Никогда метал-музыка не была настолько же популярна, как во второй половине девяностых и начале нулевых. Метал штурмовал чарты продаж, метал пробивался на непрофильные музыкальные каналы, метал играл почти в каждом блокбастере, более того служил средством их продвижения. Вот только это был альтернативный метал, для многих считающийся самозванцем в благородной династии. И в этой статье мы попытаемся разобрать, каким образом альт-метал собрал все необходимые компоненты для столь оглушительного успеха, и насколько он действительно связан с традиционными стилями метала. Пробежимся через сотню групп: от Faith No More до Today Is the Day, от Anthrax до Tool, от Jane’s Addiction до Clawfinger. Просмотрим всю родословную от самых истоков до первых ню-метальных релизов, ставших своеобразной квинтэссенцией жанра.
По классике определение альтернативного метала выводится из альтернативного рока по одной из двух схем: либо в качестве гибрида метала с альтернативным роком, либо в качестве утяжелённой версии последнего, очень далёкой от метала в принципе. Но если рассматривать первое поколение представителей альт-метала, то мы увидим лишь считанные коллективы, связанные непосредственно с альт-роком.
Определение начинает работать только в том случае, если трактовать «альтернативность» намного шире, охватывая всю совокупность «независимых» направлений, выделившихся из панка, пост-панка и хардкор-панка в первой половине восьмидесятых. То есть речь пойдёт о взаимодействии метала не только с разными течениями альтернативного рока, но также с нойз-роком и пост-хардкором. Но и это лишь один основной вектор. Второй — вкрапление в тяжёлую метало-подобную музыку элементов «нероковых» жанров, преимущественно афроамериканского или ямайского происхождения, как то фанк, хип-хоп, соул, ар-н-би, регги, даб или ска.
Но и в таком максимально широком и при этом максимально конкретизированном определении есть подводные камни, вынуждающие заниматься ревизионизмом. Если опираться на инди-тусовки, то поджанрами альтернативного метала могут становиться сладж (как производная нойз-рока), пост-метал (как наследник пост-хардкора и пост-рока) или готик-метал (в качестве метал-версии гот-рока). А безграничное жанровое смешение роднит альт-метал с «винегретной» ветвью авангардного метала. Но ни один из этих жанров к альтернативным обычно не приписывается, позиционируясь в рамках собственных объёмных ниш.
Также альтернативный метал никогда не был каким-то цельным движением, и от истоков представлял собой совокупность самых различных групп и сцен. В ряды основателей записывают инновационные работы и калифорнийских фанк-рокеров, и гранжеров из Сиэтла, и нью-йоркских хардкорщиков, и трэш-металлистов из высшего эшелона. Однако, перекрёстное опыление между направлениями почти сразу достигло невообразимых масштабов. Поэтому мы не будем касаться пост-метала или готик-метала из-за их относительной обособленности, но рассмотрим гранж с метал-позиций, а также затронем сладж и стоунер из-за их неотделимости от гранжа. Также в ход пойдут грув-метал и индастриал-метал как постоянные спутники альт-метала. Индастриал-метал даже может выделяться его поджанром, но это дискуссионный вопрос.
Оглавление:
От рэп-рока до раннего рэп-метала
И начинается наш путь вовсе не с альтернативного рока, а с хип-хопа. В 1984 году выходит альбом, навсегда перевернувший сей жанр, ознаменовав рождение новой школы. Дебютник Run-D.M.C. отходил от предшествовавших стандартов хип-хопа с синтезаторными ритмами диско, вместо этого ставя во главу угла драм-машину с массивными партиями ударных, трансформировался и речитатив в нахальную агрессивную форму. Но было там и ещё одно революционное нововведение — на композиции «Rock Box» раскачивающий бит строился вокруг живой несемплированной гитары.
Run-D.M.C. – Rock Box. Альбом: Run-D.M.C. (1984, Profile)
Идея создания рэп-рокового трека пришла в голову продюсеру Ларри Смиту буквально в очереди на студии звукозаписи — группе приходилось ждать, пока свою сессию закончат хэви-металлисты Riot. Сами участники Run-D.M.C. по субкультурным причинам выступали против подобного эксперимента, потому у трека была и традиционная версия, но именно гитарный вариант получил громкую известность, а клип на него стал первым хип-хоп клипом с регулярной ротацией в истории MTV. И следующий полноформат «King of Rock» (1985) под надзором того-же Ларри Смита уже почти целиком крутился вокруг рок-эстетики.
Run-D.M.C. – King Of Rock. Альбом: King of Rock (1985, Profile)
Среди звукозаписывающего персонала «King of Rock» числился и некий Рик Рубин, бывший гитарист ранней нойз-рок группы Hose и начинающий музыкальный продюсер. Параллельно он продвигал собственный лейбл Def Jam и своих протеже — переметнувшихся в хип-хоп нью-йоркских хардкорщиков Beastie Boys. Но на дебютнике «Licensed to Ill» (1986) Beastie Boys постоянно напоминали о своём бэкграунде, активно используя семплы рок-классики, а на треке «No Sleep till Brooklyn» и вовсе объединились с Керри Кингом из Slayer. И в соответствующем клипе рэперы вместе с трэш-метал гитаристом бросали вызов абсолютному гегемону музыкальной индустрии, глэм-металу.
