Найти тему
Без музыки совсем не то

Почему провалился Electric Light Orchestra «Time» - лучшее музыкальное поп-рок творение 1981 года?

В 1981-м году самая известная в Америке британская поп-роковая группа Electric Light Orchestra, собиравшая на свои концерты чуть ли не по 100 тысяч зрителей, решила усилить эффект популярности, выпустив альбом «Time», записанный в новом «молодежном» стиле – без «древних» скрипок и виолончелей. Однако в США этот альбом практически провалился по сравнению с некоторыми своими предшественниками в два, и даже в четыре раза, не стал он популярным и во многих других странах мира. И многие критики единодушно сходятся во мнении, что этот провал как раз и был обусловлен отсутствием привычного для фанатов группы струнного сопровождения.

Музыканты группы Electric Light Orchestra в 1981 году
Музыканты группы Electric Light Orchestra в 1981 году

Данное сочинение хочу начать с некролога. 1 мая 2024 года произошло очень печальное событие – в возрасте 76 лет скончался клавишник и гитарист британской рок-группы Electric Light Orchestra - Ричард Тэнди. Хороший был клавишник, как гитарист тоже выглядел на клипах просто как Эрик Клэптон. Этот музыкант очень много внес в саунд группы, и хорошо, что он умер не 50 лет назад, иначе не услышали бы мы в музыке ELO чарующих звуков инструментов, которыми он озвучивал лучшие альбомы, в записи которых участвовал.

На видео: Ричард Тэнди в 1973 году

Правда, то, что он умер именно сейчас – тоже нехорошо, но уже чисто по-человечески. А в плане влияния на развитие современной рок-музыки эта смерть уже не повлияет никак, потому что Ричард Тэнди, в сущности, закончил свою творческую деятельность еще почти 40 лет назад, и сегодня ELO прекрасно обходятся и без него.

На видео: а тут Ричард Тэнди уже в 1983 году, но как второй гитарист

Ну ладно, речь у нас сейчас не об этом, а о том, почему провалился в Америке самый шикарный альбом группы Electric Light Orchestra 1981 года – «Time». Ну, если, конечно, это можно назвать провалом, потому что альбом только в четырех европейских странах продался тиражом в 700 тысяч экземпляров, да еще и в США – 500 тысяч.

Согласно официальной сертификации, за 40 лет по всему миру «Time» разошелся в оплаченных копиях почти 3-мя миллионами, и разве это провал?

Ну, конечно, провал, если посмотреть на успехи группы за предыдущие 8 лет. Первые три альбома – не в счет, потому что это был еще «старый» «Электрик» чисто прогрессивного направления, который ни в Европе, ни в Америке особым успехом не пользовался.

А вот уже начиная с альбомов «Eldorado» (1974 г.) и «Face the Music» (1975 г.), когда группа начала исполнять поп-рок, в Америке пошли подвижки, причем совсем нехилые – оба альбома в США были проданы каждый более чем по 500 тысяч копий. Да еще и «американская» Канада добавила к этому миллиону свои 150 тысяч. И это не говоря уже о других странах, в которых альбомы распространялись официально.

Да и сингл «Evil Woman» со второго альбома тоже в США стал «платиновым», а в Англии – «серебряным», итого – 1 миллион 200 тысяч копий, и это как минимум, потому что «платина» - это не ровно 1 миллион, а больше, причем часто гораздо.

Electric Light Orchestra "Time", 1981 г.
Electric Light Orchestra "Time", 1981 г.

Но дальше – больше. Фортуна Electric Light Orchestra во второй половине 70-х резко пошла вверх. Альбомы «A New World Record» (1976 г.) и «Out of the Blue» (1977 г.) заработали в Америке по «платине» каждый, а следующие два – «Discovery» (1979 г.) и «Xanadu» (1980 г.) - каждый по две «платины». Итого – минимум 6 миллионов на 4 альбома.

Мало того, сборник «ELO's Greatest Hits» 1979 года стал в США аж четырежды «платиновым»! Плюс три сингла этого периода распродались на американском рынке в количестве 7 миллионов, а один из них только в Англии – 2,4 миллиона. И это уже не говоря о том, что многие синглы группы в США были «золотыми» (500 тысяч), и в совокупности принесли новые миллионы.

