Выдержки из книги Роберта Ф. Дорра «Fighting Hitler's Jets: The Extraordinary Story of the American Airmen Who Beat the Luftwaffe and Defeated Nazi Germany».
Перевод и иллюстрации — Евгений А. Стюарт (Eugene A. Stewart, Esq.)
Это было самое большое авиашоу, которое когда-либо устраивалось для одного единственного человека.
В пятницу 26 ноября 1943 года собрание наиболее передового оружия Третьего рейха было практически готово для демонстрации Адольфу Гитлеру. Местом для этого был выбран аэродром в Инстербурге, что в Восточной Пруссии. На своём пути вместе с фюрером из Берлина на борту трёхмоторного самолёта Junkers Ju 52 рейхсмаршал авиации Герман Геринг очень надеялся, что все его приказы в точности выполнены.
Геринг пребывал у фюрера в немилости, хотя немецкие военно-воздушные силы, коими он командовал, казалось бы уже выигрывали войну. Месяц тому назад во время одного из вылетов американцы потеряли 60 своих бомбардировщиков, каждый из которых нёс на борту по 10 человек экипажа. Геринг продолжал убеждать фюрера, что американцы не могут продолжать терять свои экипажи бомбардировщиков такими темпами и что союзники никогда не предпримут вторжение в оккупированную нацистами Европу, так как в небе господствуют немецкие лётчики-истребители. Гитлер был воодушевлён, но считал Геринга, к тому моменту весьма гротескно набравшему избыточный вес и пристрастившегося к морфину, активом, чья ценность неуклонно падает. Геринг же опасался вспыльчивости Гитлера. Несмотря на то, что официально он являлся по значимости второй фигурой в Рейхе, он никогда не считался «своим человеком». Геринг увидел, что ему улыбнулась удача.
Фюрера особо интересовал новейший реактивный самолёт под названием Messerschmitt Me 262 Schwalbe (Ласточка). Также для Геринга это была прекрасная возможность отодвинуть в сторону своего соперника, генерал-фельдмаршала Эрхарда Мильха, который носил звание генерального инспектора люфтваффе.
Геринг на протяжении нескольких месяцев восхвалял Ме 262. Для сегодняшнего представления были разобраны и переправлены по железной дороге вместе с командой опытных механиков компании Мессершмитт два прототипа этого самолёта. Поездка заняла пять дней через Чехословакию и Польшу. Увы, Геринг не был настолько хорошо информирован о Ме 262, как он думал.
Это быстро стало очевидно, после того как около полудня Ju 52/3m приземлился в Инстербурге, остановился перед встречавшим его там начальством авиабазы и высадил своих высокопоставленных пассажиров. Из самолёта вышли Гитлер, Альберт Шпеер, Геринг, Мильх и свита из офицеров люфтваффе. Личный пилот Гитлера бригадефюрер СС (генерал-майор) Ганс Баур говорил, что вылетел с этими знатными людьми из Берлинского Темпельхофа, совершив короткий перелёт, сопровождавшийся хорошей погодой.
Карл Баур, старший лётчик-испытатель компании Мессершмитт, однофамилец Ганса, вспоминал, что Гитлер прибыл «со стаей генералов и мрачного вида гвардией эссесовцев».
По прибытии на аэродром их ожидал самый главный среди немецких авиаконструкторов, профессор Вильгельм «Вилли» Мессершмитт. Он позаботился о том, чтобы его имя было неразрывно связано с новым реактивным самолётом Ме 262, хотя он и не работал в группе разрабатывавших его инженеров.
«У нас есть реактивный самолёт, которым вы интересовались», сказал Мессершмитт фюреру.
«Самолёт. Покажите мне самолёт».
Есть все основания полагать, что фюрер прилетел только из-за своего интереса к Ме 262. Реактивного самолёта Heinkel He 280 нигде не наблюдалось. Дело в том, что организовать эту выставку Геринг попросил Мильха, и тот не включил в список He 280, поскольку 3 марта 1943 года сам исключил этот самолёт из первоочередных разработок в пользу Ме 262. Хуже того, Геринг «национализировал» авиастроительную компанию Хейнкель и арестовал Эрнста Хейнкеля, который так и не был полностью реабилитирован до окончания войны.
ПЕРВЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ
Ме 262 практически всегда позиционируется как первый в мире действующий реактивный истребитель и иногда как первый реактивный самолёт предназначенный для боевого применения. На самом деле эти эпитеты вполне применимы и к американскому Bell XP-59A Airacomet.
Прототип Ме 262V1 совершил свой первый полёт 18 апреля 1941 года, но использовал тогда поршневой двигатель. 25 ноября того же года была предпринята попытка пилотировать один и тот же планер как с поршневым, так и с реактивным двигателем, но последний вышел из строя. «Ласточка» в качестве реактивного самолёта поднялась в воздух лишь 18 июля 1942 года. Это был третий самолёт серии Me 262V3, с турбореактивными двигателями Jumo 004, пилотируемый Фрицем Венделем. Но тот полёт был совершён с хвостовым колесом и без полного комплекта вооружения. Первый полёт Ме 262 с передней стойкой шасси и вооружением состоялся только 17 октября 1943 года, за пять недель до выставки в Инстербурге. Это был шестой самолёт серии Ме 262V6 с двигателями Jumo 004B-O. И произошло это более чем через год, после того как 1 октября 1942 года Роберт Стэнли совершил первый полёт на уже полностью оснащённом в качестве боевого истребителя XP-59A в Муроке, штат Калифорния.
Британский Gloster Meteor поднялся в воздух только 5 марта 1943 года, но он тоже был с самого начала полностью боеспособным истребителем, в отличие от Ме 262.
Однако ничто из этого не умаляет великолепия дизайна самолёта Людвига Бёлькова. Гитлер взирал на два представленных Ме 262, «как ребёнок на новую игрушку», рассказывал Геринг, но шоу в Инстербурге прошло не столь безупречно, как рассчитывал рейхсмаршал. Ме 262 взлетел, но загорелся, и ему пришлось совершить жёсткую посадку на взлётно-посадочную полосу. Когда это произошло, фюрер казался спокойным, но мимика его лица стала меняться.
Когда второй Ме 262 (Ме 262V6, который тогда был единственным экземпляром, близким к серийной модификации, поскольку имел трёхколёсное шасси и пушечные порты MK 108) готовился к взлёту, Гитлер уже выглядел нетерпеливым. Пилотируемый Гердом Линднером, 262-й взлетел с воем своих несовершенных турбореактивных двигателей Jumo 004, сделал круг над собравшимися и пролетел без каких-либо нарушений.
С тех пор как он узнал о новом оружии, Гитлера терзал один вопрос, который он теперь задал не Герингу, а Мессершмитту. Когда они шли вместе, фюрер спросил: «Скажите, а этот самолёт может нести бомбы?»
Мессершмитта этот вопрос явно смутил, но он быстро ответил: «Да, мой фюрер, он точно может нести 250-ти килограммовую бомбу, а то и две». Никто из тех, кто участвовал в разработке Ме 262 никогда об этом и не задумывались.
«Отлично!», просиял Гитлер. «Никто никогда даже и не думал об этом!» В этом он был, без сомнения, прав. «Это Блиц-бомбардировщик, который я просил многие годы».
Это был подходящий момент для Мессершмитта, чтобы сказать: «Этот самолёт — истребитель, мой фюрер. Он способен укрепить наше господство в небе над Рейхом. Он способен остановить американскую кампанию бомбардировок и помешать союзникам высадиться в Европе».
«Никто не подумал об этом», повторил фюрер. Я собираюсь отдать приказ, чтобы этот 262-й использовался исключительно как Блиц-бомбардировщик, а вы, Мессершмитт, должны сделать всё, чтобы это стало возможным».
По мере того, как его турне по Инстербургу продолжалось, Гитлер, казалось, скучал разглядывая самолёт-снаряд Фау-1, две противокорабельные ракеты Hs 293 и Fritz-X, а также при просмотре фильма о применении новых панорамных РЛС и пассивных РЛС Korfu против британских бомбардировщиков по излучению их радаров во время ночного рейда на Берлин, случившегося несколькими днями ранее. Ещё одним самолётом, представленным Гитлеру, был Dornier Do 335. Это была необычная машина с толкающими и тянущими винтами, расположенными с разных концов фюзеляжа.
