно при температуре ниже -20’ градусов, не говоря о потребностях шумоизоляции,
Цена не единственная причина столь аскетичного стиля Хрущевок. Эти дома характеризовались очень быстрыми сроками возведения из-за особого метода их производства. Они были поделены на секции, их в буквальном смысле производили конвейерным способом на заводах - домостроительных комбинатах. Из таких готовых панелей дом монтировали за 2 недели, а рекорд составил 5 дней.
На наших домостроительных комбинатах для ускорения производства панелей применяли метод горячего пара, когда бетонную панель обдавали горячим паром, чтобы ускорить затвердение бетона, после чего панель была готова к транспортировке через 2-3 дня, когда по классике бетон в то время должен был твердеть 28 дней, поэтому предполагалось, что он приходит в полуготовности и дозревает уже на стройплощадке в процессе монтажа.
Весь процесс был расписан по минутам времени и килограммам материалов. Производство каждой панельной секции было строго регламентировано. Отлитые блоки транспортировали на место сборки, где их собирали как кусочки Лего за рекордные для строительства 12 дней.
В защиту данного проекта надо сказать, что его создатели хорошо понимали причины социальной необходимости в развитии данного проекта и рассматривали его как временную меру. Поэтому, согласно проекту, эти здания должны были прослужить не более 25 лет, далее люди будут расселены более комфортное жильё.
Конечно, сегодня сложно найти город в постсоветском пространстве, где не было бы этих символов ушедшей эпохи. Они не просто сформировали эстетику рабочих районов, но и определили облик многих городов.
Примером можно взять 9 квартал Новых Черемушек, с которого все и началось. В 1956г. в Москве, тогда ещё на ее окраинах в Черемушках был развернут «полигон инженерной мысли» проекта. Строительство 9 квартала легло в основу типовых серий домов Хрущёвского периода как пяти, так и девяти этажек.
И хотя нам сложно в это поверить, но отклик на данную программу у населения был искренне положительным, так как появился реальный шанс на улучшение жилищных условий и появление своего личного пространства. Данное событие для того времени настолько значительное, что позже по нему создали мьюзикл «Черёмушки» (композитор Шостакович) и сняли фильм 1962г. В противовес американской мечте, где у каждого должен появится свой частный дом, в СССР противопоставили свою квартиру, пусть небольшую и абсолютно бесплатную.
Сегодня Хрущёвки составляют около 10% всего жилого фонда РФ.
Данный подход должен был стать примером того, как экономия средств и рациональный подход формирует новое общество, где функция важнее эстетики, но опыт данного периода показал, что человек не способен полностью игнорировать эстетику в угоду функциональности.
Если отбросить эстетическую составляющую, то стоит отдать должное Хрущёвке как интересному инженерному решению. А также эти здания идеально справились с 2 главными задачами, возложенными на них: быстро и массово расселить людей из более ужасных условий существования и сделать это максимально дёшево.
Что такое фасад?
Перед тем как перейти непосредственно к анализу фасадов зданий стоит обговорить что же, собственно, из себя представляет фасад здания и какую роль они играет. Само слово фасад появилось в Италии facciata и происходит от итальянского слово facсia – лицо, что уже довольно прямо объясняет, что фасад — это лицо здания. Фасад дает первое впечатление о доме и является инструментов в руках архитектора с помощью, которого тот может высказать свою мысль. Также большую роль в архитектуре играет вид если в интерьер человеку иногда трудно уловить мысль архитектора, которую тот в него вкладывает. Это все равно что смотреть на картину по маленьким кусочкам в то время, как фасад мы видим полностью с разных сторон и ракурсов, что позволяет нам увидеть целостный образ.
Для модернистов, которые на протяжении всего 20 века следовали основной идеи функционализма фасад перестал являться главным в проектировании и диктовать свои условия планировке все стало, наоборот, теперь планировка и ее функция задавала тон всему зданию а фасад ей соответствовал, но не смотря на это фасад все равно отражал основные идеи архитекторов. Также важно напомнить, как я писала ранее с появлением авиации фасад здания перестал быть индивидуальной единицей и стал рассматриваться скорее даже со стороны города нежели, чем со стороны самого здания. Касаемо фасадов многоквартирных домов то приняли закон, по которому фасад стал принадлежать не дому и архитектору, а городу. Статья 36 ЖК РФ от 2004 года относит фасад в состав общего имущества. В соответствии с пп. «Е» п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 фасад должен содержаться в соответствии с требованиями законодательства (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома. В связи с этим сегодня мы рассматриваем архитектурные фасады как часть городского ансамбля и в некоторых моментах архитекторам удается оставить на нем свой идеологический посыл.
