Найти тему
На берегах Терека

ИЗОБРАЖЕНИЯ КАЗАКОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА. ОТ ЮНОШЕСКОГО ВОСХИЩЕНИЯ КАВКАЗОМ ДО СКЕПТИЦИЗМА ИЗ-ЗА ЗАТЯЖНОЙ ВОЙНЫ

ПРОДОЛЖЕНИЕ

В отличие от якобы чеченского происхождения поручика М.Ю.Лермонтова, о чем шла речь в предыдущих двух публикациях, у исследователей его творчества не вызывает сомнения тот факт, что он неоднократно посещал левый берег Терека еще в юном возрасте в 1818 г., 1820 г. и 1825 г. Бабушка Е.А.Арсеньева привозила будущего поэта в гости к родной сестре Екатерине Алексеевне, бывшей замужем за офицером А.А.Хастатовым владельцем имения Парабочи (стараниями Н.С.Хрущёва старейшее строение на территории Чеченской республики), расположенного прямо среди гребенских станиц, одного из древнейших казачеств России.

Литературный музей М. Ю. Лермонтова, Парабоч, Чеченская Республика
Литературный музей М. Ю. Лермонтова, Парабоч, Чеченская Республика

С самого раннего детства Михаил Юрьевич был увлечен не только красотами Кавказа, но и лично видел военизированный быт станиц, расположенных на самом фронтире, сторожевые вышки, круглосуточные казачьи посты, обязательные сопроводительные команды для проезжающих и др., оберегавших мирный труд сельских тружеников. Он с упоением слушал рассказы о ратных подвигах соотечественников, в чем немалая заслуга наследника купца Сафара Васильева, построившего первую шелковую мануфактуру в России. Посещая столь опасное место, полностью обнесенное крепкой оградой и вооруженной артиллерией, будущий поэт не мог не знать о постоянных ночных набегах чеченцев на левый берег Терека. Практически ежедневно происходили происшествия и только благодаря населению казачьих станиц и расквартированным у них регулярным войскам, удавалось пресекать наиболее крупные вылазки. Ночные погони с перестрелками стали настолько привычным явлением для всех местных жителей, что по словам домочадцев, хозяйка имения Екатерина Алексеевна, заслышав вблизи набат интересовалась не пожар ли и, получив отрицательный ответ, сразу же засыпала. Столбовая дворянка из старинного рода Столыпиных была полностью уверена в своей безопасности, полагаясь на ближайшие казачьи команды и распорядительность офицеров.

(Екатерина Алексеевна Хастатова скончалась во время эпидемии холеры в 1830 г. и погребена в крепости Георгиевск. В советское время на месте древнего погоста выстроили стадион и разбили городской парк. Усилиями градоначальника, ставшего широко известным после скандальных передач по центральному телевидению осенью 2019 г. создана “Лермонтовская аллея” прямо к бывшему месту захоронения).

Беседующие казаки. М.Ю.Лермонтов. 1832-1834 гг.
Беседующие казаки. М.Ю.Лермонтов. 1832-1834 гг.

Вполне закономерно, что уже с самых ранних лет юное дарование обращается к теме казачества и уже в одном из первых произведений “Черкесы”, написанным в четырнадцадцатилетнем возрасте. Отдавая должное сынам Тихого Дона, прославившим отечество в битвах с наполеоновской Францией на берегах рек Рейна, Лоары, Рона и др., Михаил Юрьевич упоминает и казаков с левого берега Терека:

…Там стражи русские стоят;

Их копья острые блестят;

Друг друга громка окликают:

«Не спи, казак, во тьме ночной;

Чеченцы ходят за рекой!»

Но вот они стрелу пускают;

Взвилась! И падает казак

С окровавленного кургана;

В очах его смертельный мрак;

Ему не зреть родного Дона,

Ни милых сердцу, ни семью:

Он жизнь окончил здесь свою.

Лермонтов М.Ю. Конный казак, берущий препятствие. Карандаш. 1832–1834. ИРЛИ
Лермонтов М.Ю. Конный казак, берущий препятствие. Карандаш. 1832–1834. ИРЛИ

В более поздней поэме “Измаил-Бей” еще сквозит романтизм во взаимоотношениях казаков и горцев, несмотря на присутствие боевых стычек между ними. Непосредственно сквозит не рутинная военная жизнь, а все больше заостряется внимание на доблести и личных переживаниях главного героя.

Иллюстрации - художник: Алексей Дмитриевич Рейпольский
Иллюстрации - художник: Алексей Дмитриевич Рейпольский

Исследователи творчества М.Ю.Лермонтова обратили внимание, что при сопоставлении «восточной повести» с поэмой “Валерик” налицо существенная разница в описании смертельных поединков. Схватка между горцем и линейным казаком преподносится, как «молодецкое единоборство двух достойных противников».

