Феномен Манфреда Мэнна необъясним. Этот музыкант все 60-е выпускал почти что джазовые пластинки, в начале 70-х переметнулся в хард-рок, а к концу десятилетия прочно утвердился в звании знатного попсовика. Но так получилось, что шедевры ему удалось создать только на ниве рок-музыки, а как джазист и попсовик он вообще не состоялся
«Manfred Mann's Earth Band» - это группа, имевшая как богатую историю, так и очень богатую кульминацию. Мне довелось услышать самые лучшие диски этой группы еще в 1976 году, и первым был «Nightingales & Bombers» (1975 г.), который, правда, попал мне в уши на магнитной ленте. Сразу же следом за ним я услышал «The Good Earth» (1974 г.), а потом «Messin'» (1973 г. - впервые увидел виниловую пластинку MMEB и записал ее за 3 рубля). Это было то «трио» альбомов, которое позволило мне зачислить группу в разряд рок-музыкальных образцов высочайшего класса наравне с «Deep Purple», «Led Zeppelin» и «Uriah Heep».
На аудио: музыкальное сочинение Манфреда Мэнна "Cloudy Eyes" из альбома группы Manfred Mann's Earth Band "Messin'", 1973 г.
Самое что удивительное, так это то, что первые два альбома – «Manfred Mann's Earth Band» и «Glorified Magnified» (оба выпуска 1972 года) мне не давались в руки и «на ухо» очень долго, вплоть до середины 80-х годов, да и те довелось услышать на записи, а не на винилах. Зато к тому моменту я уже прекрасно разбирался во всех творениях этой группы, и сразу определил, где у них шедевры, где так-сяк, а где откровенная лажа (ну, с точки зрения рок-фаната, конечно же).
И вот я решил создать кое-какой обзор творчества MMEB, своеобразный отчет перед самим собой. Конечно, я не рассчитываю на то, что он будет интересен абсолютно всем моим читателям, но если все же кому-то он и станет интересен, то я этому буду только рад.
Итак, Манфред Мэнн до образования своей основной группы (MMEB) выпустил кучу джазовых и ритм-энд-блюзовых сольников в Англии и США, которые мне не интересны. В 1969-м он создал свою первую рок-группу, хотя она была с очень сильным джазовым уклоном. Это была группа «Manfred Mann Chapter Three», с которой он записал три альбома:
~ «Manfred Mann Chapter Three» (1969 г.)
~ «Manfred Mann Chapter III ~ Volume 2» (1970 г.)
~ «Manfred Mann Chapter III» (1970 г.)
Первые два альбома были изданы на виниле, а вот третий издать не успели, записи потерялись, и до нас сегодня дошли только три композиции, которые Манфред представил в 2005 году на сборнике раритетов «Odds & Sods». Кстати, одна из песен – это была ранняя версия композиции «Messin’», которая в 1973 году была перезаписана для одноименного альбома. Но первый вариант был исполнен в джаз-роковом ключе, и назывался «Messin' Up The Land».
Прекрасно помню, как в 1985 году я купил на сходке пластинку «Manfred Mann Chapter III ~ Volume 2» без конверта за 10 рублей. Тогда я еще не знал, что это такое, хотя слышал, что до MMEB Манфред издавал какие-то сольные альбомы. Диск был немецкий, на «Bronze», музыка мне очень не понравилась, но я решил сделать на этом продукте свой маленький гешефт. Пластинка была в отличном состоянии, позже я узнал, что это был выпуск 1979 года.
Ну, в общем, нарисовал я акварельными красками самопальный конверт в стиле «в недрах земли», кое-как накарябал стилизованными буквами всю остальную информацию с пластинки – получилось визуально убедительно. Потом я упаковал конверт в пленку, чтобы нельзя было пощупать акварель, которую я использовал, и понес на сходняк, где сменял этот диск на альбом Uriah Heep «High And Mighty» 1976 г. немецкий, в очень хорошем состоянии. Никого обманывать я не собирался, просто мой альбом вызвал довольно большой интерес – все подумали, что это какой-то новый сольник Манфреда, и мне даже врать не пришлось.
Так я и получил полноценный «Хип» за 10 рублей, который я позже сменял на сходняке в Москве, куда приехал в командировку, на «Rough Diamond» Дэйвида Байрона (1977 г.). Конечно, с моей стороны это был неравноценный обмен, но мне очень хотелось получить этот диск, потому я согласился без всякой доплаты.
Итак, идем далее.
В 1972 году группа MMEB выпустила свой дебютный альбом – «Manfred Mann's Earth Band». На удивление, альбом получился хорош, никакого джаз-рока, отличный авангард как раз в стиле будущих произведений группы. Я его слушаю с огромным удовольствием, высший класс!
В том же 1972 году вышел второй альбом – «Glorified Magnified». Альбом тоже хорош, и тоже в типично «манфредовском» стиле, но что-то в нем не то со звучанием. Слишком много гитарного харда, и звучание утеряло некий «симфонический» блеск, которым отличался дебютник.
Середина 1973 года – выход альбома «Messin'». Это уже самый настоящий шедевр, тем более на альбоме появился несомненный хит всех времен и народов – пронзительная манфредовская инструменталка «Cloudy Eyes». Однако этот альбом так же, как и предыдущий, не имел характерного «симфонического» блеска, и поэтому создается такое впечатление, что по-настоящему дебютник следовало бы поставить в дискографии после «Марсиан» и перед «Солар Файя». На 3-й позиции он смотрелся бы куда органичней.