Также был продемонстрирован шестимоторный Junkers Ju 390V1, который был во многом проигнорирован. Это был самый большой немецкий самолёт, из которого мог бы получиться превосходный транспортник или бомбардировщик, но Ганс Баур посчитал его слишком большим и неэкономичным для службы в личном воздушном флоте фюрера. Дальнейшая разработка большого Ju 390 была отменена следующей весной после того, как было построено два планера. Большинство историков отвергают утверждение, будто один из этих самолётов совершил 32-часовой разведывательный полёт, во время которого он достиг побережья Лонг-Айленда, штат Нью-Йорк.
Частью экспозиции также являлся четырёхмоторный Junkers Ju 290A-5, ранняя версия другого большого самолёта, который можно было использовать в качестве транспортного или бомбардировщика. Гитлер остановился перед ним и сказал: «Я хочу один такой для личного использования». Год спустя аналогичный Ju 290A-7 был приписан к его персональному лётному подразделению в качестве Führermaschine — хотя Гитлер так никогда и не летал на нём.
Турне продолжилось.
Стремясь усилить интерес Гитлера и обскакать Мильха, Геринг попытался взять фюрера под руку. Гитлер отшатнулся. Тем не менее, Геринг продолжал выступать в роли главного гида, заявляя о многочисленных технических достижениях своего собственного штаба. Геринг говорил, а Мильх в ярости наблюдал за происходящим. В книге «Взлёт и падение люфтваффе» историк Дэвид Ирвинг писал:
Рейхсмаршал «взял распечатанную программу из рук Мильха и начал представлять Гитлеру каждый самолёт, водя по списку пальцем. Он не знал, что один из прототипов истребителя потерпел аварию в Рехлине (немецкий лётно-испытательный полигон на южном берегу озера Мюриц), в результате чего самолёт оказался потерян, и его место на выставке заняла совсем другая машина. Мильх заметил, что должно было произойти, и отомстил, тактично отступив во второй ряд гостей. Там, где должен был стоять потерянный истребитель, теперь находился средний бомбардировщик. Геринг же с бумажки зачитал, что это одноместный истребитель. Этот фарс продолжился и дальше, но фюрер решил, что с него достаточно, и указал Герингу на ошибку».
Одним из образцов, что вызвал хоть какой-то интерес со стороны Гитлера, оказался самолёт-снаряд Feiseler Fi 103, пилотируемая версия «жужжащей бомбы» Фау-1. Руководитель экспериментальной группы по разработке самолётов-снарядов в Пенемюнде, Герман Крегер, объяснил фюреру, как работает данное оружие. Неловкий разговор о том, когда может быть налажен выпуск Fi 103, рассердил Гитлера, а один из лакеев фюрера спросил: «Кто тот пессимист, что организовал это представление?»
Гитлер лично не удостоил внимания маленький, похожий на жука Messerschmitt Me 163 Komet, который был первым в мире ракетным истребителем. А вот Геринг осмотрел его. По крайней мере, как позднее рассказывал Рудольф «Руди» Опиц, Геринг принял его знаменитого пилота за рядового механика.
Геринг: «Молодой человек, вас призвали в эскадрилью ракетных истребителей или вы добровольно вызвались летать на этом самолёте?»
Опиц: «Я за него в ответе».
Больший интерес вызвал двухмоторный бомбардировщик и разведчик Arado Ar 234, который с большим трудом был доставлен на это мероприятие. В то время как Ме 262 оказался там, чтобы продемонстрировать свои лётные качества, третий планер в серии реактивной серии Arado, Ar 234V3, был разобран и перевезён автомобильным транспортом в Инстербург, где техники поспешно собрали его для статического осмотра. Arado был бесцеремонно припаркован между парой двухмоторных Junkers Ju 88, на одном из которых было установлено специальное оборудование для постановки дымовых завес.
Гитлер немедленно предоставил производителю этих самолётов карт-бланш на персонал, сырьё и средства, чтобы компания могла построить 200 штук Ar 234 к концу 1944 года.
Шоу «Чудо-оружие» Гитлера длилось всего 90 минут. В 1;30 пополудни фюрер отправился в свою штаб-квартиру в Растенбурге. Гиммлер последовал за ним в течение часа. Последнему оставался всего год до того, как он отберёт у военного штаба Рейха право на это «чудо-оружие» фюрера.
Перевод и иллюстрации — Евгений А. Стюарт (Eugene A. Stewart, Esq.)
При перепечатке или копировании материала ссылка на данную страницу обязательна. С уважением, Е. А. Стюарт