Друзья, приветствую вас!
Пришло время поговорить о развитии речи трехлетнего ребенка.
Тема сверхважная, прежде всего потому, что до трех лет отставание от нормативов развития речевой функции чаще всего трактуется как темповая задержка.
Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Кобозева Ирина. Я логопед, учитель русского языка и литературы школы для детей̆ с тяжелыми нарушениями речи. Имею большой̆ опыт профессиональной̆ деятельности, более 35 лет. Работаю с детьми, начиная с младенческого и до подросткового возраста, а также со взрослыми. Являюсь организатором студии развития детей̆ от 0 до 14 лет, «Балаболы», которая создана для того, чтобы оказывать профессиональную помощь, прежде всего, родителям, в воспитании и развитии собственных детей и профессиональному сообществу, которое занимается коррекционной работой.
Безусловно, есть сугубо профессиональные тонкости в диагностике. Так что, если у малыша трудности понимания обращенной речи, отсутствие собственной, или она малопонятна даже близким, если кроха общается только при помощи жестов или совсем не хочет контактировать – не медлите! Поход к логопеду, а может быть и к неврологу не стоит откладывать!
А вот с произношением некоторых звуков (шипящих, «Р») трехлетка вполне имеет право не справляться. И это не беда. Его артикуляционные мышцы (участвующие в произнесении) приобретут достаточную силу и координацию, и все получится.
Вышеперечисленные проблемы в возрасте после трех лет уже квалифицируются как недоразвитие речевой функции разной степени тяжести, системное недоразвитие и другие «страшилки».
Ну, хватит пугать, давайте говорить о нормативах.
Понимание речи ребенком значительно улучшилось! Ему уже доступно понимание того, что говорит взрослый о событиях, в которых сам малыш не участвовал, а лишь переживал какие-то их элементы. Речь взрослого для него - средство познания! Кроха с удовольствием слушает объяснения «куда», «зачем», «почему». Понимает вопросы типа: «Что у тебя в кармане?». Выполняет задания из двух последовательных действий: «Сначала пообедаем, потом будем играть». Понимает несложные рассказы, может одним словом ответить на вопрос по прочитанному.
В собственной речи ребёнка к трём годам уже около полутора тысяч слов, из них пятьсот- шестьсот он использует активно. Словарь продолжает быстро расти. Услышанные незнакомые слова быстро запоминает и использует. Малыш знает свое имя и фамилию, имена родителей и близких людей. Начинает говорить от первого лица.
Речь крохи состоит в основном из существительных, местоимений и глаголов. Начинает пользоваться предлогами и союзами, частицами «не», «ни». Слова употребляются им в единственном и множественном числе, изменяются по падежам (некоторым). Появляется прошедшее время глагола. Он знает много прилагательных, но еще нечасто ими пользуется в речи. Хотя некоторые использует активно и правильно (большой, маленький, красивый, хороший, плохой).
Произношение звуков речи отличается от произношения взрослого, но оно еще будет претерпевать изменения до 5-6 лет. Структура слова тоже еще несовершенна – малыш пропускает слоги в середине слов (так проще).
Легко повторяет и быстро усваивает целые фразы, короткие детские стихи. С удовольствием их рассказывает. Может по словам передать содержание маленького рассказа или сказки, как с опорой на картинки, так и без. Кроха уже может составить предложение из пяти и более слов, правильно используя некоторые предлоги (на, в). С каждым днем предложения в речи малыша становятся все более сложными, хотя и не всегда правильно оформленными грамматически (слова иногда не согласуются между собой). Ребенок уже способен составить рассказ по картинке объемом около пяти простых предложений. Может вести диалог, задавать вопросы («кто?», «где?», «куда?»,«почему?») и отвечать на них.
Речь становится не только средством познания, но и средством общения со взрослыми и детьми.
В этом возрасте у некоторых детей начинается возраст «почемучки». Малыш задает вопросы обо всем, что встречается у него на пути!
Очень важно с ним много разговаривать, терпеливо отвечать, удовлетворяя его любознательность. Читайте книги, учите стихи. Расспрашивайте о прошедших событиях, впечатлениях. Приучайте кроху анализировать свои чувства. Это позволит не только развить речь, но и натренировать внимание, память.
❓А в каком возрасте ваш ребенок стал «почемучкой»?
📌 Ставьте 👍
📌 Пишите комментарии 📝
📌 Подписывайтесь, чтобы не пропустить всё самое интересное 😊
❗️Рекомендуем к прочтению и просмотру другие интересные материалы нашего канала: