В минувшие выходные, когда многие праздновали Международный День Танца, мы всё-таки укатили за город. Даже несмотря на то, что друзья приглашали нас пойти потанцевать в пространство Сено, где намечался хороший концерт с живой музыкой, мы всё же выбрали Ржевский полигон :) Выбрали, потому что: во-первых, для конца апреля погоду обещали просто сказочную, во-вторых, сам маршрут обещал быть интересным - как своей малолюдностью, так и некоторым количеством мест, отсылающим к историческим событиям ещё относительно недавнего прошлого.
Приехав во Всеволожск на утренней электричке, мы начали наше велопутешествие непосредственно от большого карьера, мимо которого когда-то проходила старая узкоколейка(для подвоза боеприпасов и прочего на бывшую пугаревскую батарею).
Основанный ещё в 1895 году полигон активно использовался для испытания различных артиллерийских систем - в том числе, морских крупнокалиберных, и имел форму конуса с директрисой стрельбы, пролегавшей вплоть до самой Ладоги. Впрочем, старая железнодорожная ветка, по прошествии времени превратившаяся в обычную укатанную легковыми машинами дорогу, всё ещё напоминает о давних временах остатками старых шпал, которые хоть и ушли грунт, но местами дают о себе знать.
Большое Всеволожское озеро встретило нас на удивление практически безлюдным берегом и плакатом, предупреждающим об опасности клещевого энцефалита.
Актуальное напоминание… Тем более, что в прошлом году в этих местах во время одной из октябрьских велопрогулок мне удалось поймать клеща. На моё счастье и возможно как подарок на мой День Рождения, он оказался здоровым :)
Полюбовавшись на водяную гладь, порадовавшись за лягушек, активно занятых процессом размножения(весна знаете ли!), мы неспешно двинулись дальше и через некоторое время вышли(точнее выкатились) на старую военную дорогу, ведущую от бывшей артиллерийской батареи вглубь полигона, которая и была нашим главным веломаршрутом.
Кстати, некоторые из тяжёлых морских орудий, которые до сих пор находятся на территории военной части и не видны с дороги, участвовали в обороне Ленинграда во время блокады. Как бы попасть туда на экскурсию?
Оставив позади расположенные на стенде пушки и территорию стрельбища, мы покатили дальше, миновав по правой стороне некое брутальное, с развороченной взрывом крышей бетонное сооружение.
Нет, не ДОТ, а скорее укрытие, поскольку бойниц не было - только вентиляционные отверстия и пара входов вовнутрь. Сделав небольшую остановку у Ириновского канала, мы в очередной раз порадовались, что не остались в городе.
Погода была настолько приятной, что окружающая местность - большей частью приболоченная, уже не вызывала ассоциаций с Гримпенской трясиной из «Собаки Баскервилей», и в голове хоть и звучала музыка Владимира Дашкевича, но уже уже не фирменная заунывная тема, а что-то более лёгкое типа «Вальса Бэрил».
«Вот выглянуло солнышко и нам как буд-то нечего бояться» <C>
Впрочем, уже довольно скоро дорога пошла на подьём и лес стал более сухим: лужи почти исчезли, стало больше сосен и елей, появились черничники. В итоге, первый привал мы сделали в месте ответвления лесного просёлка на Лепсари у небольшого лесного полуозерца-полуболотца.
Перекусив, помедитировав, послушав лес и влюблённых в жизнь лягушек, от которых по-моему было просто некуда деваться, мы двинулись дальше и буквально через несколько минут - расстояние там всего ничего, попали на территорию урочища Койранкангас. Собачья пустошь - так когда-то эту вполне заурядную, ничем не примечательную местность называли жители деревень Конколово, Коросенмяки и других. Сейчас же это место печальноизвестно тем, что в 30-е годы прошлого века здесь приводили в исполнение смертные приговоры. Кого именно, в каком точно количестве и за какие провинности тут расстреляли - неизвестно. С равной степенью вероятности это могли быть как принципиальные противники советской власти, боровшиеся с ней открыто и исподтишка, так и просто «бывшие», попавшие, что называется, под раздачу случайно, либо по чьему-то злому умыслу или оговору. Времена были такими, что с врагами было не принято церемониться - ни с одной, ни с другой стороны, потому что «Или сейчас мы их, или потом они нас…». Как написано у Михаила Светлова в стихотворении «Пирушка»(воспоминания о временах гражданской войны): «Пулемет застучал - боевой "ундервуд"...» Жутковатая авторская аллегория: кабинетная печатная машинка выдаёт расстрельные приговоры с равнодушной монотонностью заглатывания пулемётной ленты системой Максим. Как бы там ни было, именно в таких местах, где жизнь и смерть быстро менялись местами, дыхание и трагизм давно минувшей эпохи ощущаются лучше всего.
Впрочем, жизнь есть жизнь и по мере удаления от этого мрачного места с обилием табличек над местами расстрелов, тяжёлые мысли ушли сами собой. Невероятно щедрое для этого времени солнце стало пригревать настолько, что на асфальт начали выползать холоднокровные - погреться, пока наша непредказуемая погода даёт такую возможность. По пути мы пару раз чуть не переехали ящериц-медянок, категорически не хотевших уползать с нашего пути. Гадюк, как ни странно, не встретили, хотя в кустах пугающе шуршало, поспешно уползая, явно что-то более жирное и существенное.
Миновав бывшую площадку для уничтожения неразорвавшихся боеприпасов, ручей Мустаоя и урочище Вехкоья - судя по количеству названий на карте, когда-то здесь кипела жизнь, мы сделали второй и последний привал в урочище Коросенмяки - у маленького лесного озера, берега которого, когда-то размещавшиеся здесь военные умудрились видоизменить до безобразного состояния.
Финальной же точкой нашего небольшого путешествия(я бы его назвал пикник на колёсах :)) стала возвышенность Киурумяки, где когда-то -как и в соседних урочищах Конколово, Ламбери и других, жили трудолюбивые люди, оставившие после себя память в виде отличной мощёной дороги - мечте любого велосипедиста :)
Полюбовавшись с возвышенности на окружающие окрестности мы, так и не решившись насобирать сморчков(пошли грибы!), уже совсем быстро приехали в Токсово, откуда и убыли домой вечерней лошадью, идущей из Кузнечного.
Но мы ещё сюда обязательно вернёмся!
Поддержать автора (на ж/д билеты и развитие краеведческого проекта)
5469 5500 7515 6171 (Сбербанк, Морозов Игорь Борисович)
Впереди новые поездки и путешествия!