Beastie Boys – No Sleep Till Brooklyn. Альбом: Licensed to Ill (1986, Def Jam / Columbia)
Как Керри Кинг оказался на альбоме Beastie Boys? Элементарно, параллельно Рик Рубин продюсировал Слееровский «Reign in Blood» (1986), который и вышел на том самом хип-хоп лейбле Def Jam. Там же будет выпущен и «South of Heaven» (1988), на котором Рубину пришлось значительно прокачаться в профессиональном плане. Если «Reign in Blood» был довольно прямолинеен, то «South of Heaven» вынуждал собирать в единую картину многочисленные перепады темпа и громкости, а также обилие звуковых эффектов.
Разномастный опыт работы как с хип-хопом, так и с металом позволит Рику Рубину стать в будущем одним из двух главных продюсеров ню-метала, но это будет уже в девяностые и нулевые, а в 1986 году он сводит вместе Run-D.M.C. и Aerosmith для «реставрации» старого трека Aerosmith «Walk This Way» 1975 года. И эта коллаборация даёт новый виток популярности Run-D.M.C., реанимирует карьеру Aerosmith и окончательно ломает стену между хип-хопом и рок-музыкой.
Run-D.M.C. & Aerosmith – Walk This Way. Сингл: Walk This Way (1986, Profile / Geffen) / Альбом: Raising Hell (1986, Profile)
Со стороны метала ответ на хип-хоп-бум последовал незамедлительно, ещё в 1984 году. На молодом лейбле Megaforce, ранее открывшем Metallica «Kill 'Em All» (1983), вышел сатирический сингл «Metal Rap» от анонимного исполнителя Lone Rager, скрывавшегося под капюшоном палача. Но истинная личность была секретом Полишинеля. Рэп зачитывал сам основатель лейбла Джон Зазула, а аккомпанировала ему хэви-метал группа The Rods. Хэви-металом был и сам трек, только с немного адаптированной под читку ритмикой и детским хором, напоминающим «Another Brick in the Wall» от Pink Floyd. Успеха сингл не имел, и сейчас чаще вспоминается разве что в списках «самых худших песен», но это было начало рэп-метала, и через три года эта смесь выстрелит уже точно в цель, причём на том же Megaforce.
Lone Rager – METAL RAPsody. Сингл: Metal Rap (1984, Megaforce)
В середине восьмидесятых Anthrax всерьёз увлекались хип-хопом, и чтобы выразить своё почтение вели переговоры с Beastie Boys о записи совместного трека, те согласились, но сопоставить графики так и не удалось. В итоги Anthrax решают справиться собственными силами и выдают композицию «I'm the Man» (1987). Трек был своеобразным дружественным диссом на Beastie Boys и настоящим трибьютом хип-хоп-культуре со сложным продакшеном, соединявшим традиционный метал-инструментарий и с десяток семплов и аудио-цитат. И «I'm the Man» внезапно становится хитом, а количество синтезов метала с хип-хопом начинает расти в геометрической прогрессии.
Anthrax – I'm the Man. Миньон: I'm the Man (1987, Megaforce / Island) / Компиляция: Attack of the Killer B's (1991, Megaforce / Island)
Но на этом путь Anthrax в рэп-стезе не закончился. В том же году они залетают на заглавный трек альбома «Lethal» от хип-хоп группы UTFO. А также невольно начинают долгоиграющую рекламную кампанию с Public Enemy — Скотт Иэн повсеместно ходит в их мерче, а те в ответ упоминают Anthrax в треке «Bring the Noise» (1987), но на этом взаимодействие пока приостанавливается. Сами Public Enemy в этот период используют композицию Slayer «Angel of Death» в качестве семпла для «She Watch Channel Zero?!» (кто был со-продюсером, не сложно догадаться — Рик Рубин).
UTFO & Anthrax – Lethal. Альбом: Lethal (1987, Select)
Public Enemy – She Watch Channel Zero?! Альбом: It Takes a Nation of Millions to Hold Us Back (1988, Def Jam / Columbia)
После Anthrax вокалистка Wendy O. Williams из метал-панк группы Plasmatics записывает целый альбом в рэп-метал стилистике — «Deffest! And Baddest!» (1988), а его распространением занимается хип-хоп лейбл Profile Records, известный по работе с Run-D.M.C. А начинающий сиэтлский рэпер Sir Mix-a-Lot продвигает свой дебютник «Swass» (1988) переработкой классической песни Black Sabbath «Iron Man», помогают ему Metal Church.
Wendy O. Williams' Ultrafly and the Hometown Girls – Rulers of Rock. Альбом: Deffest! And Baddest! (1988, Profile)
Sir Mix-a-Lot & Metal Church – Iron Man. Альбом: Swass (1988, BCM)
Однако, главным эквивалентом сотрудничества Run-D.M.C. и Aerosmith становится как раз совместная работа Anthrax и Public Enemy. Выбор материала для неё был очевиден — им стал тот самый «Bring the Noise», получивший метал-трактовку. И трек закономерно стал одним из самых известных в дискографиях обоих коллективов, а также предварял нашумевший совместный тур, притягивающий две совершенно разные аудитории. Но открывал ли он новую главу в истории метала? Скорее был эпической концовкой предыдущей. К этому моменту уже формировалось целое поколение тяжёлых групп, для которых хип-хоп был не инструментом для экспериментов, а регулярной составляющей.
