Найти тему
Виктор Никитин

Мальчик из захолустья

У всех есть день рождения. Когда ты молод, то это самый большой праздник после Нового года. А когда тебе уже за....,то понимаешь, что стал на один год старше. И как-то радости не испытываешь при этом осознании. Но вот у Луи Армстронга с днем рождения была всегда какая-то путаница.

Когда же Луи Армстронг отмечает день рождения? В энциклопедии написано, что 4 августа 1901 года. Но большую часть (если не всю) свою жизнь Луи Армстронг утверждал, что родился 4 июля 1900 года.

Спустя почти два десятилетия после смерти Армстронга была раскрыта другая правда о его рождении. Кто-то, просматривая записи о крещении в католической церкви в Новом Орлеане, обнаружил, что Луи Армстронг родился 4 августа 1901 года в семье красавчика девятнадцатилетнего Уильяма (Вилли) Армстронга и Мэри Энн Альберт, которая была известна как Мэй Энн. Вилли работал на химическом заводе. Пятнадцатилетняя Мэй Энн работала домашней прислугой, переехав в город из близлежащей сельской местности в поисках работы.

Знал ли Луи Армстронг свой настоящий день рождения? Это кажется маловероятным, но почему тогда он выбрал 4 июля 1900 года, помимо очевидной патриотической связи этого факта с историческим днем в США, и что 1900 год звучит намного интереснее, чем 1901. Или этого было недостаточно?

Сегодня при поиске в Интернете вы найдете оба дня, указанные в качестве дня его рождения. Долгое время в Википедии стояла дата 4 июля 1900 года. Какой бы ни была правильная дата, мы точно знаем, что юный Луи вырос на Джейн-элли, дом 723, в двух шагах от Французского квартала Нового Орлеана, района, который сыграл центральную роль в рождении джаза, яркого, шумного района, и который оказал важную роль в формировании его жизни и карьеры.

Луи Армстронг был суперзвездой задолго до того, как Энди Уорхол популяризировал это выражение. Луи посетил больше стран по всему миру, чем кто-либо из его современников. В то время зарубежные поездки музыкантов были главной новостью в тогдашних газетах; тот факт, что Луи Армстронг был джазменом, делает его достижения удивительными. Будучи чернокожим, он определенно родился не на той стороне счастья, и это делает его достижения уникальными. И, как сказал Майлз Дэвис: ‘Вы не сможете сыграть на валторне ничего, что не сыграл бы Луи’.

Ничего удивительного нет в том, что семья Луи была совсем не зажиточной, а его бабка помнила еще времена рабства. Но Луи, который стал известен во всем мире как "Сатчмо", был послом радости и счастья. Его труба, его улыбка, его смех и его готовность "жить для этой аудитории" - все это помогло ему стать иконой джаза 20 века. Он был выдающимся трубачом, чьи технические умения и врожденная гениальность музыкального воображения сделали его образцом практически для каждого джазового музыканта с конца 1920-х до начала Второй мировой войны и далее.

Режиссер документального фильма Кен Бернс в своей серии о джазе сказал: “Армстронг для музыки то же самое, что Эйнштейн для физики, а братья Райт - для путешествий”.

Вот песня Dinah 1933 года в исполнении Луи Армстронга. Это что-то невероятное.

Как и следовало ожидать от человека, который так долго записывался, у Луи Армстронга огромная дискография, и она полна отличной музыки. Главное - знать, с чего начать. "Посол джаза" - так называется его коллекция из 4 CD, в которую входят некоторые недавно обнаруженные неизданные материалы и захватывающее часовое интервью с Сатчмо. Я лично не очень разбираюсь в джазе, но с удовольствием прослушал его альбомы с Эллой Фитцджеральд. В равной степени, как и "Встреча Луи Армстронга с Оскаром Питерсоном" - еще одно блестящее упражнение в познании джаза.

