Найти в Дзене
Без музыки совсем не то

Electric Light Orchestra 1973, «On the Third Day». Два варианта альбома со своими особенностями

В 1973 году английская рок-группа «Electric Light Orchestra» выпустила прекрасный альбом «On the Third Day», который провалился в Англии, но «выстрелил» в США. По разные стороны Атлантики альбом выходил в двух разных вариантах конверта, и на каждом из них были свои интересные особенности

Джефф Линн, бессменный фронтмен группы Electric Light Orchestra, 1973 год
Джефф Линн, бессменный фронтмен группы Electric Light Orchestra, 1973 год

«Electric Light Orchestra» - прекрасная рок-группа, и у меня собраны все ее виниловые альбомы начиная со второго «ELO II» (1973 г.) и заканчивая «Balance of Power» (1986 г.) за исключением самого первого диска и концертного «The Night the Light Went on in Long Beach», который у меня когда-то был, но я по дурости его продал, когда еще не собирал пластинки. Сейчас сильно жалею, но надеюсь вскорости пополнить им свою коллекцию.

Также я ищу европейский вариант «ELO II», который отличается конвертом, а у меня только американский.

Но зато у меня оба варианта третьего диска группы – «On the Third Day», который является моим любимым, и вообще я считаю, что это вершина творчества «электриков». Последующие альбомы тоже хороши, особенно «Face the Music» (1975 г.) и «Time» (1981 г.), но эксперименты музыкантов с музыкой диско меня порядком нервируют. К тому же Линн в ранних альбомах играл на своей гитаре гораздо активнее.

Но вернемся к «On the Third Day». Это был первый диск ELO, который я вообще услышал. В 1978 году осенью я заплатил одному своему одногруппнику целых 10 рублей, чтобы он мне принес на неделю Uriah Heep «Sweet Freedom», но он его не принес, а принес Третий Электрик. Я вообще такой группы тогда не слышал, и поначалу отказался, но друг настаивал, уверяя, что я не пожалею. Ну, в общем, я отдал ему 10 рублей и понес «Электрик-3» домой.

Пластинка была американская, с белым конвертом, там, где стоят все музыканты и показывают на свои пупки. Я поставил диск на проигрыватель, и слушая эту музыку начал уже жалеть, что отдал 10 рублей вместо «хипа». Но делать было нечего, приходилось слушать. Все мои надежды наварить на диске, предложив его записать кому-то, хотя бы по 2 рубля, провалились, так как все, кого я знал, тоже, как и я, слушали совсем другой рок, и музыка «Электрика» им не нравилась.

В общем, целую неделю я слушал «On the Third Day» в гордом одиночестве, и что бы вы думали? Мне он в конце-концов начал нравиться!

В общем, записал я этот диск себе на магнитофон, и начал разыскивать другие альбомы. Через пару месяцев мне попалось в руки сразу два – «ELO II» и «A New World Record» (1976 г.). Второй из них не понравился, а вот «Электрик-2» меня поразил сразу, и особенно композиция «Roll Over Beethoven», от которой я вообще обалдел. Таким образом и началось мое знакомство с «Электриком», и в итоге я не гнушался слушать даже те альбомы группы, которые мне не очень нравились, например, «Xanadu» (1980 г.), там где Оливия Ньютон Джон на другой стороне.

Теперь о моем любимом альбоме «On the Third Day». Как я говорил, у меня оба варианта – и английский, и американский. Англичане издали его на лейбле Warner Bros. Records, и конверт был черным, раскладывался в обе стороны (см. фото). Американцы же издали этот альбом на United Artists Records, и конверт к нему придумали совсем другой. Мало того, американцы включили на свою версию и сингл «Showdown», а у англичан на «черной» версии его не было. Дело в том, что эта композиция записывалась еще в те времена, когда группа числилась за лейблом «Harvest». Американцы могли издавать с ней альбомы, потому что группа с самого начала в США «висела» на United Artists Records, а вот в Европе это было невозможно.

Английский и европейский вариант альбома ELO 1973 "On the Third Day"
Английский и европейский вариант альбома ELO 1973 "On the Third Day"

Еще одна интересная разница в конвертах. На английской версии состав указан с участием некоего виолончелиста по имени Ted Blight. На самом деле такого музыканта никогда не существовало. Дело в том, что во время записи альбома и до записи клипа второй виолончелист группы Колин Уокер уволился, и его изобразил на кинокамеру звукоинженер (сделал вид, что играет на виолончели, как будто он и есть второй виолончелист). А так как фанаты знали Уокера в лицо, то и пришлось заменить его имя на пластинке на вымышленное имя якобы музыканта, который его заменял в клипе. Как потом Уокер получил деньги за свое участие в записи половины альбома – неясно, но я думаю, что менеджмент эту проблему решил, никого не обидев.

Американский вариант альбома ELO 1973 "On the Third Day"
Американский вариант альбома ELO 1973 "On the Third Day"

Кроме того, имеется интересный момент и на американском варианте конверта альбома. На нем изображен второй виолончелист Хью МакДауэлл, который пришел на смену Уокеру. В записи альбома он никакого участия не принимал, но, так как американский конверт сделали уже после его прихода в группу, на него попало фото с МакДауэллом.

Марк Болан играет вместе с Electric Light Orchestra, 1973 г.
Марк Болан играет вместе с Electric Light Orchestra, 1973 г.

И еще: на двух композициях, вошедших в альбом, и на одной не вошедшей на него («Ma-Ma-Ma Belle», «Dreaming of 4000» и «Everyone's Born to Die»), сыграл на гитаре Марк Болан, лидер известной в то время глэм-рок-группы «T. Rex». Правда, на конверте его участие решили не отмечать, так как он записывал свою гитару не как приглашенный музыкант, а как случайно забредший в студию ближайший друг Джеффа Линна.

Марк Болан и Джефф Линн на концерте Electric Light Orchestra в 1973-м зажигают в композиции "Roll Over Beethoven"
Марк Болан и Джефф Линн на концерте Electric Light Orchestra в 1973-м зажигают в композиции "Roll Over Beethoven"

В общем, этот альбом, записывавшийся для английской публики, в Великобритании провалился, и даже в чарты не попал. А вот в США пластинка выстрелила, и в Billboard 200 добралась аж до 52 позиции, что для группы такого стиля было очень даже неплохо. По крайней мере Линн отбил все затраты на запись альбома и клипа, а также получил возможность организовать гастроли.

ELO на концерте в 1973 году
ELO на концерте в 1973 году

Правда, в Великобритании вскоре одумались, и через 5 лет, в 1978-м, переиздали альбом, но уже не в черном конверте, а в «американском», белом, правда, без добавления трека «Showdown». И уже в 80-х корпорация CBS, которой принадлежал United Artists Records, стала выпускать в Европе диски самостоятельно, и таким образом и на европейских изданиях эта композиция стала появляться тоже.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Дебютный альбом «Scorpions» издавался под 6 разными названиями и с 8 разными конвертами. Это рекорд!

Как всего один удачный альбом сделал «Pink Floyd» популярными на долгие десятилетия

Первый фактический альбом «Kiss» был выпущен не в 1974-м, а в 1972-м, и назывался он «Wicked Lester»