Найти тему

Герои Первой мировой


Автор книги "Герои Первой мировой" - Вячеслав Васильевич Бондаренко, белорусский писатель, пишущий на русском, поэт, журналист, романист и биограф, автор многих ярких книг, в том числе монументальных биографий Петра Вяземского, Лавра Корнилова, о. Иоанна Крестьянкина, кинороманов «Ликвидация» и «Кадетство», повестей для подростков.

Бондаренко, В.В. Герои Первой мировой / Вячеслав Бондаренко. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 2014. - (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1475)
Бондаренко, В.В. Герои Первой мировой / Вячеслав Бондаренко. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 2014. - (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1475)

Коротко представить вышедшую двумя изданиями в серии «Жизнь замечательных людей» книгу биографических очерков «Герои Первой мировой» непросто. Мы выбрали только два коротких фрагмента, дающих, однако, представление и о ее героях, и о стиле писателя. Надеемся, что наш короткий материал подтолкнет тех, кто еще не знаком с творчеством Вячеслава Бондаренко, обратиться к его книгам и открыть для себя настоящего одухотворенного писателя-историка наших дней.

***

Первая мировая война (28 июля 1914 — 11 ноября 1918) — один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества. В результате войны прекратили существование четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская. Страны-участницы потеряли более 10 млн. человек убитыми солдат, около 12 млн. убитыми мирных жителей, около 55 млн. человек были ранены.

Политологи и историки утверждают: современный мир со всеми его проблемами во многом порождён именно Первой мировой, а Вторая мировая стала её логическим продолжением.

-2

В истории Первой мировой множество скорбных и горьких для нас страниц — начиная с августовской катастрофы 1914-го и заканчивая Брестским миром. Но были в истории Первой мировой и массовый героизм, мужество, были сотни тысяч людей, ушедших на фронт добровольцами. Разве девальвируются со временем проявленные ими любовь к Родине и верность воинскому долгу?..
Разве зависят от того, на какой войне — победной или нет — были они проявлены?..

С каждым годом ширится деятельность по восстановлению имён безвестных воинов Первой мировой, снимаются документальные фильмы и выходят книги, проводятся международные научные конференции, восстанавливаются заброшенные воинские погосты.

Указом Президента России день 1 августа был объявлен в Российской Федерации Днём памяти воинов, погибших в Первой мировой войне. И самое главное — растёт число людей, изучающих её наследие на всех уровнях, гордящихся своими славными предками.

Среди героев первой мировой войны были выдающиеся полководцы, военачальники, командиры боевых кораблей, донские казаки, летчики-истребители и сестры милосердия, военные священники… Разные люди, разные судьбы. Вклады, сделанные ими в нашу историю, далеко не равноценны, но объединяет их одно: в годы Первой мировой войны все они были готовы умереть за Отечество…

Памятник героям Первой мировой войны на Поклонной горе в Москве
Памятник героям Первой мировой войны на Поклонной горе в Москве



***

С давних пор вооруженные силы России опирались на поддержку Православной церкви. Именно она подавала отечественному воинству примеры великого самоотвержения, мужества, любви к Отечеству, вдохновляла на тяжелый ратный труд. Во время Первой мировой войны не раз случалось, что в чрезвычайных обстоятельствах воин мирской падал духом. И тогда вперед с крестом в руках выходил воин духовный — и придавал сил утомлённым бойцам. К таким воинам принадлежал и иеромонах Антоний, в миру Василий Смирнов.

Его жизнь не была богата событиями. Родился Василий Смирнов в 1843 году в Самарской губернии в семье священника, рано избрал для себя путь служения Господу и поступил в Самарское духовное училище. По воспоминаниям знавших его во время учебы, Василий «был весьма скромен и отзывчив на нужды близких».

Иеромонах Антоний (в миру Василий Смирнов; 1844 — 29 октября 1914) — иеромонах Русской православной церкви, судовой священник минного заградителя «Прут», герой Первой мировой войны.
Иеромонах Антоний (в миру Василий Смирнов; 1844 — 29 октября 1914) — иеромонах Русской православной церкви, судовой священник минного заградителя «Прут», герой Первой мировой войны.

1909 год стал переломным для отца Антония: он был призван на пятилетнее служение на флоте. Такой чести удостаивались в те времена только самые достойные священнослужители.

Генерал А.А. Брусилов вспоминал:

«В тех жутких контратаках среди солдатских гимнастёрок мелькали черные фигуры - полковые батюшки, подоткнув рясы, в грубых сапогах шли с воинами, ободряя робких простым евангельским словом и поведением...
Они навсегда остались на полях сражений, не разлучившись с паствой».

