Найти тему
Spbdnevnik.ru

От Репина до Покраса Лампаса: в корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка о художественной интерпретации информации

Уже в первом зале испытываешь если не шок, то потрясение. На стене слева – «Девятый вал» Айвазовского. На противоположной – изображение набатного колокола. А в центре – нечто, отсылающее нас к знаменитой башне Татлина, посвященной Третьему Интернационалу.

В чем смысл столь необычного соседства, объясняет главный эксперт по творческим стратегиям Русского музея, куратор выставки Александр Боровский.

«Картину Айвазовского знают все. Хотелось показать смысл – гибнущие люди дают сигнал, и этот сигнал есть весть. И рядом объект Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина «3G International»– аллюзия к известному памятнику, сделанная из айподов и светящихся экранов. Такие бесконечные переходы мы встречаем постоянно, и на них строим нашу выставку», – сказал эксперт.

Остроумное соседство

Пространство выставки разделено на тематические блоки. Письмо. Послание как ритуал. Газета. Радио. Телефон. Телевидение. Письмена – коды – шифры. Слухи, сплетни, дезинформация. Вести из космоса. Вестники. Сигнал. Цифровой мир. Но за этими лаконичными названиями желание показать не столько технологическую сторону коммуникационных процессов, сколько гуманистическую, человеческую направленность.

Вот картина Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Впервые ее представляют без рамы. Это, по мнению создателей выставки, позволяет приблизить полотно к зрителю, а тому – сосредоточить свое внимание на выразительности речи ее героев, обогащенной жестами и яркой мимикой.

На эту же тему картина Александра Лактионова «Письмо с фронта». Здесь личное послание становится символом добрых вестей для всех, кто их ждет в тревожное время. На контрасте – инсталляция Александра Дашевского «Ящики» – те самые почтовые ящики, так хорошо знакомые каждому человеку.

«Надеюсь, что Репин не в обиде. Мне кажется, мы с ним тут довольно остроумно соседствуем», – шутит художник.

Посвящается СМИ

По словам создателей выставки, они посвятили ее истории распространения новостей и журналистам.

«О прессе говорят много. Сейчас это как никогда актуально. Но вот собрать вместе произведения художников, которые бы размышляли именно с этической точки зрения о том, что такое передача информации, – такого еще не было ни в музеях, ни в галереях», – считает сокуратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея Анастасия Карлова.

Вот мельница работы Анны Урбан. Ее крылья оклеены газетными вырезками, по которым можно изучать историю России. А вот платье Татьяны Парфеновой, сшитое специально к выставке. На черном фоне выделяются лишь белые манжеты и вынесенное в центр слово «правда» – такой намек и пожелание всем СМИ.

«Мы показываем, какую трансформацию пережили сами принципы передачи информации – от дописьменных, когда это были сигнальные костры, колокола, гонцы, до современных форм передачи информации, которые невозможно было бы показать, не обратившись к искусству сегодняшнего дня и всем его направлениям», – отметила генеральный директор Русского музея Алла Манилова.

Классика и современность

На выставке представлено около 300 произведений из музейных и частных коллекций. Вместе с признанными шедеврами Ивана Айвазовского, Ильи Репина, Ореста Кипренского представлены произведения современных художников – Тимура Новикова, Петра Белого, Аллы Урбан, Андрея Бартенева, Татьяны Парфеновой, Покраса Лампаса и других авторов.

«Моя работа «Внутренняя симфония» сделана в технике микс-медиа», – показывая на голову, испещренную разноцветными сосудами, говорит медиахудожник Александр Козлов.

Он признается, в своей работе опирался на картины Павла Челищева. «Когда хотите создать что-то новое, посмотрите свое прошлое, вглядитесь в него. И подумайте, что нас ждет: мы будем управлять технологиями или они нами?»

Еще один пример – видеоинсталляция Покраса Лампаса, который исследует мутации человеческого тела в киберпространстве.

По мнению Александра Боровского, не дело музея показывать самое современное искусство.

«Наше дело – заставить работать на выставку и классическое, и современное искусство. Музей – это для всех. Хочется как-то освежить зрение, чтобы люди как-то по-новому посмотрели, нашли новый смысл», – говорит он.

«В истории Русского музея не было такой выставки. Но, возможно, это уникальная выставка и для истории музейного дела в целом, потому что в основе лежит идея, что такое информация для повседневной жизни человека и для большой истории», – подытоживает Алла Манилова.

Выставка продлится до 2 декабря 2024 года.