И в целом все эти альбомы и миньоны во всем мире продались в количестве большем, чем в одних только США. То есть, всего лишь 7 долгоиграющих альбомов ELO с 1974 по 1980 гг., включая два сборника, принесли группе почти 20 миллионов проданных LP по всему миру, и добавляем сюда еще почти столько же проданных синглов (только в США – 10 миллионов экземпляров).

На европейских выпусках внутренний конверт для пластинки был серым, а на английских - голубым
На европейских выпусках внутренний конверт для пластинки был серым, а на английских - голубым

Короче, из всей этой информации ясно, что к 1980 году группа Electric Light Orchestra только наращивала темпы, и вполне заслуженно рассчитывала на гораздо большее. И вот Джефф Линн со своими товарищами решили сделать что-то новенькое в «молодежном» ключе. Они отправились в студию, но оставили «за бортом» всю свою струнную группу. Основное музыкальное оформление возлагалось на клавишную секцию Ричарда Тэнди, с чем он справился просто прекрасно. Линн специально для этого проекта, который самолично и продюсиролвал, написал кучу ударных песен, и музыканты постарались придать им невиданный ранее шик и блеск.

Да, альбом получился не просто ударным, а совершенно убойным. Казалось, что он должен собрать как минимум в США не менее десятка «платин», но вышел облом.

Английский выпуск альбома Electric Light Orchestra "Time", 1981 г.
Английский выпуск альбома Electric Light Orchestra "Time", 1981 г.

Американцы приняли новое творение ELO как-то вяло, еле набив ему «золото». «Дискавери» 1979 года во всем мире понравился больше, и только англичане и немцы не увидели между этими двумя альбомами особой разницы (300 и 200 тысяч проданных соответственно у обоих альбомов).

Но «не увидели разницы» и ожидаемое «новый рекорд» - это разные вещи. Даже в Австралии альбом «Time» потерял свои «законные» 70 тысяч непроданных копий (130 против прошлых 200 тысяч), а во многих других странах коммерческие дела альбома были еще хуже.

В общем, это был настоящий провал. Вместо 5 миллионов у предшественника «Discovery», «Time» собрал всего 3 миллиона. И основная причина провала, которая выдвигалась некоторыми критиками, заключалась в отказе от струнной секции, и этот отказ стал самым настоящим шоком для очень многих фанатов.

Лейблы английского выпуска пластинки
Лейблы английского выпуска пластинки

Ну, а откуда было взяться новым? В Америке таких поп-групп тогда завелось – пруд пруди, но ни одна не оперировала скрипками и виолончелями. Тот же американский Kansas, кстати, когда в начале 80-х потерял своего скрипача, тоже катастрофически просел в чартах. Не хочу, конечно, рассматривать далеко идущие аналогии, но в совпадения как-то не верится.

Итак, мы видим перед собой действительно шикарный альбом, на голову лучше, чем всё то, что «Электрики» сделали на ниве поп-рока начиная с 1974 года и по самый 2019-й. Тем не менее, этот альбом провалился с треском, напугавшим руководство фирмы-дистрибьютора лейбла Jet Records (CBS) до такой степени, что звукозаписывающая фирма очень сильно ограничило бюджет на запись следующего альбома, и, кроме того, отказало группе в организации гастролей в его поддержку.

Не спас положение даже сингл «Hold On Tight», который стал очень популярным и в США, и в остальном мире, но сингл – это все же сингл, а не альбом.

Внутренний конверт для пластинки английского выпуска
Внутренний конверт для пластинки английского выпуска

Это всё говорит о том, что даже такие мировые гиганты, какими были ELO во второй половине 70-х, не застрахованы от досадных провалов. Следующие два альбома, на которые струнный оркестр так и не вернулся, стали еще более неуспешными, хотя «Электрики» продолжали собирать не только огромные залы, но и целые стадионы. Фокус заключался в том, что «струны» в лице ставшего в составе ELO уже чуть ли не культовым рок-скрипачом Миши Каминского и его виолончельной поддержки с концертов никуда не делись, и публика ходила именно на старые хиты группы.

Я вообще-то кроме первых трех альбомов музыку Electric Light Orchestra их поп-периода 1974-1986 годов не особо жалую, хотя скупил все их виниловые диски, включая даже раритетный концертный альбом «The Night the Light Went On in Long Beach» 1974 года выпуска. Правда, и на попсовых дисках группы встречаются прекрасные песни, например, «Laredo Tornado» 1974 года, «Poker» 1975-го, «Jungle» 1977-го, «Don't Bring Me Down» 1979-го и еще около дюжины других шедевров.

