Найти в Дзене

Знаменитые самолеты мира: Grumman F-14 Tomcat (1970)

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Самолет F-14 поступил на вооружение в качестве специализированного палубного перехватчика, оснащенного мощной системой управления огнем и ракетами большой дальности. После окончания холодной войны "Томкэт" возродился как многоцелевой истребитель-бомбардировщик и в этом виде завершил свою карьеру, выполняя боевые задачи над Афганистаном и Ираком. F-14 был создан на основе той же спецификации, что и несостоявшийся F-111B истребитель fleet defence, и, как и продукт General Dynamics, Tomcat включал в себя крылья с изменяемой геометрией, а также ту же силовую установку и систему вооружения. Однако в F-14 также использовались аэродинамические новшества, адаптированные для полетов на кораблях. Центральным элементом F-14 был радар Hughes AWG-9 и система управления огнем, а также ракеты класса "воздух-воздух" AIM-54 Phoenix дальностью действия 200 км. Помимо встроенной 20-мм поворотной пушки, "Томкэт" мог быть вооружен ЗРК малой и средней дальности в виде AIM-9. Sidewinder и AIM-7 Sparrow, соответственно. F-14 мог поднимать в общей сложности 6577 кг боеприпасов, включая бомбы с лазерным и спутниковым наведением. Первый из дюжины самолетов разработки YF-14A поднялся в воздух в декабре 1970 г. Первоначальная версия F-14A поступила на вооружение в 1972 г., а в августе 1981 г. ВМС США впервые приняли участие в боевых действиях, когда Examples сбили пару ливийских истребителей над Средиземным морем. Между тем, единственный экспортный оператор, Иран, успешно использовал свой парк "Томкэтов " во время ирано–иракской войны, в ходе которой было подтверждено уничтожение 64 иракских самолетов этого типа. Даже сегодня F-14A остается лучшим истребителем на вооружении военно-воздушных сил Исламской Республики Иран.

В то время как F-14B отличался модернизированной системой управления огнем, новыми радиостанциями, модернизированными приемниками радиолокационного оповещения (RWR) и доработанной кабиной пилота, F-14D 1990 года выпуска был более совершенным, с цифровой авионикой, которая включала обработку данных радара и дисплеи в кабине пилота. Впервые поднят в воздух в 1990 году, обновленный AWG F-14D- Радар №9 получил новое обозначение AN/APG-71, а другие важные изменения включали добавление комбинированного телевизионного/инфракрасного датчика под носовой частью, бортовой системы выработки кислорода, новых катапультируемых кресел и обновленного RWR. Всего было изготовлено 37 новых F-14D, дополненных 18 моделями F-14A, которые были модернизированы до стандарта F-14D.

Поддержите канал-поставьте лайк.