20 июля исполняется 100 лет со дня рождения народной артистки СССР, режиссера Татьяны Лиозновой.
- Выбирайте: или я, или этот эпизод, - заявила Татьяна Доронина. Лиознова была в замешательстве. Съемки фильма «Три тополя на Плющихе» в самом разгаре. Сегодня – работа над сценой, когда героиня Татьяны Дорониной Нюра приезжает в Москву и сходит с поезда. На перроне она – деревенская девушка, которая никогда в жизни не ела мороженое, покупает его и пробует. Однако только что Татьяна Васильевна заявила: «Вы разве не знаете, что я не люблю мороженое?! Поэтому решайте: или убираем этот эпизод, или не буду сниматься». Лиознова, привыкшая только сама командовать на съемочной площадке, оторопела. Члены группы смотрели на нее в ожидании: что же будет? Всем известен суровый нрав Лиозновой. Но все наслышаны и о непростом характере Дорониной. Татьяна Михайловна несколько минут молчала. Пыталась сообразить, чем сейчас пожертвовать: репутацией сильного режиссера, который способен добиться от любого артиста поставленной задачи. Или великолепной актрисой. Переборов собственную профессиональную гордость, Лиознова произнесла: «Хорошо. Эпизод из фильма убираем».
Несмотря на то, что «Три тополя на Плющихе» был пятым по счету фильмом в творческой биографии Татьяны Михайловны, именно эта кинокартина стала первой, которая обрела огромнейшую популярность у зрителя. И сама режиссер особенно любила ее. Не случайно в квартире Лиозновой на самом видном месте висела картина, на которой изображены герои фильма. А своим самым любимым актером она всегда называла Олега Ефремова, сыгравшего роль таксиста Александра.
Вопреки обычной практики режиссеров, когда актеры озвучивают сами себя в студии, Лиознова предпочитала в своих фильмах использовать живые голоса со съемочной площадки. В «Три тополя на Плющихе» с этим возникли трудности. Например, во время съемок эпизода, когда герои сидят в машине, за окнами идет дождь, а Нюра поет песню «Нежность». Снимали сцену на улице Сивцев Вражек. Артистов посадили в машину, внутри салона установили микрофоны. Сверху на автомобиль из пожарного рукава поливали воду, имитируя ливень. Но из-за грохота, с каким вода билась о крышу машины, плохо было слышно героев. И тогда Лиознова нашла выход из положения: верх «Волги» обложили поролоном. Вода ударялась о мокрый материал с наименьшим шумом и стекала по окнам.
В начале 1970-х годах в кинематографическом закулисье ходили слухи о необыкновенном романе между Татьяной Лиозновой и актером Арчилом Гомиашвили, который сыграл у Леонида Гайдая Остапа Бендера в фильме «Двенадцать стульев». Якобы артист задаривал режиссера шикарными букетами роз и везде ходил за ней следом. Но бытует и мнение, что Гомиашвили таким образом выпрашивал для себя роль Штирлица в фильме «Семнадцать мгновений весны», к съемкам которого приступила в 1970-х Татьяна Михайловна. И когда на эту роль она все же утвердила Вячеслава Тихонова, обиделся и больше не общался с Лиозновой. Сама режиссер на вопросы о Гомиашвили лишь улыбалась: «Он мне нравился, хороший актер был. Но какой же из него Штирлиц? Сами посмотрите», - говорила она.
Роман Юлиана Семенова Татьяна Михайловна прочитала в журнале «Знамя» и тут же загорелась идеей снимать по нему фильм. Потребовала у автора немедленно приступить к работе над написанием сценария, но получила отказ: «Таня, я отдал права на экранизацию Ленфильму», - ответил ей Семенов.
- Делай, что угодно, но сценарий должен быть моим, - как всегда требовательно сказала Лиознова.
Юлиану Семенову, который уже получил деньги от Ленфильма, пришлось вернуть задаток и отдать права киностудии Горького, где состояла в штате Татьяна Лиознова.
- Татьяна Михайловна вернула меня в профессию этим приглашением сыграть Штирлица, - рассказывал Вячеслав Тихонов. – Я к тому времени сыграл князя Болконского в фильме «Война и мир» и был разочарован своей игрой. Мне казалось, что я все сделал неправильно. Решил для себя – ничего я не могу, надо уходить из кино. И тут предложение от Лиозновой. Поначалу отказывался. Но ведь она всегда была такой «железной леди», что возражений не принимала. Ты сможешь, - говорила она мне. И я попробовал. Помню, сидели у нее дома на кухне. Чай готовили в электрическом самоваре. На нем еще, помню, петушок такой тряпичный был. Знаете, накрывают чайники такими игрушками. Так вот она разговаривала с этим петухом, называла его самым старым у себя в квартире. Он достался ей еще от мамы. И вот за столом я предложил Татьяне Михайловне: надо Штирлицу личную жизнь придумать. И рассказал, как слышал одну историю разведчика, когда тот встречался за границей со своей женой и сыном. Из этого рассказа Лиознова придумала сцену свидания Штирлица с женой в кафе «Элефант». Только ребенка она убрала.
Этот эпизод, который длится более пяти минут, стал по-настоящему рекордом в кино. Чтобы в течение такого большого количества времени на экране не было сказано ни слова, а в кадре - только глаза героев, - такого себе не позволял ни один режиссер в мире. Кстати, теперь в кинематографических институтах на этом примере учат студентов.
- Поначалу Лиознова не хотела меня утверждать на роль Мюллера, говорила, что слишком добрый я, - рассказывал Леонид Броневой. – Когда же начали пробовать снимать, и что-то стало получаться, уже засомневался я сам. Подумывал отказаться работать. Мне казалось, что Лиознова уж слишком жестко ведет себя на площадке. Но потом все встало на свои места. Я понял, что это у нее такая методика – она любым способом добивалась от артиста конечного результата. И всегда угадывала. Это настоящий мастер своего дела. Снимали долго, трудно. Как этой маленькой хрупкой женщине удалось снять целых 12 серий фильма?! До сих пор поверить сложно. Да еще с такой допотопной техникой, какая у нас была! Помню, была только одна старая кинокамера, которая очень уж трещала, когда работала. И чтобы этого шума не было слышно в кадре, ее закрывали какими-то шубами и одеялами.
- Татьяна Михайловна жила своей работой и днем и ночью, - делится со мной Светлана Светличная. – Когда была на съемочной площадке, на нее можно было смотреть часами. Она так увлечена была своим делом! Постоянно что-то придумывала для героев. Я благодарна, что она не отказалась от идеи пригласить меня на роль Габби, когда узнала, что я беременна. Тогда я носила второго сына, и у меня уже был виден небольшой животик. Ведь она же могла позвать другую артистку. А тут не испугалась. Помните сцену, где я танцую со Штирлицем? Так вот там, чтобы не было видно моего живота, она придумала надеть на мою героиню вязанную кофту Штирлица. И животик стал уже незаметен.
- Лиознова часто придумывала прямо на съемках, - вспоминал в беседе со мной исполнитель роли Саломатина в фильме «Карнавал» Юрий Яковлев. – Однажды на съемках сказала: сейчас снимем один эпизод, который я придумала сегодня ночью. И мы сняли. Помните, когда мой герой с дочерью (Ириной Муравьевой) смеются. Она мне показывает, как при помощи орехов учит скороговорки. Татьяна Михайловна говорила, что этим эпизодом хочет показать единство родных. Именно такие отношения были у нее с отцом, который погиб на фронте.
Сама Татьяна Михайловна не раз признавалась, что в фильме «Карнавал» очень много взято мелочей из ее жизни. Например, колонка, из которой пьет воду героиня. Такая же была у нее в детстве на Переяславской улице.
- Татьяна Лиознова была большим ребенком, - рассказывал режиссер Александр Хван, который работал ассистентом на «Карнавале». – У нее на все была такая непосредственная реакция. Могла засмеяться в любой момент. А еще помню, в перерывах на обед она съедала по пять штук мороженого и больше ничего.
Фильм «Карнавал» Татьяна Лиознова посвятила своей маме, которая умерла в 1978 году. С ней они прожили много лет, и ближе у режиссера никого не было.
- Эпизодами, где героиня общается с мамой, я хотела показать свою мамочку, вспомнить ее, - признавалась Татьяна Михайловна. По воспоминаниям друзей режиссера, после смерти Иды Израилевны Лиознова почувствовала себя по-настоящему одинокой.