Военный священник в годы Первой мировой войны
Военный священник в годы Первой мировой войны

29 октября 1914 года минный заградитель «Прут» встретил в море недалеко от Севастополя германский линейный крейсер «Гебен». «Прут» попробовал отвернуть в сторону, но германский линкор и турецкие эсминцы полным ходом шли наперехват, и стало понятно, что избежать встречи с противником не удастся… Вскоре на «Гебене» взвился сигнал «Предлагаю сдаться».

Командир «Прута» капитан 2-го ранга Г. А. Быков приказал готовить корабль к затоплению. «Гебен» обстрелял «Прут» и поджёг его. Матросы начали грузиться в шлюпки, а сигнальный старшина поднял на мачте ответ на предложение германского линкора: «Погибаю, но не сдаюсь».

Когда судно стало погружаться в воду, иеромонах Антоний уступил своё место на шлюпке матросам, вернулся в каюту, облачился в ризу и, выйдя на горящую палубу с крестом и Евангелием в руках, ещё раз благословил команду и направился внутрь гибнущего корабля... Матросы, глотая слезы, провожали глазами любимого пастыря, офицеры поднесли руки к козырькам фуражек, отдавая честь доблестному священнику. На часах было 8.40, когда пылающий «Прут» встал почти вертикально и с развевающимся на сломанной фок-мачте Андреевским флагом медленно скрылся под водой…

Подвиг флотского священнослужителя был оценён по достоинству. Отец Антоний стал первым русским военным (и единственным флотским) священником, удостоенным во время Первой мировой войны высшей боевой награды России — ордена Святого Георгия 4-й степени. К тому же он стал первым священником, удостоенным этой награды посмертно.

***

Военная авиация Великой войны была, пожалуй, самым элитным и в то же время самым демократичным родом войск. Здесь не было места карьеризму, не работали связи — в цене были только индивидуальные качества каждого лётчика, его умение и мужество.

Вопреки широко распространенному мнению о «технической отсталости царской России» именно она начала Первую мировую войну, имея на вооружении самый многочисленный воздушный флот среди всех воюющих держав — 244 самолета, сведённых в 39 авиационных отрядов, приданных армейским корпусам.

Охотнее всего летчиками становились бывшие кавалеристы — им нравились присущие воздушному бою скорость и лихость, роднившие авиацию с конницей. Александр Александрович Казаков был настоящим кавалеристом по натуре — отважным, напористым, не терпевшим рутины, холодному расчёту предпочитавшим немедленное действие.

Александр Александрович Казаков (14 января 1889  — 1 августа 1919) — русский лётчик, наиболее результативный ас-истребитель Императорского военно-воздушного флота в период Первой мировой войны; второй лётчик в истории, применивший воздушный таран, и первый, оставшийся после тарана в живых.
Александр Александрович Казаков (14 января 1889 — 1 августа 1919) — русский лётчик, наиболее результативный ас-истребитель Императорского военно-воздушного флота в период Первой мировой войны; второй лётчик в истории, применивший воздушный таран, и первый, оставшийся после тарана в живых.

В течение января 1915-го военлет Казаков совершил ещё семь разведывательных полетов (за них награжден орденом Святой Анны 4-й степени «За храбрость»).

18 марта 1915 года аэродром IV корпусного авиаотряда, размещавшийся в польском селе Гузов на правом берегу Вислы, подвергся бомбовым ударам с вражеского аэроплана. Казаков бегом кинулся к оснащённому «кошкой» «морану», запустил двигатель, взлетел и повёл свой самолет наперехват противнику. За 17 минут русскому пилоту удалось набрать двухкилометровую высоту и занять удобную позицию над двухместным германским «альбатросом», уступавшим «морану» в скорости. Но в самый ответственный момент «кошку» заклинило. Тогда поручик резко бросил машину в отчаянную атаку…

Таран Казакова был вторым (после Нестерова) и последним в истории Первой мировой войны — больше этот приём боя не повторил ни один пилот ни одной из воюющих сторон.

С февраля 1917 года Казаков - исполняющий должность командира 1-й боевой авиационной группы Юго-Западного фронта. Эта группа стала первым специальным истребительным соединением в русской авиации. Австрийцы и германцы хорошо знали самолеты группы Казакова «в лицо» и далеко не всегда решались вступать с ними в схватку, предпочитая ретироваться.

За три года войны Казаков сбил лично 17 и в групповых боях ещё 20 самолётов противника и был признан самым результативным российским лётчиком-истребителем периода Первой мировой войны.

Вячеслав Васильевич Бондаренко (род. 9 мая 1974 года)
Вячеслав Васильевич Бондаренко (род. 9 мая 1974 года)

Иллюстративный материал из открытых сетевых ресурсов, не содержащих указаний на ограничение для их заимствования.