Найти тему
По России с Позитивом

Беляна: гигантская деревянная лодка на один раз

Беляны — огромные «лодки-одноразки». Так один из посетителей музея выразился, когда их увидел. И, знаете, в чём-то он, конечно, прав.

Вообще, не все сразу скажут, что же такое беляны. Я и сама узнала недавно, когда в Козьмодемьянске в музее к макету деревянного судна подпись увидела.

Оказывается, это такие гигантские суда из брёвен, плоскодонные лодки, которые строили для продажи леса. Только размер их был огромный. Длина беляны могла достигать 100-120 метров при ширине до 30 метров и высоте борта 6 метров. По сути это огромный плот, который собирался на месте рубки леса и потом разбирался на отдельные брёвна в месте, куда сплавлялся.

-2

Шли они вниз по течению. Таким образом осуществлялась транспортировка древесины на продажу по реке в то время, когда ещё не было развито железнодорожное сообщение. И путь этот был в один конец. Из точки А в точку Б.

-3

По прибытии беляны разбирались на доски и отдельные брёвна, больше они не использовались как судно. Так что, про одноразовость этой гигантской конструкции очень верно подмечено было.

-4

На белянах ещё и грузы перевозили дополнительно, а для управления оснащались парусом из рогожи. Беляны сплавляли по Волге и Каме в XIX — начале XX века. Корпуса изготавливали из самой лучшей древесины, не смолили брёвна, отчего и получили они такое название. Лес казался белым.

-5

В Козьмодемьянске, как я уже писала, была крупнейшая лесная ярмарка, вторая после Архангельска, торговля в городе тогда процветала. Вот и шли сюда беляны из Ветлуги. Если захотите в тему поглубже окунуться, можно искать историю ветлужских белян. Очень много интересного материала в сети.

-6

В музее купеческого быта им. А. В. Муравьёва в Козьмодемьянске представлена выставка «Беляна — речное судно в одну навигацию».

-7

Очень впечатляет, скажу я вам! На выставке представлены два макета ветлужских белян и фотографии строительства и погрузки белян строевым лесом из фотофонда музея.

-8

Автором судомодельных макетов является сотрудник музейного комплекса Александр Викторович Воронов.

-9

Размеры белян поражают воображение. Грузоподъемность белян варьировалась от 1500 у малых до почти 13 000 тонн у больших.
Я под впечатлением. Понравилось.

-10

ПОДПИСАТЬСЯ НА МОЙ КАНАЛ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