Фасад отвечает за прочность устойчивость долговечность и многое другое должен быть огнеустойчив и не выпускать тепло из дома. У фасадов есть несколько основных задач: Фасад должен позволять своему дому дышать предохранять от попадания влаги с улицы в дом и выводить лишнюю воду на улицу. Правильная облицовка должна утеплять стены дома и помогает сохранить тепло в помещении, не пропускать ветер. Кроме того, желательно чтобы облицовка была долговечной и неприхотливой в уходе.
Существует несколько сторон обычного фасада: Главная - парадная, боковые и задняя. С многоквартирными жилыми домами, стоящими в городе все немного подругому. У фасада есть парадная часть если дом стоит одной стороной в город (на дорогу или площадь грубо говоря на место, заполненное общественными помещениями и большой проходимостью) а другой во двор, тогда есть Городская часть фасада, дворовая и боковые. Если жилой дом стоит полностью во дворе и у него с двух сторон подъезды что довольно редко, но в таком случае у фасада две главные части и две боковые. Если дом стоит в дворе, но имеет подъезды, с одной стороны, то фасад имеет стандартные – одну главную часть, заднюю и боковые.
9 микрорайон новых черёмушек
Свой анализ фасадов жилых многоквартирных домов я начну с экспериментального района новых черемушек о котором я упоминала ранее рассказывая об истории жилых домов проекте «хрущевка» , с которых началась эпоха модернистских жилых домов послевоенного времени. Микрорайон рассчитан 3030 человек, было построено 13 четырехэтажных домов 3 восьмиэтажных башни. Жилые дома стоят в 12 метрах от красной линии и защищены от шума зелеными насаждениями, также запрещено сквозное движение на территории микрорайоны весь микрорайон засажен растительностью которые прорезают пешеходные дорожки. Аскетизм фасадов жилых домов активно пытались компенсировать заботой о местности и облагораживанием территории микрорайона.
Сами фасады, к сожалению, не все сохранились в изначальном виде так как они достаточно износились, и чтобы в здании можно было продолжать жить некоторые, а то и все элементы от двери в подъезд до облицовки здания были со временем изменены.
Этот дом сейчас похож на обычную хрущевку, которая мало чем отличается от других за исключением подъезда чей облик сохранился с тех времен.
Этот фасад облицован кирпичом, почти не изношен, окна расположены систематически, но при этом соответствуют запросам планировки также есть балконы отделанные профнастилом. Из изначальных элементов, которые сохранились до наших – это подъезд, спроектированный еще в 56 году и элемент выпирающей крыши. В целом большинство домов этого района выглядят также и между собой почти ничем не отличаются.
В микрорайоне есть один дом чей фасад полностью сохранился в том виде, в котором он был изначально построен. 14 дом на улице гримау стал настоящей жемчужиной среди остальных зданий, которые сохранили только часть от своих прежних фасадов.
4-х этажное здание с окнами систематически расположенными окнами отделан маленькой плиткой.
На некоторых окнах на первом этаже есть железная обрешетка,
также на окнах присутствуют выступы для домашних клумб.
Подъезды отличались хорошо облагороженной средой, к двери подъезда ведет небольшая дорожка, вдоль которой посажены цветы. Также на фасаде у крыши присутствует простой орнамент, что не совсем характерно для построек тех времен и указе об украшательствах. Также фасад дополняют навесные инженерные элементы вроде трубы и кондиционера которые можно увидеть на фотографии, также видны стыки между блоками дома
Еще один интересный фасад привлек мое внимания. Дом 2 на ул. Шверника, Фасад 4-этажного дома, выполненного в розовых тонах. На фасаде есть такие элементы как углубления под окнами, скульптурные элементы под крышей и навесная крыша.
Из стандартных элементов фасада – окна у лестничной клетки из стеклоблоков, выпирающие балконы, и обычные окна
По итоге в исследовании я выяснила что основными облицовочными материалами стали: Кирпич, бетон и облицовочная плитка (эту плитку часто использовали в 50 – 70 года, она защищает дом от внешних воздействий и неприхотлива в уходе)
Несмотря на закон об отмене украшательств на фасадах все равно находились элементы, которые были сделаны для того, чтобы украсить и разнообразить фасады: орнамент под крышей, скульптурные элементы под крышей, углубления в окнах, также я бы хотела принести в эту категорию окна с стеклоблоками, так как стеклоблоки это скорее дизайнерский материал и запроектированные места для домашней растительности под окнами так как это сделано с расчетами на то, что растительность украсит фасад. Также есть и конструктивный элемент в виде нависающей крыши и места стычек блоков, где видно, как их соединили бетоном. Инженерные объекты вроде желтой трубы, которая ярко выделялась на фасаде дома 14 на улице Гримау и также части кондиционера выведенные на фасад.
В целом несмотря на то, что фасады выглядят аскетично архитекторы все равно нашли способ как их разнообразить с помощью материалов, как и принято в модернизме или маленькими не ярко выраженными элементами вроде углублений под окном. В целом невысокие фасады среди парковой зоны оставили ощущение маленького тихого острова в большом шумном мегаполисе. Проект должен был отражать идею о мечте о своем жилье комфортной жизни и приятном дворе, несмотря на то что у многих хрущёвки вызывают отрицательные ощущение, этот микрорайон и ансамбль малоэтажных домов без лишних деталей с большими окнами и облагороженными подъездами вполне смог осуществить эту мечту. Даже без украшательств дома не вызывали ощущение бедности и безысходности, отчасти благодаря тому, что за ними ухаживают.
Дом на беговой улице
Представитель дома на ножках коих в Москве было несколько. Дом на беговой улицу привлек мое внимания из-за подражательства стилю Ле Корбзюье. Архитекторы вдохновились его проектом жилой единицы в Марселе, выполненной в стиле брутализм и о которой я упоминала в первой главе, когда речь шла о стиле модернизм в общем.
Также как и в проекте Ле Корбюзье архитектор дома на береговой улице Андрей Меерсон (1930 – 2020) использовал граненные трапециевидные ножки, которые сделали фасад очень выразительным, а также дом получил прозвище «дом – сороконожка» которое потом сменилось на «дом авиаторов» так как квартиры там в основном выдавали работникам авиационного завода «знамя труда».
На переднем фасаде с стороны шоссе виден ансамбль из окон и крытых и не крытых балконов окна в некоторых местах рядом с выпирающими балконами заглубляются благодаря чему балконы и окна контрастируют друг с другом.
Ярко выраженными элементами фасада являются ножки, о которых я уже упоминала и огромные колонны, прикрепленные к фасаду которые на самом деле являются лестничные клетки, выведенные на фасад и спрятанные за бетонным панцирем. Архитекторы объяснили это тем, что в случае пожара лестничная клетка не задымляется что делает их безопаснее чем другие.
На боковом фасаде в центре находятся окна жилых квартиры одно под другим, а по бокам налезают балконы, и плоская крыша с чердачным помещением налезает на основной объем, на переднем фасаде и заднем это не так ярко выражено из-за объемности фасада.
Фасад отделан той самой маленькой плиткой которой был отделан дом 14 на улице Гримау в микрорайоне новых черемушек. Белый бетон и плитка основные материалы фасада.
Стоит уделить отдельное внимания месту под домом, где находятся: подъезды в дом, технические помещения, а также детские площадки. Как и говорил Ле Корбюзье работая над зданиями интернационального стиля и создавая 5 принципов архитектуры один из которых говорил о поднятии дома на столбы чтобы освободить пространство под ним на общественные пространства.
По итогу можно сказать, что это здание в стиле брутализм, фасад сочетает всеми сильную тяжесть и громоздкость из-за обилия элементов на фасаде и лёгкость благодаря ножкам, под которыми находиться просторные хорошо освещенная территория.
Заключение
Подводя итоги хочется сказать, что несмотря на то, что изначально жилые дома должны были массово проектироваться без всякого самовыражения и украшательств лишних деталей. Это все равно не смогло остановить архитекторов, что в микрорайоне новых Черёмушек архитекторы изворачивались, но придумывали как делать дома индивидуальными с помощью разных ухищрений, о которых я упоминала ранее. А про фасад дома на беговой улице и вовсе трудно сказать, что он был спроектировать во времена голого функционализма так как он очень художественный. В целом архитектура фасадов всегда была самым ярким способом самовыражения архитектора и даже если запретить все лишнее, то фасад все равно в той или иной мере будет выражать мысль архитектора, также архитектура и сами фасады послевоенного времени в СССР помимо сильного функционализма были очень утопичными, как и остров тишины на новых Черёмушках так и плавающий в воздухе огромный массив.
Литература
История советской архитектуры (1917—1954 гг.): Учебник для архитектурных вузов. Специальность «Архитектура
Москва. Архитектура советского модернизма, 1955-1991. Справочник-путеводитель
Интернет-ресурсы
Интернет-ресурсы http://www.chaskor.ru/article/istoriya_hrushchevki_38985 https://delovoy-kvartal.ru/stil-brutalizm-v-arhitekture/ https://www.youtube.com/watch?v=eCqHVfiQKpw&t=0s&ab_channel=GARAGEMCA https://realt.onliner.by/2014/09/11/towerblocks http://novikov-architect.ru/funkcionalizm_style.htm https://fasadam.ru/ventiliruemye/fasad-zdaniya-chto-eto-takoe.html