Последний свой фильм «Конец света с последующим симпозиумом» об ядерной политике США режиссер сняла в 1986 году. К ее большому сожалению, кинокартина не вызвала большую зрительскую любовь. Ее не показывали в кинотеатрах и по телевидению. И тогда Татьяна Михайловна приняла решение уйти из кино.
- Я не понимаю сегодняшнего времени и не знаю, что же нужно зрителю, - отвечала она журналистам на вопрос: почему не снимаете в последние годы.
Но Лиознова продолжала мечтать. Например, после того, как в 1980-х прочитала книгу Галины Вишневской «Галина», загорелась идеей снять по ней фильм. Встретилась с Галиной Павловной. Но певица отказалась специально для кинокартины перепеть свои арии, и Лиозновой пришлось распрощаться с этой идеей. Думала она занять в каком-нибудь фильме и кабаре-дуэт «Академия», очень уж ей нравились смешные Лолита Милявская и Александр Цекало. Но дуэт распался.
- Все у меня хорошо, только в последние годы стала чаще встречаться с людьми в белых халатах. И это не всегда приятные встречи, - смеялась в ответ на вопрос «Как дела?» Татьяна Лиознова. Она не привыкла выглядеть слабой и всегда старалась не терять бодрости духа. - Значительно сильнее меня расстраивает то, что я сейчас не работаю. Ведь в моем понимании жизнь интересна только тогда, когда занимаешься любимым делом.
Однажды телевидение предложило ей участвовать в работе над превращением черно-белого фильма «Семнадцать мгновений весны» в цветной. И Татьяна Михайловна ожила. Она снова почувствовала себя нужной, и это придавало ей силы дальше жить, несмотря на множество различных операций. В течение года раз в два месяца к ней приезжали телевизионщики и показывали сделанную работу. Лиознова указывала свои пожелания, где и что нужно переделать. Результатом осталась довольна.
- Если это поможет, чтобы мой фильм смотрела нынешняя молодежь, то я только ЗА, - говорила Татьяна Михайловна. – Но работа оказалась трудной и кропотливой. Например, столько времени мы искали цвет лица Штирлица! Я настаивала, чтобы оно было такого землисто-серого цвета. И мне кажется, ребятам-телевизионщикам это удалось.
В последние годы Татьяна Михайловна мечтала о фильме по повести Льва Толстого «Казаки». Ее настольной книгой в больнице стала – «Бегство из рая» Павла Басинского о жизни и творчестве русского классика.
За десять лет Лиознова перенесла несколько операций. Удаление опухоли в головном мозге, перелом ноги, инсульт. Но каждый раз, оказываясь в больнице, она просила читать ей ежедневные газеты, а также стихи любимых Пушкина и Ахматовой.
- Однажды я побывал в больнице у Татьяны Михайловны, - говорил Леонид Броневой. – Она тогда лежала в клинике на Лосиноостровской улице. Мне сказали, что Лиознова находится в палате для почетных больных. Я поднялся и увидел такую маленькую каморку. Из мебели там только кровать и тумбочка. И вот в такой обстановке лечилась эта великая женщина! Хотя чему удивляться, сейчас многие деятели культуры забыты. Ей ничего нельзя было кушать: ни творожного, ни мясного, ни сладкого. И я принес ей пачку галет. Она, мне кажется, обрадовалась. Спросил: кто к вам приходит? Она ответила: никого, вы первый!
За тридцать с лишним лет Татьяна Лиознова так и не смогла привыкнуть к уходу мамы. Поэтому в своем завещании, которое она надиктовала адвокату , главным условием Татьяна Михайловна указала – похоронить в одной могиле с мамой на Донском кладбище. А еще просила не устраивать пышных проводов и пригласить на панихиду только самых близких друзей.
Дочь одного из ее близких друзей Людмила, которая в последние годы ухаживала за режиссером, выполнила просьбу Лиозновой. А на могиле установила табличку с надписью: «Народная артистка СССР, кинорежиссер Татьяна Лиознова». Именно эти слова просила написать сама Татьяна Михайловна перед смертью.
А нужно ли было раскрашивать фильм "Семнадцать мгновений весны"?
Олег Перанов
Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.