Железнодорожный бег судьбы: выставка «Тайны Карениной»
На старейшем вокзале Петербурга открылась выставка-бутик «Тайны Карениной». Проект продолжает исследование филолога Павла Басинского об исторической и биографической подоплеке романа. Предваряющий экспозицию аудиоспектакль и сами инсталляции действуют, как машина времени, и зритель неожиданно для себя оказывается одновременно и героем романа XIX века, и современником Толстого, и самим собой.
Ожившая история
С несущегося в бездну поезда на станции Астапово спустился изможденный болезнью писатель. Анна, нависшая над рельсами, «глазомером старалась определить середину между передними и задними колесами». А вокзал трепыхал веерами дамских платьев, лепетом неясных детских голосов и гулким стуком чемоданов. Да, стуком чемоданов, стуком защелкнутых наглухо душ.
Железная дорога и чемодан — центральные метафоры выставки, которые связывают воедино судьбы Льва Николаевича Толстого и героев его романа. И прежде чем открыть эти чемоданы-души Карениной, Вронского или Левина, зрителю предстоит физически ощутить атмосферу вокзала XIX века. Именно в нее погружает совершенно новый для Петербурга формат аудиоспектакля-вояжа в сопровождении артистов Московского Театра Наций. Текст романа оживает, приобретает выпуклые формы в пространстве Витебского вокзала, сохранившего свой облик с 1904 года.
Роковая связь творца и его творения
Путешествие по дорогам прошлого начинается с картинного зала, обычно скрытого от глаз посетителей. Его старинный буфет и люстры 1904 года провожают зрителей в зал ожидания, затем на перрон и к бальному пространству перед широкой мраморной лестницей. Тем временем в наушниках оживают самые яркие и драматичные сцены «Анны Карениной» — роковая встреча Анны и Вронского на перроне, их танец на балу, скачки и гибель героини. Кураторы профессионально подошли к работе над смыслами романа. Они тонко переданы через музыкальное сопровождение спектакля и грамотно выстроенный сценарий. Толстовский текст встраивается в единый нарратив с документальной основой «Анны Карениной» и жизнью самого автора. Толстой не случайно не любил железных дорог. Как зримое воплощение судьбы, они сгубили и его, и героев романа, и их прототипов.
Диалог сквозь века
Неким четвертым измерением спектакля становится наша сегодняшняя действительность, мысли современного человека. Его природа не изменилась. Роман Толстого поставил вопросы, которые продолжают звучать устами актеров и сегодня. Куда мчатся тысячи пассажиров и обретут ли они свое духовное пристанище? Как часто нам хочется кардинально изменить свою жизнь и какова цена предательства? Роман Толстого никогда не переставал говорить с читателями, и выставка «Тайны Карениной» — прекрасное напоминание о его непреходящей современности.
Открыть чемодан душу
С последним музыкальным аккордом аудиоспектакля путешествие по следам романа не заканчивается. Зритель возвращается в ту же точку, откуда начинал, — в картинный зал. Здесь развернулась сама выставка «Тайны Карениной». Ее архитектурное решение — голубые шторы, постаменты, хрустальные люстры — будто бы перемещает вас на сцену, делает такими же действующими лицами романа. И на этой сцене распахиваются те самые саквояжи душ главных героев. Внутренний мир каждого из них метафорически представлен в виде содержимого чемоданов. Некоторые из них — подлинные образцы 19 века. Каждая из инсталляций получилась интеллектуальной игрой с символами — заполоненный мухами портрет Анны в кабинете Каренина; мягкий, кружевной сундучок Долли, единственная опора которого — детские фигурки; нежные полевые цветы и колосья на водной глади как образ гармоничного союза Левина и Кити.
Документальное и художественное
Смысловая наполненность каждой инсталляции углубляется лаконичным текстом исследователей и деятелей культуры. Специально для выставки с Павлом Бакинским и Феклой Толстой, Егором Дружинным и Дарьей Еремеевой были записаны интервью. Боксы с видеозаписями обрамлены фотографиями из сериала «Тайны Карениной». Именно его выпуск на платформах Kion и Wink и стал поводом для создания экспозиции.
Документальные свидетельства о прототипах героев, замысле Толстого и его судьбе дополняются элементами художественного осмысления текста. В стенах Витебского вокзала была снята не одна экранизация «Анны Карениной»: в его исторических декорациях работали Сергей Соловьев и Карен Шахназаров. Костюмы из их кинокартин стали еще одной частью экспозиции. Совсем разные женские платья отражают динамику души, противоречивость Анны. Изящное черное кружево соседствует с нежным белым атласом, как губительная страсть — с утерянной невинностью в судьбе героини.
«Все мы пассажиры в этой жизни…»
«Тайны Карениной» — невероятно многослойный проект. Он соединяет факт и вымысел, документальное и художественное, театральную и выставочную деятельность, но самое главное — прошлое с настоящим. Роман Толстого не окончен, он продолжается и продолжается в исследованиях и интерпретациях, в тысячах человеческих судеб. Незадолго до смерти автор «Анны Карениной» написал: «Все мы пассажиры в этой жизни. Только одни входят в свой поезд, а другие, как я — сходят». И хотя писатель «сошел» со своего поезда больше века назад, поезд его творчества продолжает бесконечный путь сквозь умы и души наших современников. Выставка «Тайны Карениной» — блестящее тому подтверждение.