Anthrax & Public Enemy – Bring Thа Noize. Альбом: Apocalypse 91... The Enemy Strikes Black (1991, Def Jam / Columbia) / Компиляция: Attack of the Killer B's (1991, Megaforce / Island)
Преображение хардкор-панка
Американский хардкор-панк не долго находился на пике лобовой агрессии. Практически сразу после своего становления в начале восьмидесятых он стремительно мутирует. Хардкорщики обращаются к нойз-року, пост-панку или пауэр-попу, воспроизводят элементы джаза и фанка, облегчают звучание, усложняют структуры песен либо напирают на общую эмоциональность. Ретроспективно эта совокупность экспериментов получит ярлык «пост-хардкор», под который подпадут Minutemen, Saccharine Trust, Hüsker Dü, Big Black, Die Kreuzen, Rites of Spring и многие другие. Серьёзное влияние эта волна окажет на развитие как альтернативного рока, так и альтернативного метала, но об этом мы поговорим позднее. В первой половине восьмидесятых необходимо выделить один конкретный релиз Black Flag.
Если дебютный альбом Black Flag «Damaged» (1981) был одним из главных манифестов хардкор-панка, то следующий «My War» (1984) вошёл в число ключевых работ, отображающих смену парадигмы. На первой стороне пластинки внедрялись резкие смены темпа, диссонансы и нестандартные соло, а также в пародийных целях использовалась поп-стилистика. На второй — произведён кардинальный сдвиг в сторону метала, тяжёлых саббатоидных риффов, замешанных с шумом от фидбеков. Одна сторона «My War» выстраивала фундамент пост-хардкора, другая стала отправной точкой для зарождения гранжа и сладжа.
Black Flag – Beat My Head Against the Wall. Альбом: My War (1984, SST)
Black Flag – Scream. Альбом: My War (1984, SST)
Следующие пионеры хардкор-панка Bad Brains были открыты к жанровым смешениям с самого начала, в панк они пришли из джаз-фьюжена, а затем увлеклись ещё и регги. При этом частью пост-хардкор движения Bad Brains обычно не считают, зато им приписывают отцовство по отношению к некому другому жанру, благодаря альбому «I Against I» (1986). На нём определённая доза хардкор-панка сохранится, даже более выраженными станут те самые брейкдауны, но большую часть будет занимать нечто более медленное, грузное и одновременно с тем мелодичное. Содержание регги тоже сводится до минимума, вместо него появляется фанковая ритмика, а вокалист H.R. в спокойных сегментах начинает пользоваться стилистикой соула, во взрывных же — переходит на свирепые речитативы, скрещенные с экстрим вокалом.
Bad Brains – I Against I. Альбом: I Against I (1986, SST)
Со дня выхода альбом прочно связывали с металом, только вот ни на один из существовавших на тот момент стилей он не был похож даже близко. Теперь «I Against I» считается первой полноценной альт-метал пластинкой в истории. И действительно, назвать более ранний пример, настолько же сильно предопределивший стилистику тяжёлой альтернативы девяностых довольно сложно. Сами же Bad Brains продолжат играть альт-метал с разной долей регги/даба до первого распада в середине девяностых.
Bad Brains – Soul Craft. Альбом: Quickness (1989, Caroline)
Расцвет фанк-метала
Первой движущей силой зарождавшегося альтернативного метала стал фанк-метал. Это было весьма масштабное, хоть и не долгоживущее явления, но насколько оно было цельным и однонаправленным — вопрос спорный. C одной стороны, наблюдался прорыв экспериментальных команд с доныне невиданным грузным и эксцентричным вариантом фанк-рока. А с другой, конкуренция в хэйр-метале вынуждала исполнителей искать диковинные фишки, вроде слэповых приёмов на басу, продолжая тем самых ещё семидесятнический тренд на смеси хард-рока с фанковой ритмикой — «альтернативности» в этом было не много.
Первый фланг изначально был представлен противостоянием двух калифорнийских составов: The Red Hot Chili Peppers и Faith No More. Оба на своих дебютных альбомах, «The Red Hot Chili Peppers» (1984) и «We Care a Lot» (1985), соответственно, напирали на подчёркнуто басовый фанковый стиль с пост-панковым духом. Оба в сравнении с предшествовавшими вариациями фанк-рока были слишком тяжёлыми, сырыми и агрессивными. Оба активно применяли элементы хип-хопа, причём в отличии от Run-D.M.C. это не подавалось в виде жанровой химеры — всё было предельно аутентично.
Начало отсчёта фанк-метала можно начать именно в этой точке, тогда «I Against I» 1986 года от Bad Brains перестаёт быть первым альт-метал альбомом. Но пластинка The Red Hot Chili Peppers под такое определение вписывается с натяжкой. А у Faith No More характерный стиль проглядывался лишь в отдельных композициях, вроде титульной «We Care a Lot», остальной материал был именно специфическим пост-панком, к тому же с сильным акцентом на готические синтезаторные партии. Следующий их альбом «Introduce Yourself» (1987) как раз развивал стилистику песни «We Care a Lot», да и сама она была перезаписана, став главной промоушн-композицией.
The Red Hot Chili Peppers – True Men Don't Kill Coyotes. Альбом: The Red Hot Chili Peppers (1984, EMI America)
Faith No More – We Care a Lot. Альбом: Introduce Yourself (1987, Slash / Warner Bros.)
The Red Hot Chili Peppers же на втором альбоме «Freaky Styley» (1985) под авторитетом продюсера Джорджа Клинтона (Parliament-Funkadelic) сдвинулись в сторону семидесятнического психоделического фанка. А сам процесс записи обратился сплошной нарко-вечеринкой, заложившей трагические последствия, отложенные на три года. На следующем «The Uplift Mofo Party Plan» (1987) уже с продюсером Майклом Бейнхорном (в будущем будет работать с Soundgarden, Marilyn Manson и Korn) они не просто вернулись к роковой стилистике, но и обросли новыми элементами — гитарист Хиллел Словак в этот момент увлекался спид/трэш-металом, а также регги, и всячески вплетал подчерпнутые оттуда приёмы. Новое звучание было найдено. Однако, после тура в поддержку альбома Словак умер от передозировки.
The Red Hot Chili Peppers – Fight Like A Brave. Альбом: The Uplift Mofo Party Plan (1987, EMI / Capitol)
Отразилась ли потеря Словака на звучании Red Hot Chili Peppers? Конечно! Но не кардинально. Бейнхорн буквально надавил на нового гитариста Джона Фрушанте во время работы над «Mother’s Milk» (1989), чтобы звук гитары был гипертрофированно металичным и громким. Но альбом был последним в такой эклектичной стилистике. А популярными Red Hot Chili Peppers стали только с релизом следующего «Blood Sugar Sex Magik» (1991) под контролем всё того же Рика Рубина. И это был предвестник типового радиоформатного альтернативного рока, уже практически без метал-элементов, да и без главенствующей роли фанка.
Red Hot Chili Peppers – Good Time Boys. Альбом: Mother's Milk (1989, EMI USA)
Faith No More к 1989 году становятся главными законодателями мод в фанк-метале. Этому способствует и коммерческий успех альбома «The Real Thing», одной из причин которого могла стать замена вокалиста Чака Мосли на молодого харизматика и феноменального меломана Майка Паттона. Он был ещё разнообразнее своего предшественника — без проблем мог воспроизводить рэперскую читку и приторную глэмовую манеру, приёмы из современного R&B и экстрим-вокал, сопровождая всё нарочитым артистизмом. В дальнейшем перечень интересов Паттона будет только расширяться, затрагивая самые авангардные дебри и самые дикие вокальные приёмы. Ещё более полистиличными будут становиться и Faith No More.
Faith No More – Falling to Pieces. Альбом: The Real Thing (1989, Slash / Reprise)
Faith No More – Midlife Crisis. Альбом: Angel Dust (1992, Slash / Reprise)
А в андеграунде параллельно варились ещё более ошалевшие замесы, вроде Mr. Bungle, откуда Майк Паттон и был позаимствован. На первых порах Mr. Bungle пытались играть дэт-метал, но им быстро опостылело, потому они обзавелись духовой секций и начали хаотично переплетать ска, фанк, разные формы джаза и хип-хоп, не забывая и о метале. А затем популярность «The Real Thing» (1989) привела к неожиданному результату — на мейджор Warner Bros. были подписаны и Mr. Bungle. Дебютный полноформатник вышел в 1991 году, а продюсером выступил Джон Зорн. Альбом шёл ещё дальше демок, добавляя к фанк-металу и ска более десятка разнородных жанров, включая цирковые марши, авангардный джаз и лаунж. Характерным был и имидж группы — жуткие маски и комбинезоны (забавно, но именно на Mr. Bungle ровнялись и Slipknot, и Mushroomhead, годами конфликтовавшие друг с другом из-за образов).
Mr. Bungle – Definition of Shapes. Демо: Bowel of Chiley (1987, независимо)
Mr. Bungle – Travolta. Альбом: Mr. Bungle (1991, Warner Bros.)
Следующие авангардные представители калифорнийского андеграунда восьмидесятых — Primus во главе с Лесом Клейпулом. За несколько лет разогревов трэшеров из «Бэй Ареа» они приобрели серьёзный авторитет. Всё дошло до того, что постоянным участником стал один из пионеров дэт-метала, гитарист Ларри ЛаЛонд из Possessed. И в начале девяностых они влетели в музыкальную индустрию уже на полную катушку. В отличии от предыдущих представителей жанра у Primus был традиционный метал-бэкграунд, а также куда более выраженные влияния прогрессивного рока и более хаотичный нойз-роковый подход. При этом Primus называли одним из своих главных вдохновителей Хиллела Словака на «The Uplift Mofo Party Plan».
Primus – John the Fisherman. Альбом: Frizzle Fry (1990, Caroline)
Часто записываемые в основатели фанк-метал Living Colour с альбомом «Vivid» (1988) были как раз представителями полностью противоположного видения. Не смотря на во многом остросоциальную лирику, музыкально это был предельно радиоформатный хард-рок, обогащённый фанковой ритм-секцией и с вокальной манерой, позаимствованной из соула. Хотя в дальнейшем они и станут куда мрачнее, приблизившись к типовому альт-металу.