Когда Луи Армстронга попросили дать определение джазу, он сказал приземленно: “Джаз - это то, чем я зарабатываю на жизнь”. Немногие люди зарабатывают себе на жизнь, отдавая так много стольким людям. Его врожденное понимание своего инструмента и того, как совместить игру на трубе с вокалом, в сочетании с яркой индивидуальностью, делают его игру неотразимой для миллионов людей по всему миру.

С момента своей первой записи в качестве второго корнета в креольском джазовом оркестре Кинга Оливера в апреле 1923 года и до своего последнего публичного выступления в нью-йоркском Waldorf Astoria в марте 1971 года Луи Армстронг всегда понимал, что он здесь для того, чтобы “радовать людей”. Его записанное наследие огромно, и в руках Армстронга даже посредственный материал часто превращался в великий джаз.

Но есть некоторые люди, особенно моложе ‘определенного возраста’, которые думают об Армстронге как о человеке, который спел "It's A Wonderful World", тему фильма о Бонде или ‘Hello Dolly’ - голос из саундтрека к фильму или минусовку к телерекламе. Услышав другие песни, некоторые из которых были ими проигнорированы ранее, они открыли для себя его богатое музыкальное наследие, и все же до сих пор есть те, кто не может признать величие этого музыканта, скромно пожимают плечами, говоря -"ничего удивительного, он же чернокожий - джаз и блюз - это у них от рождения". .

Научившись своему ремеслу в колыбели джаза, он уехал из Нового Орлеана, и присоединился к King Oliver's band в Чикаго, но уволился в оттуда в 1924 году, чтобы поиграть с оркестром Флетчера Хендерсона в Нью-Йорке. Хендерсон впервые записался в студии летом 1921 года, и всего через неделю после того, как Луи присоединился к ним, джаз-бэнд из одиннадцати человек уже был в нью-йоркской студии, записывая новый сингл. Неделю спустя они записали "Shanghai Shuffle", аранжированный участником группы, кларнетистом и саксофонистом Доном Редманом.

Луи оставался с Хендерсоном в течение года, потом вернулся в Чикаго, и собрал свою собственную группу. Некоторые из лучших записей Армстронга за эти ранние годы можно найти в его Ultimate Collection.

В ноябре 1925 года Луи вместе со своей второй женой Лил, Кидом Ори на тромбоне, Джонни Доддсом на кларнете и Джонни Сен-Сиром на банджо, уже засели в чикагской студии для новой записи. Фирма OKeh records выпустила их пластинки ‘Yes, I'm in the Barrel’ и ‘Gut Bucket Blues’ по 75 центов за штуку; это было началом одного из самых захватывающих этапов в истории джаза – легендарных Hot Fives (горячая пятерка) и Hot Sevens (горячая семерка) Луи Армстронга.

В марте 1929 года Луи и его оркестр записали "Knockin‘A Jug" на своей первой сессии со смешанным ансамблем как с чернокожими, так и с белыми музыкантами – Джеком Тигарденом на тромбоне, Хэппи Колдуэллом на тенор-саксофоне, Джо Салливаном на фортепиано, Кайзером Маршаллом на барабанах и блестящим Эдди Лэнгом на гитаре. Эта удивительно зажигательная мелодия была сочинена в студии и является последней из того, что считается "Горячими пятерками и семерками’.

В 1932 году Армстронг совершил турне по Великобритании и Европе, он не был первым известным джазовым музыкантом, посетившим Великобританию, поскольку Джимми Дорси и Банни Бериган гастролировали там в 1930 году, но Луи, безусловно, был тем, кто пользовался наибольшей репутацией среди музыкантов и любителей "Горячей музыки". На протяжении 1930-х репутация Армстронга была несколько подмочена из-за его появления в фильмах в стереотипных ролях чернокожего исполнителя в Голливуде, которые, казалось, все больше отдаляли его от джаза.

К 1939 году успех Армстронга был достигнут благодаря ремейкам его классических произведений, в том числе ‘West End Blues" и "Savoy Blues", а также знаменитой новоорлеанской песни ‘When The Saints Go Marching In’. В годы войны записи Армстронга продавала Decca, но дела шли не очень хорошо, и только переделанные и перезаписанные Hot Fives and Sevens под руководством продюсера Джорджа Авакяна, казалось, пришлись по вкусу поклонникам джаза.

По мере того, как война подходила к концу, джаз двигался в новом направлении, молодые музыканты стремились изменить то, что они считали ‘традиционным’ джазом, который им казался скучным. Луи пригласил нескольких из этих молодых музыкантов, в том числе Декстера Гордона, который стал одним из самых уважаемых тенор-саксофонистов своего поколения.

Сорок пять лет - не самое подходящее время для серьезного карьерного шага, но именно это случилось с Луи, когда он отыграл знаменательный концерт в Town Hall в Нью-Йорке в мае с небольшой группой великих музыкантов джаза. Вскоре он сыграл в Карнеги-холле, престижном заведении, мимо которого до сих пор лишь проезжал, со своими "Всеми звездами" – Джеком Тигарденом, Барни Бигардом, Диком Кэри, басистом Арвеллом Шоу, Большим Сидом Кэтлеттом и певицей Велмой Миддлтон; две недели спустя они были в Бостонском симфоническом зале, концерт, который, к счастью, был записан для потомков и выпущен как Satchmo in Symphony Hall.

В 1950-х годах All Stars с постоянно меняющимся составом регулярно записывались с Армстронгом, но он также играл со студийными оркестрами с более популярным поп-материалом, демонстрируя свой уникальный голос. Луи впервые записал в августе 1956 года потрясающую серию дуэтов с Эллой Фитцджеральд. Меньше чем через год он и Элла снова вернулись к записи альбома, который они назвали Ella & Louis Again.

После сессий с Эллой над тем, что стало их вторым альбомом, был марафонский день записи с оркестром под управлением Рассела Гарсии, в результате чего вышло два альбома, I've Got the World on a String и Louis Under The Stars. Отдохнув всего четыре дня, пятидесятишестилетний Луи снова был в студии, снова с Эллой, записывая "Porgy & Bess" вместе с Расселом Гарсией. Потом пришла очередь Оскара Питерсона.

В 1960-х, после сердечного приступа в 1959 году, Луи немного сбавил обороты, но по иронии судьбы именно тогда он записал большую часть своего самого известного материала, ‘What A Wonderful World", "Hello Dolly" и ‘We Have All The Time In The World".

6 июля 1971 года Луи Армстронг скончался во сне у себя дома в Короне – Люсиль, его четвертая жена, нашла его мертвым в собственной постели. В течение двух дней в больнице штата Нью-Йорк 25-30 000 скорбящих прошли мимо его гроба. Все его партнеры по джазу были на его похоронах – Пегги Ли спела Молитву Господню, после чего Луи был похоронен на кладбище Флашинг в Квинсе, всего в нескольких милях от его дома в Короне.

Жизнь Луи Армстронга не была лишена противоречий. Он был женат четыре раза, заводил романы, курил марихуану большую часть своей трудовой жизни и настроил против себя некоторых представителей черного сообщества, которые обвинили его в продажности белой аудитории, эксплуатирующей его как в книге про хижину "дяди Тома". Позже Билли Холлидей поделилась своим уникальным взглядом на Армстронга, сказав. “Конечно, это все игра, но он играл от сердца”.

Завершаю рассказ его самой известной песней:

Его фотографии были на обложках журналов Time и Life, а Variety назвала его одним из "100 лучших артистов эстрады" 20-го века; Time назвал его одним из 100 самых влиятельных людей столетия. Он был первым исполнителем, удостоенным чести быть включенным в Зал славы джаза. В 1972 году он был посмертно удостоен премии "Грэмми" за прижизненные достижения. Возможно, больше всего Луи обрадовался бы, когда город Новый Орлеан переименовал свой международный аэропорт в его честь. Сегодня ему исполнилось бы 123 года.

Таким был Луи Армстронг… Певец, трубач, суперзвезда.

==========

Надеюсь, что было нескучно. И как всегда, спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке