Меня зовут Хайдер Юлия. Я явлюсь не только инвестиционным советником, но и профессиональным налоговым консультантом (состою в профессиональном сообществе - ИПБ России).
Давайте поговорим о налоговой системе с 2025 года. Постараюсь в статье говорить не шаблонами, а рассмотреть моменты, которые не так широко освещались в СМИ.
Обсуждение налоговой системы началось в мае 2024 гг.
«Цель — сделать нашу налоговую систему более справедливой. Мы собрались с вами, чтобы начать публичное обсуждение проделанной работы: обсудить результаты тех консультаций, которые проводились в течение всех этих трех месяцев. Но главное — сверить часы, оценить, насколько наши взгляды на то, что такое справедливая налоговая система, совпадают, какие цели она должна ставить, наши подходы к решению этой задачи», — сказал Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, открывая заседание.
Президент РФ 12.07.2024 подписал закон о совершенствовании налоговой системы. Речь едет о Федеральном законе от 12.07.2024 № 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Изменения вступят в силу с 1 января 2025 года. В чем суть изменений.
Закон вводит с 1 января 2025 года прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц (НДФЛ).
Для граждан с доходами до 2,4 млн рублей в год ставка НДФЛ останется на уровне 13 %. При доходах от 2,4 млн до 5 млн рублей налог составит 15 %, от 5 млн до 20 млн рублей — 18 %, от 20 млн до 50 млн рублей — 20 %, а свыше 50 млн рублей в год — 22 %.
Повышенный налог будет взиматься не со всей суммы, а только с превышения соответствующих порогов.
Закон уже приняли, давайте порассуждаем, какие категории граждан затронут эти изменения.
Когда в 2021 году появилась ставка 15% НДФЛ с доходов более 5 млн. рублей в год, Правительство отчиталось, что реформа существенно увеличила поступления по НДФЛ в бюджет. За 2022 г. дополнительные поступления в бюджет составили 1 трлн руб. (почти на 60% больше, чем в 2021 г.). Если налог по ставке 13% идет в региональные бюджеты, то дополнительные 2 % поступают в федеральный бюджет и распределяются на общефедеральные проекты (сейчас – на лечение детей со сложными болезнями).
В такой ситуации выигрывают граждане, которые сейчас нуждаются в дорогостоящем лечении. При повышении налога, скорей все платежи тоже направят на общефедеральные проекты, то есть вырастет финансирование госпрограмм.
С введением прогрессивной шкалы с 2025 года в проигрыше окажутся представители малого бизнеса - индивидуальные предприниматели с доходом более 5 млн. руб. в месяц (если они не общей системе налогообложения (ОСНО)), которые создают новые рабочие места, уплачивают страховые взносы, уже сейчас финансируют общефедеральный проект«Лечение детей со сложными болезнями», но и будут финансировать новые инициативы правительства.
Другая категория – высококвалифицированные специалисты. Сложно согласиться с доводом о справедливом распределении доходов, если с работников с высокой квалификацией и доходом будут взымать дополнительные налоги. Такие специалисты зачатую достаточно много средств и усилий вложили в образование.
Так как я консультирую предпринимателей, инвесторов и физических лиц, то, на мой взгляд, есть общая тенденция государства на повышение собираемости налогов с физических лиц, это сложно не заменить.
Например,
● введение налогового режима “самозанятость”,
● налог со вкладов,
● с 2024 года введен налог 35% на материальную выгоду, например, при покупке у нерезидентов депозитарных расписок и евробондов со скидкой
● с 2024 года - любые выплаты работникам резидентам и нерезидентам облагаются налогом 13 или 15%. Ранее по выплатам нерезидентам-работникам раньше можно было воспользоваться определенными условиями и не удерживать НДФЛ.
Что касается более «справедливой» шкалы НДФЛ, то прогрессия в 15% начнется уже с доходов выше 2,4 млн рублей в год, то есть при ежемесячном доходе выше 200 000 рублей.
Если рассмотреть вопрос, какие риски могут возникнуть при реализации предложенных налоговых преобразований, то можно отметить следующее.
Выскажу свое мнение, государство возможно будет получать еще меньшее налогов, чем сейчас так как сохранятся законные способы налоговой оптимизации.
Например, при повышенных ставках налога малому бизнесу становится менее выгодно платить высокие зарплаты. Работник при выполнении определенных работ может зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и уплачивать налоги с доходов (УСН 6%) или стать самозанятым, и платить 4-6%, налоговая экономия составит 11-9%%.
В конце могу добавить, что в текущих условиях налоговая система идет по пути удержания налогов до выплаты дохода, результаты можно будет оценивать уже в следующем году.
«Цена вопроса — 6 трлн рублей. Их надо забрать либо у государства, либо у бизнеса», — откровенно признался председатель Комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрей Макаров в своем заключительном слове, оценивая возможные поступления от пересмотра налога на прибыль в 2025 году.
Согласны ли вы, что новая налоговая система отвечает запросу общества на "справедливость"? Буду рада вашим комментариям.
#ХайдерЮлия #haiderfin