Также необходимо отметить, что в западном инфо-пространстве их рассматривают несколько под иным ракурсом — Living Colour были самыми известными представителями стартовавшей с Bad Brains череды чёрных групп, продвигающих своё музыкальное наследие в формате тяжёлой музыки. Далее идут Fishbone с арсеналом из ска-панка, соула и регги, а также фанк-метала, начиная с альбома «The Reality of My Surroundings» (1991). И следом 24-7 Spyz, мешавшие кроссовер-трэш, опять же, с фанком, регги и соулом.
Living Colour – Cult Of Personality. Альбом: Vivid (1988, Epic)
Fishbone – Sunless Saturday. Альбом: The Reality of My Surroundings (1991, Columbia)
24-7 Spyz – Grandma Dynamite. Альбом: Harder Than You (1989, In-Effect)
Но справедливости ради, концепт появился ещё раньше Bad Brains и восходит, как минимум, к группе Mother's Finest, неоднократно пытавшейся в семидесятые преобразить фанк-рок в более хардовом формате. И именно Mother's Finest создали самый злобный и бронебойный фанк-метал альбом начала девяностых, одной ногой стоящий в афроамериканской теме, другой — в пантероидном груве. Это «Black Radio Won't Play This Record» (1992), протестующий против «чёрных» радиостанций, сконцентрированных исключительно на R&B с хип-хопом и не допускающих в ротацию рок-коллективы.
Mother's Finest – Like a Negro. Альбом: Black Radio Won't Play This Record (1992, Scotti Brothers)
Да, афроамериканские группы были очень близки на уровне этого самого концепта, вот только разница подхода и используемого субстрата определяла музыку намного сильнее цвета кожи и изначальной культурной среды. И ранние Living Colour стилистически имели куда больше общего с уже упомянутым фанкушным глэм/хэйр-металом, вроде Extreme, чем c Bad Brains или 24-7 Spyz.
Extreme – Get the Funk Out. Альбом: II Pornograffitti (1990, A&M)
А 24-7 Spyz были частью внушительной волны групп пограничья 80-х и 90-х, расширявших рамки трэш-метала за счёт фанка. Это и композиционно-навороченные любители скретчей Mordred, и пародийно-юмористические Scatterbrain, и самые известные из них, взбалмошные технари Infectious Grooves (сайд-проект кроссовер-трэшеров Suicidal Tendencies).
Mordred – Fallin Away. Альбом: In This Life (1991, Noise)
Scatterbrain – Don't Call Me Dude. Альбом: Here Comes Trouble (1990, In-Effect / Virgin)
Infectious Grooves – Therapy (feat. Ozzy Osbourne). Альбом: The Plague That Makes Your Booty Move... It's the Infectious Grooves (1991, Epic)
В целом описание фанк-метала проблематично. Практически невозможно перечислять исполнителей через запятую — их было очень много и почти все они были очень разными. По сути фанк-металом клеймили любую тяжёлую группу со слэповым басом. Тем не менее, у жанра образовалась самая настоящая сцена с пересекающимися влияниями и кадровыми связями. Почти все ключевые группы были родом из Калифорнии: Faith No More, Red Hot Chili Peppers, Primus, Fishbone, Mr. Bungle, Infectious Grooves, Mordred, Rage Against the Machine, L.A.P.D. (к двум последним обратимся в дальнейшем), а также ранние Incubus и Sugar Ray (их первые релизы не помещаются в заданный таймлайн). Но, опять же, насколько они все друг от друга отличались.
Но были у фанк-метала и единые склонности. С одной стороны, ему была присуща некая ироничность и несерьёзность, но постепенно он становился всё мрачнее и даже радикальнее, создавая платформу для будущего ню-метала. Виртуозностью бравировал прямо как традиционный метал, только фокус сдвигался с гитаристов на ритм-секцию, часто и на вокал, принимавший самые экзотические формы. Но главной фишкой была безграничная опенмайндовость — фанк-метал словно огромная воронка затягивал в себя самые различные жанры, расширяя музыкальный горизонт и порождая таким образом один из вариантов авангардного метала, часто в шутку, иногда специально.
Утяжеление альтернативного рока
Если первая половина восьмидесятых прошла для альтернативного рока преимущественно под флагами мелодичного джангл-попа, то во второй на главенствующую роль начали претендовать гораздо более тяжёлые, грязно-звучащие группы, активно налегавшие на применение дисторшна и фидбеков, как то выходцы из хардкор-панка Dinosaur Jr., отошедшие от ноу-вейва Sonic Youth или уже профильные Pixies. Нойз-роковый подход на удивление плотно закрепился в около-мейнстриме, и площадка для взлёта уже нарождавшегося гранжа была полностью расчищена.
