ФИПИ опубликует официальные демоверсии не раньше конца августа, после обработки поступивших предложений по улучшенью ЕГЭ, возможно даже, что после запланированного мероприятия под названием "Экзамен – 2030. Открытый диалог". Однако, это не значит, что выпускники-2025 не задумываются о подготовке и спокойно ждут новых демоверсий.
Для удобства я собрала все необходимые грамматические темы в список и, конечно же, сверилась с кодификатором ФИПИ. Вот что у меня получилось.
- Ох уж эти времена английского глагола! Настоящая головная боль для начинающих и продолжающих. Но к уровню В2, обычно, слушатели в них неплохо ориентируются. Для ЕГЭ нужно с уверенностью знать как времена активного, так и пассивного залога. И неправильные глаголы, само собой разумеется.
- Добавим к первому пункту неличные формы глагола: инфинитив, причастие и герундий. Знать нюансы их использования надо не только для выполнения раздела "Грамматика и лексика", но и для грамотной устной и письменной речи.
- Здесь же нельзя обойти стороной модальные глаголы и их эквиваленты. Использование модальных глаголов для разных функций (выражение возможности, способности, долженствования, необходимости, предположения и умозаключений, разрешения, совета и т.д. и т.п.) в настоящем, прошедшем и будущем.
- Прямая и косвенная речь и согласование времен.
- Сослагательное наклонение (оно же условное). Сюда же добавим предложения с "I wish…"
- Из конструкций отдельно следует обратить внимание на used to, be used to, get used to, be going to, would rather, had better, neither ... nor, either ... or, bath ... and и каузальную have sth done.
- Теперь к существительным. Здесь не обойтись без следующих тем: исчисляемые и неисчисляемые имена существительные, для исчисляемых – множественное число с разными исключениями. Добавим к этому собирательные существительные, типа police, team, family, и особенности их согласования в предложении, а также существительные, которые всегда используются только во множественном числе (clothes, scissors, trousers и т.д.)
- Притяжательный падеж существительных на этом фоне кажется пустяком.
- Говоря о существительных, нельзя не упомянуть тему, неразрывно с ними связанную, а именно: определяющие слова (determiners), включая артикли, указательные местоимения, слова и фразы, выражающие количество.
- О местоимениях надо знать всё: указательные, вопросительные, личные (и их падежи), притяжательные, возвратные, неопределенные, отрицательные.
- По сравнению с этим тема числительных выглядит easy-peasy: количественные и порядковые.
- У прилагательных и наречий тоже найдётся, что поучить: степени сравнения (с исключениями), сравнительные конструкции (not) as … as, less … than. Не забываем о порядке прилагательных в цепочке (да-да: оценочное суждение, размер, цвет… ну, в общем, вы понимаете).
- Кстати, о порядке слов: необходимо обратить внимание на правильный порядок слов в побудительных и повествовательных предложениях, кроме того, правильно задавать вопросы разных видов. Особое внимание следует уделить прямым вопросам: такие задания есть как в письменной, так и в устной части ЕГЭ.
- Кроме того, нужно знать, что такое инверсия и уметь пользоваться ею (например, в сочетании с негативными конструкциями "no sooner … that", "not only … but also"). Кстати, добавим к пункту 5 (сослагательное наклонение) инверсию в условных предложениях, она может попасться в текстах на чтение и аудирование.
- Несомненно, нужно уделить внимание и предлогам. Неправильное использование предлогов числится среди наиболее распространённых ошибок.
- Из синтаксиса также обращаем внимание на простые распространённые и нераспространённые предложения, сложное дополнение, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, определительные и обстоятельственные придаточные предложения. Не забываем про союзы и союзные слова.
- Отдельно стоит сказать про подлежащее. В шорт-листе, кроме сложного подлежащего, следует указать предложения с формальным подлежащим "it", неопределённым подлежащим "one" и "they", а также так называемые расщеплённые предложения (it is … that).
- Согласование подлежащего и сказуемого – важная тема (я вскользь упомянула её в пункте 7). Добавим к этому составные сказуемые и сказуемое выраженное оборотом there is/are.
- Это не совсем грамматика, тем не менее, нельзя не упомянуть здесь пунктуацию. Правила расстановки знаков препинания в английском существенно отличаются от русского, игнорировать их ни в коем случае нельзя. В то же время, при повторении / изучении грамматики, несложно обратить внимание на связанные с некоторыми темами правила пунктуации, например, при изучении условных предложений разных типов, причастий или придаточных предложений.
Вот такой получился список. Выпускникам-2025 будет чем заняться в ближайший год.