Но вот альбом «Time» можно слушать целиком, невзирая на то, что это самый яркий образчик поп-рока начала 80-х, балансирующий на грани самого классического диско.

И даже можно считать, что это практически лучший поп-альбом того периода, и если кому-то не нравится слово «диско» в его классификации, я готов заменить его на понятие «поп-арт». И в этом случае эта пластинка станет вообще шедевральной, потому что прекрасно учитывает вкусы как попсовиков, так и рокеров. Все рок-меломаны хорошо знают, что у каждой уважающей себя хард-роковой группы того периода на альбомах присутствовала как минимум одна песня в стиле поп-рок. Возьмем, к примеру, таких хардовиков и прогеров, как Rainbow, Jethro Tull, Scorpions, Yes, Элис Купер, Nazareth и даже Kiss – в начале 80-х на их альбомах мы тоже можем найти достаточно много попсы.

Но ни одна из их композиций этого направления не сравнится по качеству воплощения ни с одной песней с альбома «Time» группы Electric Light Orchestra. Представляете – полный альбом попсы на грани диско, который даст фору любому рокерскому альбому, и вот на ж тебе – этот альбом провалился, хотя, конечно же, музыканты и на нем заработали прилично.

Музыканты группы ELO в 1981 году. Вырезка с внутреннего конверта альбома "Time"
Музыканты группы ELO в 1981 году. Вырезка с внутреннего конверта альбома "Time"

Но могли бы заработать и больше, если бы не решили погнаться за модой и не разогнали своё струнное сопровождение. Так, по крайней мере, твердят многие из тех, кто в 1981-м пребывал в центре событий, хотя я не представляю, как бы этот альбом выглядел с виолончелями и скрипкой.

По-моему, и так нормально вышло, а фанаты группы слишком поторопились не покупать этот альбом, который, я думаю, стоит всех других попсовых альбомов ELO вместе взятых.

ТРЕК-ЛИСТ

Сторона 1:

1). Prologue (1:15) «Пролог». Просто пролог.

2). Twilight (3:35) «Сумерки». Полный шик и блеск.

3). Yours Truly, 2095 (3:15) «С уважением, 2095». Полный шик и блеск.

4). Ticket to the Moon (4:06) «Билет на Луну». Не очень вписывается на первую сторону, я бы переставил этот номер на вторую.

5). The Way Life's Meant to Be (4:36) «Какая жизнь должна быть». Шик и блеск мирового уровня.

6). Another Heart Breaks (3:46) «Еще одно сердце разбивается». Это инструменталка не очень вписывается в шедевральную музыкальную концепцию альбома, да и вообще не похожа на произведение ELO. Ей тоже место как минимум где-то в конце альбома.

Сторона 2:

7). Rain Is Falling (3:54) «Идет дождь». Полный шик и блеск.

8). From the End of the World (3:16) «С края мира». Полный шик и блеск.

9). The Lights Go Down (3:31) «Свет гаснет». Полный шик и блеск.

10). Here Is the News (3:49) «А вот и новости». Полный шик и блеск.

11). 21st Century Man (4:00) «Человек 21 века». Полный шик и блеск.

12). Hold On Tight (3:05) «Держись крепче». Полный шик и блеск.

13). Epilogue (1:30) «Эпилог». Просто эпилог.

Бонусы:

14). The Bouncer (3:14) «Вышибала». Практически полный шик и блеск, хотя музыкальный сюжет вторичен, и даже третичен. Песня на диск не вошла а появилась только на сингле в 1983 году.

15). When Time Stood Still (3:33) «Когда время остановилось». Так себе. Песня пошла на вторую сторону сингла к альбому.

16). Julie Don't Live Here (3:42) «Юлия здесь не живёт». Очень хорошая песня, но не шедевр. Вошла на второй сингл к альбому.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Как я 40 лет назад услышал самый забойный диск Electric Light Orchestra и аж заколдобился, словно нюхнул портянку

Electric Light Orchestra 1973, «On the Third Day». Два варианта альбома со своими особенностями

Emerson, Lake & Palmer «Tarkus», 1971 г. ~ британский прогрессивный удар по Америке

Немецкое арт-рок-трио «Triumvirat» ~ знатные подражатели Кита Эмерсона, в итоге ставшие квартетом

Джазовый музыкант Манфред Мэнн создал 6 рок-шедевров, а потом зачем-то ударился в попсу