Примерно в этом же направлении двигались и Jane's Addiction, только шумовая компонента у них была неприметной, зато проскакивали метало-подобные риффы, был тот самый калифорнийский фанковый бас, а также ощутимый налёт неопсиходелии. Визуальная эстетика и вовсе была навеяна глэмом. Причина такого необычного сочетания таилась в специфическом происхождении коллектива. После распада гот-рок группы Psi Com у Перри Фарелла возникли проблемы с поиском единомышленников, и в новую команду пришлось брать начинающих метал-музыкантов, которых привела сестра басиста Эрика Эвери. И кардинальная разница вкусов дала неожиданный результат — вместо перетягивания каната в разные стороны Jane's Addiction выбрали путь стилистической эклектики, в которой в первую очередь нашёл отражение буйствовавший в этом время альтернативный рок.
Стивен Перкинс (Jane's Addiction), интервью Modern Drummer (2012):
Дэйв Наварро и я были семнадцатилетними металхэдами, угоравшими по Led Zeppelin и Iron Maiden. Мы могли сыграть «Kill ’Em All» от начала до конца. А Перри Фарелл и Эрик Эвери увлекались Echo & The Bunnymen, Bauhaus, Joy Division и Siouxsie and the Banshees, стаффом, который был слишком минималистичным для нас с Дэйвом. Я не мог поверить, как настолько простая игра музыкантов давала настолько мощный эффект. Наши глаза открылись, и неожиданно родились новые ритмы, новый звук. Было здорово держать свои предубеждения в руках, а потом выкинуть их в окно, сказав: «давайте будем музыкальными, давайте будем лиричными, давайте скажем что-то своё!».
Jane's Addiction – Mountain Song. Альбом: Nothing’s Shocking (1988, Warner Bros.)
И Jane's Addiction по сути являлись единственными негранжевыми представителями «первом поколения» альт-метала с бесспорным альт-роковым позиционированием. Собственно, и ежегодный фестиваль «Lollapalooza», изначально создававшийся вокалистом Перри Фареллом в качестве прощального тура Jane’s Addiction в 1991 году, больше чем на десятилетие стал одним из главных рупоров для альтернативного рока и альтернативного метала, сразу после телеканала MTV.
Метальная сторона гранжа, границы со сладжем и стоунером
В массовом сознании гранж очень часто воспринимается как прямой наследник панк-рока. И на некоем абстрактном уровне с этим представлением можно и согласиться, вот только при детальном рассмотрении такое восприятие оказывается не просто упрощённым, но даже вредным. Упускается основополагающий факт того, что гранж стал точкой пересечения целого ряда передовых на тот момент течений инди-музыки. Да, часть из них уходила корнями в панк, но уже серьёзно от него дистанцировалась.
Гранж находил опору в предшествовавших воплощениях альтернативного рока, нойз-роке и американском хардкор-панке (уже переходившим в пост-хардкор), иногда даже в раннем инди-попе. И помимо комбинирования актуальных течений возрождал саббатоидный дум, хард-рок и тяжёлую психоделию семидесятых, обращался к блюзовой мелодике и издевался над хэви-метальными соло. DIY из идеологического принципа спускался в разряд просто эстетики, и даже остросоциальная проблематика получала собственную интерпретацию, сконцентрированную на личных переживаниях.
Но весь этот список компонентов верен только если рассматривать сцену целиком, ибо между группами слишком очевидны вопиющие стилистические различия. Гранж представлял целый коллаж звучаний. И некоторые представители действительно были панковыми, гаражно-панковыми как Mudhoney, а некоторые были предельно-металичными, как Soundgarden. Собственно, ранний материал Soundgarden не называют честно дум-металом только по единственной причине — наклейка «гранжа» прилипла очень крепко.
Soundgarden – Incessant Mace. Альбом: Ultramega OK (1988, SST)
А что произойдёт, если скрестить тяжёлые саббатоидные риффы и нойз-роковый шум от обратной связи, опционально добавив хардкорного напора? Получится именно то, что назовут сладжем. На гранжевой сцене это сочетание произросло под влиянием Flipper, Fang и того самого альбома Black Flag «My War» (1984). Причём гранж и сладж были неразрывно связаны почти с самого начала, ещё с выхода дебютника Melvins «Gluey Porch Treatments» (1987), одной из пионерских пластинок для обоих направлений.
Melvins – Heavyness of the Load. Альбом: Gluey Porch Treatments (1987, Alchemy)
И сладжевые композиции можно легко обнаружить у доброй половины гранжевой сцены. Но самая ядрёная их концентрация внезапно окажется на дебютных полноформатах двух коллективов, менее всего ассоциированных с металом. Первый из них — «Bleach» (1989) от самих Nirvana. Альбом, ещё во многом опиравшийся на Melvins, к тому же на части песен засветился их ударник Дейл Кровер. Также по признаниям Криса Новоселича группа в момент записи находилась под воздействием Celtic Frost, чья кассета проигрывалась нон-стопом. Второй сладжевый концентрат — «Pretty on the Inside» (1991) от Hole, наследующий абразивный саунд уже из ноу-вейва, да и продюсировавшийся лично Ким Гордон из Sonic Youth.
Nirvana – Sifting. Альбом: Bleach (1989, Sub Pop)
Hole – Teenage Whore. Альбом: Pretty on the Inside (1991, Caroline)
Но помимо очевидных думовых и сладжевых компонентов в гранже наглядно формировался и ещё один металоподобный стиль с отрывистым тяжёлым риффингом, акцентированным ритмичным басом (перекликавшимся с фанк-металом или пост-хардкором) и типовой для направления игрой на контрастах громкости. Это был один из истоков альтернативного метала, а первые прообразы подобного звучания похоже появились у Skin Yard — собственной группы одного из главных продюсеров гранж-тусовки, Джейка Эндино. И что характерно, первоначальная стилистика Skin Yard напоминала Faith No More — тяжёлый микс пост-панка с фанк-роком, только с поправкой на специфику Сиэтла, которая впоследствии вышла на передний план.
Skin Yard – Stranger. Альбом: Hallowed Ground (1988, Hallowed Ground)
Уже оформившийся альтернативный метал можно было наблюдать у более поздних Soundgarden (преимущественно на альбоме «Badmotorfinger» 1991 года), Alice In Chains, Gruntruck (дочерний проект Skin Yard) и, конечно же, у самой тяжеловесной группы Сиэтла — Tad.
Tad – Wood Goblins. Миньон: Salt Lick (1990, Sub Pop)
Soundgarden – Jesus Christ Pose. Альбом: Badmotorfinger (1991, A&M)
Alice In Chains – Them Bones. Альбом: Dirt (1992, Columbia)
Отдельное упоминание требуют не относящиеся к сцене Сиэтла, но плотно ассоциированные с гранжем чикагцы The Smashing Pumpkins. Они создавали дюже полистиличные альбомы, в палитре которых был и предельно метализированный саунд, и подчерпнутый у британских групп воздушный меланхоличный дрим-поп/шугейз, порой внутри одной композиции. Без жанровых привязок контраст «очень тяжёлого» с «очень лёгким» был позаимствован Билли Корганом у альбома Hüsker Dü «Zen Arcade» (1984), и в итоге окажется весьма жизнеспособным, хотя тогда ещё был диковинкой.
Smashing Pumpkins – Geek U.S.A. Альбом: Siamese Dream (1993, Virgin)
Примерно в конце восьмидесятых уже появился и сам термин «альтернативный метал», после чего стремительно начал расходиться по музыкальной прессе, как раз в качестве обозначения Alice In Chains и Soundgarden. Да и в целом саунд Сиэтла трактовался многими как метал, способствовали этому и совместные туры с метал-коллективами, и включение гранжевых клипов в сетку «Headbangers Ball» на MTV. Среди самих музыкантов отношение к такому позиционированию резко отличалось от группы к группе. Если Курт Кобейн критиковал металхэдов и посмеивался над тем, как MTV саму Нирвану клеймили металом, для Soundgarden хэви-метал представлялся лишь малым компонентов в череде других, то Alice In Chains в открытую называли себя метал-группой и комбинировали помятый гранжевый имидж с кожаными куртками.
Джерри Кантрелл (Alice In Chains), интервью Guitar World (1996):
Мы метал-группа. Мы также много разных вещей. Я не совсем понимаю, что это за смесь, но в ней определённо точно есть метал, блюз, рок-н-ролл, может быть штришок панка... Метал-составляющая никогда не покинет нас, да я этого и не хочу.
Скотт Иэн (Anthrax), интервью Metal Hammer (2017):
Я был фанатом Soundgarden и Nirvana ещё до того, как кто-то придумал для них обозначение. Просто думал, что это метал-группы. Впервые я увидел Soundgarden во время их совместного тура с Voivod и Faith No More в Нью-Йорке (прим.: 1990 год). И у меня не было никаких сомнений в том, что это отличная команда. А «гранж» я всегда считал фиговым названием для жанра.
Но был ли связан гранж по-настоящему с хэви-металом восьмидесятых, типа Iron Maiden и им подобных? А вот тут очень вряд ли. Гранжеры ориентировались на куда более ранний, можно даже сказать, прото-метальный субстрат семидесятых. По сути дела основой был не столько хард-рок, сколько тяжёлый психоделический рок или, как его называют, «хэви-псих» (англ. Heavy Psych). «Хэви-псих», в отличии от быстрого галопирующего хэви-метала и хуко-направленного стадионного хард-рока, в большей степени опирался на грузные и тягучие зафузованные риффы, которые в итоге выделятся в уже упомянутый дум-метал.
Гранжеры помещали эту прото-метальную архаику в грязный нойз-роковый контекст и изламывали ритмически по аналогии с пост-хардкором или фанк-металом. Именно так получался альтернативный метал. Но гранжевый фильтр при взаимодействии с «хэви-психом», а также с блюз-роком, саузерн-роком и прочей южанской темой давал и иной результат. Получался стоунер, который прекрасно можно было услышать, например, у Soundgarden.
Soundgarden – Hands All Over. Альбом: Louder Than Love (1989, A&M)
Стоунер при всей своей доминирующей ретро-психоделичности был плоть от плоти альтернативным жанром, при этом метало-подобным альтернативным жанром. И без Сиэтла невозможно представить главную кузню стоунера во главе с Kyuss в калифорнийском городке Палм-Дезерт, хотя их и разделяют полторы тысячи километров. А также стоунер без проблем вступал в обозначенное во вступлении перекрёстное опыление. И гранже-стоунерный, и отчётливый фанк-метальный компонент несли нью-йоркцы Mind Funk. А марилендские Clutch дрейфовали в типичный психоделический саунд из пост-хардкора, улавливая тот же фанк-метал.
