В 1981-м году самая известная в Америке британская поп-роковая группа Electric Light Orchestra, собиравшая на свои концерты чуть ли не по 100 тысяч зрителей, решила усилить эффект популярности, выпустив альбом «Time», записанный в новом «молодежном» стиле – без «древних» скрипок и виолончелей. Однако в США этот альбом практически провалился по сравнению с некоторыми своими предшественниками в два, и даже в четыре раза, не стал он популярным и во многих других странах мира. И многие критики единодушно сходятся во мнении, что этот провал как раз и был обусловлен отсутствием привычного для фанатов группы струнного сопровождения.
Данное сочинение хочу начать с некролога. 1 мая 2024 года произошло очень печальное событие – в возрасте 76 лет скончался клавишник и гитарист британской рок-группы Electric Light Orchestra - Ричард Тэнди. Хороший был клавишник, как гитарист тоже выглядел на клипах просто как Эрик Клэптон. Этот музыкант очень много внес в саунд группы, и хорошо, что он умер не 50 лет назад, иначе не услышали бы мы в музыке ELO чарующих звуков инструментов, которыми он озвучивал лучшие альбомы, в записи которых участвовал.
На видео: Ричард Тэнди в 1973 году
Правда, то, что он умер именно сейчас – тоже нехорошо, но уже чисто по-человечески. А в плане влияния на развитие современной рок-музыки эта смерть уже не повлияет никак, потому что Ричард Тэнди, в сущности, закончил свою творческую деятельность еще почти 40 лет назад, и сегодня ELO прекрасно обходятся и без него.
На видео: а тут Ричард Тэнди уже в 1983 году, но как второй гитарист
Ну ладно, речь у нас сейчас не об этом, а о том, почему провалился в Америке самый шикарный альбом группы Electric Light Orchestra 1981 года – «Time». Ну, если, конечно, это можно назвать провалом, потому что альбом только в четырех европейских странах продался тиражом в 700 тысяч экземпляров, да еще и в США – 500 тысяч.
Согласно официальной сертификации, за 40 лет по всему миру «Time» разошелся в оплаченных копиях почти 3-мя миллионами, и разве это провал?
Ну, конечно, провал, если посмотреть на успехи группы за предыдущие 8 лет. Первые три альбома – не в счет, потому что это был еще «старый» «Электрик» чисто прогрессивного направления, который ни в Европе, ни в Америке особым успехом не пользовался.
А вот уже начиная с альбомов «Eldorado» (1974 г.) и «Face the Music» (1975 г.), когда группа начала исполнять поп-рок, в Америке пошли подвижки, причем совсем нехилые – оба альбома в США были проданы каждый более чем по 500 тысяч копий. Да еще и «американская» Канада добавила к этому миллиону свои 150 тысяч. И это не говоря уже о других странах, в которых альбомы распространялись официально.
Да и сингл «Evil Woman» со второго альбома тоже в США стал «платиновым», а в Англии – «серебряным», итого – 1 миллион 200 тысяч копий, и это как минимум, потому что «платина» - это не ровно 1 миллион, а больше, причем часто гораздо.
Но дальше – больше. Фортуна Electric Light Orchestra во второй половине 70-х резко пошла вверх. Альбомы «A New World Record» (1976 г.) и «Out of the Blue» (1977 г.) заработали в Америке по «платине» каждый, а следующие два – «Discovery» (1979 г.) и «Xanadu» (1980 г.) - каждый по две «платины». Итого – минимум 6 миллионов на 4 альбома.
Мало того, сборник «ELO's Greatest Hits» 1979 года стал в США аж четырежды «платиновым»! Плюс три сингла этого периода распродались на американском рынке в количестве 7 миллионов, а один из них только в Англии – 2,4 миллиона. И это уже не говоря о том, что многие синглы группы в США были «золотыми» (500 тысяч), и в совокупности принесли новые миллионы.
И в целом все эти альбомы и миньоны во всем мире продались в количестве большем, чем в одних только США. То есть, всего лишь 7 долгоиграющих альбомов ELO с 1974 по 1980 гг., включая два сборника, принесли группе почти 20 миллионов проданных LP по всему миру, и добавляем сюда еще почти столько же проданных синглов (только в США – 10 миллионов экземпляров).
Короче, из всей этой информации ясно, что к 1980 году группа Electric Light Orchestra только наращивала темпы, и вполне заслуженно рассчитывала на гораздо большее. И вот Джефф Линн со своими товарищами решили сделать что-то новенькое в «молодежном» ключе. Они отправились в студию, но оставили «за бортом» всю свою струнную группу. Основное музыкальное оформление возлагалось на клавишную секцию Ричарда Тэнди, с чем он справился просто прекрасно. Линн специально для этого проекта, который самолично и продюсиролвал, написал кучу ударных песен, и музыканты постарались придать им невиданный ранее шик и блеск.
Да, альбом получился не просто ударным, а совершенно убойным. Казалось, что он должен собрать как минимум в США не менее десятка «платин», но вышел облом.
Американцы приняли новое творение ELO как-то вяло, еле набив ему «золото». «Дискавери» 1979 года во всем мире понравился больше, и только англичане и немцы не увидели между этими двумя альбомами особой разницы (300 и 200 тысяч проданных соответственно у обоих альбомов).
Но «не увидели разницы» и ожидаемое «новый рекорд» - это разные вещи. Даже в Австралии альбом «Time» потерял свои «законные» 70 тысяч непроданных копий (130 против прошлых 200 тысяч), а во многих других странах коммерческие дела альбома были еще хуже.
В общем, это был настоящий провал. Вместо 5 миллионов у предшественника «Discovery», «Time» собрал всего 3 миллиона. И основная причина провала, которая выдвигалась некоторыми критиками, заключалась в отказе от струнной секции, и этот отказ стал самым настоящим шоком для очень многих фанатов.
Ну, а откуда было взяться новым? В Америке таких поп-групп тогда завелось – пруд пруди, но ни одна не оперировала скрипками и виолончелями. Тот же американский Kansas, кстати, когда в начале 80-х потерял своего скрипача, тоже катастрофически просел в чартах. Не хочу, конечно, рассматривать далеко идущие аналогии, но в совпадения как-то не верится.
Итак, мы видим перед собой действительно шикарный альбом, на голову лучше, чем всё то, что «Электрики» сделали на ниве поп-рока начиная с 1974 года и по самый 2019-й. Тем не менее, этот альбом провалился с треском, напугавшим руководство фирмы-дистрибьютора лейбла Jet Records (CBS) до такой степени, что звукозаписывающая фирма очень сильно ограничило бюджет на запись следующего альбома, и, кроме того, отказало группе в организации гастролей в его поддержку.
Не спас положение даже сингл «Hold On Tight», который стал очень популярным и в США, и в остальном мире, но сингл – это все же сингл, а не альбом.
Это всё говорит о том, что даже такие мировые гиганты, какими были ELO во второй половине 70-х, не застрахованы от досадных провалов. Следующие два альбома, на которые струнный оркестр так и не вернулся, стали еще более неуспешными, хотя «Электрики» продолжали собирать не только огромные залы, но и целые стадионы. Фокус заключался в том, что «струны» в лице ставшего в составе ELO уже чуть ли не культовым рок-скрипачом Миши Каминского и его виолончельной поддержки с концертов никуда не делись, и публика ходила именно на старые хиты группы.
Я вообще-то кроме первых трех альбомов музыку Electric Light Orchestra их поп-периода 1974-1986 годов не особо жалую, хотя скупил все их виниловые диски, включая даже раритетный концертный альбом «The Night the Light Went On in Long Beach» 1974 года выпуска. Правда, и на попсовых дисках группы встречаются прекрасные песни, например, «Laredo Tornado» 1974 года, «Poker» 1975-го, «Jungle» 1977-го, «Don't Bring Me Down» 1979-го и еще около дюжины других шедевров.