Конец того же, 1973 года – выходит «Solar Fire», первый по-настоящему прорывной альбом, причем на диске снова появляется «симфонический» блеск дебютника, дополненный умопомрачительными, да и просто гениальными соло Мика Роджерса на гитаре. На альбоме нет ни одной проходной песни, и даже сам Манфред умудрился спеть на одной композиции так клёво, что эту песню тоже можно считать шедевром.
1974 год – «The Good Earth», очередной шедевральный альбом. Игра музыкантов бесподобна, только вот один минус – альбом перенасыщен чужими балладами, которые немного смазывают общее впечатление, хотя и шедевров тоже хватает. Манфред тут показал себя во всей красе, Мик Роджерс и другие музыканты тоже красавцы!
Уникальное видео: 1973 год, запись репетиционного джема композиции "Give Me The Good Earth" из альбома MMEB "The Good Earth" 1974 года. Манфред Мэнн зажигает на синтезаторах во всей своей красе
В 1975 году вышел, как говорится, «хит сезона» - альбом «Nightingales & Bombers», который, по моему твердому убеждению, затмил все, что в 1975 году вообще было издано другими рок-группами, даже любимые мной Led Zeppelin «Physical Graffiti» и Nazareth «Hair of the Dog». Ну, описывать этот альбом даже скупо нет смысла, скажу только, что в первой композиции Мик Роджерс записал свое самое проникновенное соло на гитаре, которое может дать фору даже таким отменным мастерам соло-гитарного искусства, как Блэкмор и Гилмор.
Но вот наступил 1976 год, и Манфред Мэнн приготовил своим фанатам самый настоящий сюрприз – уволил Роджерса и взял на его место сразу двух музыкантов. Лично для меня этот сюрприз был очень неприятным, так как, услыхав «The Roaring Silence» (не на записи, а непосредственно на пластинке, может, одной из первых, попавших тогда в Одессу), я понял, что великой группе настал конец. Вокал Томпсона уничтожил все былое очарование музыкой MMEB, а гитарные соло других музыкантов после феноменальной игры Роджерса стали просто банальными.
Нет, я понимаю Манфреда, он правильно сделал, ударившись в попсу, потому что наступала эпоха панка и диско, а это означало потерю финансов, если бы группа продолжала в том же духе. Попса не терпит вокалов типа Роджерса, ей по душе сердцееды типа Томпсона. Альбом 1976 года стал хитом на Западе, но в СССР он подорвал реноме «Manfred Mann's Earth Band» очень сильно.
«Watch», вышедший в 1978 году, еще больше уронил Манфреда в глазах его бывших фанатов. Это уже была «музыка для девчонок», как выразился один мой друг, который тоже сильно скорбел по Мику Роджерсу в составе MMEB. Выискивая на пластинке несуществующие прелести, можно обнаружить только один убойный «хардяк» – это «Martha's Madman» с пронзительным соло на синтезаторе в старом стиле, но смазанный елеем вокал Томпсона испортил всё дело.
1979 год. Появился «Angel Station», который вдруг стал культовым даже у прежних фанатов «Manfred Mann's Earth Band». На этом альбоме Манфред очень сильно разыгрался, на нем даже есть два очень сильных хита – «Don't Kill It Carol» и «Angels at My Gate», и если бы, опять-таки, не вокал Томпсона, то пластинка могла бы стать даже шедевральной. Но нет, не получилось. Манфред твердо взял курс на попсу.
Кое-какие наметки старого стиля появились на альбоме 1980 года «Chance», но это все было уже не то, причем совсем не то.
1982 год – это дата полного превращения великой прежде группы в аппарат для зарабатывания денег на танцполах. «Somewhere in Afrika» - это уже альбом совсем другой группы, не имеющей никакого отношения к року. И даже возвращение Роджерса в альбоме «Criminal Tango» (1986 г.) нисколько не поспособствовало обратной трансформации музыки MMEB снова в рок.
После этого «Manfred Mann's Earth Band» записали еще три альбома – «Masque» (1987 г.), «Soft Vengeance» (1996 г.) и «2006» (2004 г.). Также вышло и два сольника самого Манфреда - «Plains Music» (1991 г.) и «Lone Arranger» (2014 г.), но это было уже не то, не то, не то. Немного порадовал упомянутый выше сборник на 4 CD – «Odds & Sods» (2005 г.), на котором появилось немало интересных вещей, не выходивших на пластинках, но это и всё.
«Manfred Mann's Earth Band» - группа прекрасная, но только вся ее краса для рок-фанатов осталась в далеких 70-х, причем в первой их половине. После этого эти музыкальные гении не выпустили ничего хорошего, и это очень странно. Говорят, что талант не пропьешь, и ведь смогли же такие хард-рок группы 70-х, как «Deep Purple», «Aerosmith», «King Crimson», «Kiss», «UFO» или «ZZ-Top» и в 80-х, и в 90-х, и в 2000-х выпускать убойные рок-альбомы, не склоняясь ни в попсу, ни в металл! А Манфред Мэнн – композитор и музыкант от Бога, и почему ему уже впоследствии не удалось сочинить вообще ничего интересного?
Ну, это загадка века. Возможно, он в 70-е получил все, что хотел, а все остальное время просто отдыхал в свое удовольствие и не напрягался по пустякам.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
«Status Quo» - рок-группа, у которой за 50 лет не было ни одного падения, а только сплошной взлет
Три самых убойных альбома «Motorhead» и менее успешные произведения группы