Женщины и мужчины сегодня работают практически на равных, поэтому разговоры о разделении домашних обязанностей в рамках семьи давно не выглядят чем-то абсурдным и необоснованным. Но договориться о том, кто выносит мусор, а кто моет посуду, тоже надо уметь. Вот несколько общих рекомендаций, чтобы переговоры были конструктивными и все остались довольны.
Приходим к общему знаменателю
Как бы нелепо это ни прозвучало, но что такое порядок и как его поддерживать, нужно выяснять на берегу. Точнее, перед началом совместной жизни. Бесчисленное множество любовных лодок разбилось о быт только потому, что люди вовремя не договорились об элементарных бытовых правилах. Кто-то приходит в негодование от вида грязной кружки на прикроватной тумбочке, а для кого-то даже перемазанное зубной пастой зеркало в ванной не проблема. Если терпеливо игнорировать дурные привычки друг друга и копить недовольство, в один прекрасный день оно прорвется наружу с непредсказуемыми последствиями. Так что в общих интересах заранее обсудить кодекс чистоты для совместного проживания и по мере возможностей ему следовать.
Составляем список
Если у вас идут непрерывные споры о том, кто и какую работу должен выполнять по дому, начинать надо с малого. Первое и самое основное, что можно сделать — составить максимально подробный список всех бытовых обязанностей. Первым делом в него мы включаем базовые задачи, вроде мытья посуды, еженедельной уборки, стирки и глажки. Плюс неочевидные сопутствующие дела, например, чистку аквариума для рыбок, сборы ребенка в школу, мелкий ремонт по дому и т. д. Для лучшего понимания масштабов каждой задачи, рекомендуем напротив каждого пункта указать, как часто он выполняется и сколько времени занимает. Постарайтесь вспомнить как можно больше рутинных и сезонных задач, пусть даже на это уйдет несколько дней. Зато вы получите исчерпывающее руководство к действию.
Раскидываем задачи
Дальше вы берете в руки разноцветные текстовыделители и с их помощью отмечаете, кто, когда и чем будет заниматься. Руководствуйтесь объективными принципами, исходя из степени занятости домашних, физических возможностей и возраста. Может, у кого-то скользящий график, и есть выходные дни в течение рабочей недели. А кто-то работает в ночную смену, и после дневного сна у него появляется немного свободного времени. Личные предпочтения тоже играют важную роль. Возможно, кто-то воспринимает глажку как упражнение для прокачки своего дзена, кто-то с упоением убирается в шкафах и наводит порядок в комнатах, а кому-то несложно заехать в магазин за продуктами после работы или учебы.
Определяем очередность
Если договориться никак не получается и все обсуждения стихийно перерастают в споры, в дело вступает добровольно-принудительный принцип разделения труда. А именно, обязанности распределяются между всеми членами семьи в случайном порядке на текущую неделю, со следующей недели все получают новые задания — и так по кругу. Чтобы никого не обвинили в предвзятости, можно прибегнуть к помощи слепой судьбы, то есть, бросить жребий. Понятно, что раздавать задания всем без разбора тоже не стоит, все-таки важно учитывать занятость каждого. Если, например, у главы семейства работа сверхурочно или частые командировки на несколько дней, оставлять в раковине гору посуды до его возвращения — не лучшая идея.
Движемся по графику
На работу и учебу мы ходим по расписанию, так почему бы не применить тот же принцип в отношении домашних обязанностей? Как минимум, это дисциплинирует всех членов семьи, как максимум, оптимизирует хозяйственные процессы. Самое главное, никто больше не будет спорить, чья сегодня очередь выполнять ту или иную работу по дому. График можно составить для мытья посуды, выгула собаки, чистки кошачьего туалета, выноса мусора и т. д. В основном речь идет о рутинных периодически повторяющихся задачах, которые есть в каждой семье. Скорее всего, у вас не возникнет острой необходимости составлять такие графики для всех без исключения задач. Но если есть какая-то особая обязанность, которую все старательно избегают, в этом будет определенный смысл.
Привлекаем детей
О том, что детей важно понемногу приучать к домашнему труду с ранних лет, говорят психологи и умудренные опытом родители. Разумеется, маленький ребенок никогда не вымоет пол и не протрет пыль в точности, как вы того хотите. Скорее всего, вам еще не раз придется все за ним переделывать. Но это не повод вырывать у него из рук швабру с тряпкой и с недовольством прогонять прочь. Рано или поздно чадо освоит навык до приемлемого уровня, и у вас появится маленький помощник. Подросшим детям можно доверять несложные задачи, например, выбрасывать мусор. И это означает не только донести мешок до мусорных баков, но и следить за наполняемостью ведра, вставлять новые пакеты, поддерживать чистоту вокруг него.
Делегируем задачи
Часто можно встретить семьи, где все взрослые заняты с утра до ночи, а дети после учебы бегут на дополнительные занятия. В этом случае определенно есть смысл передать часть домашних обязанностей третьим лицам. Благо сегодня для этого у нас есть много вариантов. Нет времени отправиться за покупками — обратитесь в службу доставки магазинов, и вам привезут все продукты по списку на дом. Вечно откладываете генеральную уборку до лучших времен — позвоните в проверенную клининговую службу, и квартира засверкает чистотой. Случился аврал на работе, все разъехались и некому выгулять домашнего питомца — это с готовностью сделает догситтер или добрый сосед.
Подключаем технику
Благодаря умной бытовой технике многие домашние обязанности сегодня полностью автоматизировались или требуют минимального вмешательства. Скажем, робот-пылесос способен самостоятельно сделать сухую и влажную уборку и даже вычистить пылесборник без посторонней помощи. А ненавистную для многих хозяек задачу как мытье окон можно поручить роботизированному мойщику. Многие муторные трудоемкие работы по дому стали намного проще и быстрее благодаря гаджетам. Например, пароочиститель за считанные минуты отмоет плитку в ванной или жирный нагар с противня, притом даже без моющих средств. Парогенератор оперативно выгладит без единой складочки несколько комплектов постельного белья и отпарит громоздкую штору прямо на карнизе. Если вы постоянно выбиваетесь из сил, такими помощниками точно не стоит пренебрегать.
Читайте еще:
Идем на компромиссы
В бытовых делах без проявления гибкости никуда не денешься. Бывает, нашим родным нездоровится или работа отнимает слишком много времени и сил. Есть еще масса ситуаций, когда можно пойти навстречу и взять часть обязанностей на себя. Это весомая гарантия того, что, если форс-мажор приключится с вами, вы тоже не останетесь без поддержки. Очевидно, что правила бытового поведения не могут и не должны стоять во главе угла. Эти общие договоренности нужны, чтобы всем было комфортно жить на одной территории, не испытывая постоянного раздражения и недовольства. В конце концов, мир и согласие в семье — гораздо важнее грязных полов и невымытой посуды.
Материал составлен редакцией Tostr
Понравилась статья? Поставь палец вверх и не забудь подписаться на наш канал. Мы знаем всё про дом и технику для него!
Подписывайтесь на наши соцсети — там много интересного ;)
- Вконтакте — https://vk.com/tostr
- Одноклассники — https://ok.ru/tostr
- Телеграм — https://t.me/tostr_ru
- Наш сайт — https://tostr.ru
- Дзен — https://dzen.ru/tostr