Но вот альбом «Time» можно слушать целиком, невзирая на то, что это самый яркий образчик поп-рока начала 80-х, балансирующий на грани самого классического диско.
И даже можно считать, что это практически лучший поп-альбом того периода, и если кому-то не нравится слово «диско» в его классификации, я готов заменить его на понятие «поп-арт». И в этом случае эта пластинка станет вообще шедевральной, потому что прекрасно учитывает вкусы как попсовиков, так и рокеров. Все рок-меломаны хорошо знают, что у каждой уважающей себя хард-роковой группы того периода на альбомах присутствовала как минимум одна песня в стиле поп-рок. Возьмем, к примеру, таких хардовиков и прогеров, как Rainbow, Jethro Tull, Scorpions, Yes, Элис Купер, Nazareth и даже Kiss – в начале 80-х на их альбомах мы тоже можем найти достаточно много попсы.
Но ни одна из их композиций этого направления не сравнится по качеству воплощения ни с одной песней с альбома «Time» группы Electric Light Orchestra. Представляете – полный альбом попсы на грани диско, который даст фору любому рокерскому альбому, и вот на ж тебе – этот альбом провалился, хотя, конечно же, музыканты и на нем заработали прилично.
Но могли бы заработать и больше, если бы не решили погнаться за модой и не разогнали своё струнное сопровождение. Так, по крайней мере, твердят многие из тех, кто в 1981-м пребывал в центре событий, хотя я не представляю, как бы этот альбом выглядел с виолончелями и скрипкой.
По-моему, и так нормально вышло, а фанаты группы слишком поторопились не покупать этот альбом, который, я думаю, стоит всех других попсовых альбомов ELO вместе взятых.
ТРЕК-ЛИСТ
Сторона 1:
1). Prologue (1:15) «Пролог». Просто пролог.
2). Twilight (3:35) «Сумерки». Полный шик и блеск.
3). Yours Truly, 2095 (3:15) «С уважением, 2095». Полный шик и блеск.
4). Ticket to the Moon (4:06) «Билет на Луну». Не очень вписывается на первую сторону, я бы переставил этот номер на вторую.
5). The Way Life's Meant to Be (4:36) «Какая жизнь должна быть». Шик и блеск мирового уровня.
6). Another Heart Breaks (3:46) «Еще одно сердце разбивается». Это инструменталка не очень вписывается в шедевральную музыкальную концепцию альбома, да и вообще не похожа на произведение ELO. Ей тоже место как минимум где-то в конце альбома.
Сторона 2:
7). Rain Is Falling (3:54) «Идет дождь». Полный шик и блеск.
8). From the End of the World (3:16) «С края мира». Полный шик и блеск.
9). The Lights Go Down (3:31) «Свет гаснет». Полный шик и блеск.
10). Here Is the News (3:49) «А вот и новости». Полный шик и блеск.
11). 21st Century Man (4:00) «Человек 21 века». Полный шик и блеск.
12). Hold On Tight (3:05) «Держись крепче». Полный шик и блеск.
13). Epilogue (1:30) «Эпилог». Просто эпилог.
Бонусы:
14). The Bouncer (3:14) «Вышибала». Практически полный шик и блеск, хотя музыкальный сюжет вторичен, и даже третичен. Песня на диск не вошла а появилась только на сингле в 1983 году.
15). When Time Stood Still (3:33) «Когда время остановилось». Так себе. Песня пошла на вторую сторону сингла к альбому.
16). Julie Don't Live Here (3:42) «Юлия здесь не живёт». Очень хорошая песня, но не шедевр. Вошла на второй сингл к альбому.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Electric Light Orchestra 1973, «On the Third Day». Два варианта альбома со своими особенностями
Emerson, Lake & Palmer «Tarkus», 1971 г. ~ британский прогрессивный удар по Америке
Немецкое арт-рок-трио «Triumvirat» ~ знатные подражатели Кита Эмерсона, в итоге ставшие квартетом
Джазовый музыкант Манфред Мэнн создал 6 рок-шедевров, а потом зачем-то ударился в попсу