Лермонтов М.Ю. Горящая степь.Эпизод из кавказской войны. 1840. ГЛМ
Лермонтов М.Ю. Горящая степь.Эпизод из кавказской войны. 1840. ГЛМ

Многие иллюзии, которые питал юный поет со временем улетучились посте того, как он став боевым офицером, воочию увидел, к каким последствиям привело военное противостояние двух миров. Его тональность заметно претерпела изменения и стала более взвешенной, а слог более емким и точным в передаче описываемых событий, регулярно происходивших на глазах сотен зрителей:

А вот в чалме один мюрид

В черкеске красной ездит важно,

Конь светло-серый весь кипит,

Он машет, кличет – где отважный?

Кто выйдет с ним на смертный бой!

Сейчас смотрите: в шапке черной

Казак пустился гребенской;

Винтовку выхватил проворно,

Уж близко… выстрел… легкий дым

Эй вы, станичники за ним…

Что? ранен! – Ничего, безделка… -

И завязалась перестрелка…

Сражение при Валерике. Начало боя. Генерал Галафеев. Рисунок Лермонтова, 1840 г. 
Рисунок изображает эпизод из начала сражения при реке Валерике. На переднем плане убитая лошадь; влево от нее генерал верхом на лошади, еще левее отряд пехоты. Справа русские войска, идущие в атаку. От генерала скачет всадник с приказанием к группе с пушкою на переднем плане. Источник: http://lermontov-lit.ru/lermontov/zhivopis-i-grafika/pictures-19.htm
Сражение при Валерике. Начало боя. Генерал Галафеев. Рисунок Лермонтова, 1840 г. Рисунок изображает эпизод из начала сражения при реке Валерике. На переднем плане убитая лошадь; влево от нее генерал верхом на лошади, еще левее отряд пехоты. Справа русские войска, идущие в атаку. От генерала скачет всадник с приказанием к группе с пушкою на переднем плане. Источник: http://lermontov-lit.ru/lermontov/zhivopis-i-grafika/pictures-19.htm

Диаметрально противоположным становится отношение опытного офицера, познавшего всю трагичность ситуации к «сшибкам удалым», от которых «забавы много, толку мало»:

Прохладным вечером бывало,

Мы любовалися на них,

Без кровожадного волненья,

Как на трагический балет..

Зато видал я представленья,

Каких у вас на сцене нет.

Всадники, стреляющие в горца. 
Рисунок изображает двух русских офицеров на лошадях, один из которых стреляет из пистолета в сидящего на лошади же горца. Вдали горная цепь. Рисунок Лермонтова до нас не дошел, и имеется лишь перерисовка Гагарина.

Источник: http://lermontov-lit.ru/lermontov/zhivopis-i-grafika/pictures-12.htm
Всадники, стреляющие в горца. Рисунок изображает двух русских офицеров на лошадях, один из которых стреляет из пистолета в сидящего на лошади же горца. Вдали горная цепь. Рисунок Лермонтова до нас не дошел, и имеется лишь перерисовка Гагарина. Источник: http://lermontov-lit.ru/lermontov/zhivopis-i-grafika/pictures-12.htm

Налицо переосмысление событий, непосредственным участником которых довелось стать поручику М.Ю.Лермонтову без прежнего сожаления и романтической печали, которую можно встретить в более ранних произведениях. Будучи вовлеченым в боевую рутину бивачной жизни, он от мечтательного романтизма пришел к реалистичному скептицизму. Отсюда и изменение отношения поэта в целом к Кавказу - нетронутому цивилизацией, на просторах которого бушевали неистовые и пылкие страсти, столь малопонятные эмоционально обедневшей старушке Европе. По этой причине линейные казаки воспринимаются им, как его составляющая, но и уже неотъемлемая часть огромной державы, которые своим образом жизни заставили думающее российское общество пересмотреть отношение ко внутренним процессам внутри общества. Противоречия общественного состояния России становились все более очевидными и были преградой к дальнейшему развитию страны. Однако император Николай I, прекрасно понимая всю абсурдность ситуации, так и не решился пойти на отмену давно пережившего свое время крепостного права.

Кавалерийская схватка казаков с горцами. М.Ю.Лермонтов
Источник: http://lermontov-lit.ru/lermontov/zhivopis-i-grafika/pictures-17.htm
Кавалерийская схватка казаков с горцами. М.Ю.Лермонтов Источник: http://lermontov-lit.ru/lermontov/zhivopis-i-grafika/pictures-17.htm

Вполне закономерно, что примерно в это же самое время, когда написана поэма “Валерик” начинают свою либерально-оппозиционную деятельность представители передовой российской интеллигенции из числа просвещенного дворянства. Большинство из них являлись выпускниками Московского университета, хорошо знали труды французских просветителей XVIII в., работы отечественных публицистов, пострадавших во время предыдущих правлений, классическую немецкую философию и др. Вскоре они станут широко известны, как славянофилы и западники, оставивших свой глубокий след в области развития российской публицистики, философии, богословия литературы, истории, экономики и др. Они же несмотря на определенные различия в своих взглядах, окажут заметное влияние на формирование мировоззрения литературного критика В.Г.Белинского.