Kyuss – Thong Song. Альбом: Blues for the Red Sun (1992, Dali)
Mind Funk – Goddes. Альбом: Dropped (1993, Megaforce)
Clutch – Wicker. Миньон: Pitchfork (1991, Inner Journey)
Со сладжем сложнее. Сладжа было много в гранжевой тусовке, но гранжа было мало в сладжевой тусовке. Новоорлеанская сцена, с коей и отождествлялся сладж, была куда более радикальной и нигилистической. И тесно пересекалась больше с зарождавшимся грув-металом. Но и там было одно супер-заметное исключение. По поводу дебютного полноформата Acid Bath «When the Kite String Pops» (1994) в жанровых баталиях сломаны сотни копий. Одни считают пластинку эталоном сладжа, пускай и с некоторыми элементами стоунера и гранжа. Другие вызывающе называют первым ню-металом в истории, опередившим даже дебютник Korn, пускай лишь на пару месяцев. Оснований для таких утверждений предостаточно, это и идентичные перкуссионные приёмы на гитаре, и нехарактерные для метала партии ударных (некоторым в Acid Bath даже мерещится хип-хоп), и архетипическая структура песен, где спокойные сегменты с вокалом в гранжевой манере взрывались цикличными грувовыми риффами, а вокал переходил на харшевую истерику.
Acid Bath – Toubabo Koomi. Альбом: When the Kite String Pops (1994, Rotten / Roadrunner)
Альт-метал на границе с пост-хардкором и нойз-роком
Не смотря на гигантский ажиотаж вокруг гранжа, на карте звуковых ландшафтов он был хоть и влиятельной, но не такой уж обширной территорией. Рядом произрастал целый массив схожих инди/альтернативных течений. И стык нойз-рока, пост-хардкора и альтернативного рока был представлен десятком различных вариаций, в том числе более интеллигентных и менее консервативных. Но нас сейчас интересует только самая метало-подобная часть этих тенденций, и для этого переносимся в Нью-Йорк.
Город, прославившийся на рубеже 70-х и 80-х передовой экспериментальной сценой ноу-вейва, в начале 90-х был центром совершенно иной по характеру, грубой и прямолинейной музыки — нью-йоркского хардкора (он же NYHC). Это движение, начинавшееся со стандартного хардкор-панка, обратилось кроссовер-трэшем, породило несколько форм старорежимного металкора и в итоге обросло ещё и грув-металом. Целая череда этапов метализации с сохранением тусовочного позиционирования привела к классическому парадоксу. Когда группы представителей хардкор-субкультуры играли чистопородный метал, но слушатели продолжали называть их музыку хардкором.
Подчёркиваем метал-ориентированность и мошевую направленность нью-йоркского саунда. Был ли он весь такой? Совсем нет. Параллельно расцветало совершенно иное по своей сути движение, но со значительными кадровыми пересечениями. Эти группы вдохновлялись витиеватой мелодикой Fugazi, многослойными текстурами Hüsker Dü, механической ритмикой Big Black, диссонансной грязью Black Flag и неудержимым грувом Bad Brains, список источников длинный. Они стремились к сложным аранжировкам, хаотичным мелодиям, обильному использованию шумовых приёмов и звуковых эффектов, но вместе с тем не стеснялись разбавлять музыку той самой метало-подобной мошевостью.
Главными флагманами этого «метализированного пост-хардкора» стали Helmet во главе с джазовым гитаристом Пейджем Хамильтоном. За дюже шумовой альбом «Strap It On» (1990) их с руками готовы были оторвать два десятка лейблов. Но причина таилась не столько в самом «Strap It On», сколько в успехе второго альбома Nirvana «Nevermind» (1991), который спровоцировал массовую переориентацию крупных лейблов на продвижение перспективных инди-музыкантов, порой даже самых нонконформистских.
Helmet – Bad Mood. Альбом: Strap It On (1990, Amphetamine Reptile)
Победу одержал Interscope, на котором и вышел «Meantime» (1992), ставший одним из краеугольных альбомов в развитии альтернативного метала. Неистовый кач, помноженный на сопоставимую с гранжем хитовость — таким представлялся «Meantime» при первом контакте, но ещё сильнее был эффект на контрасте с образом исполнителей. Настолько ядрёный риффинг вырубали музыканты, похожие на любого случайного прохожего с улицы, обыденные даже на фоне гранжеров. А уже при внимательном прослушивании из под маскировки выходили джазовые гитарные соло и сложнейшая ритм-секция.
Helmet – In The Meantime. Альбом: Meantime (1992, Interscope)
Но исключительными Helmet оставались не долго, вскоре их ближайшими соратниками и последователями становятся Quicksand. Команда, уже напрямую связанная с нью-йоркской хардкор-тусовкой, а именно с движением «Youth Crew». Это были бывшие члены Youth of Today и Gorilla Biscuits, которые хотели играть что-то более экспериментальное под влиянием «авангардности Fugazi, сексуальности Jane's Addiction и джазовой математичности Helmet». Третьими в этой компашке стали Orange 9mm, комбинировавшие аналогичный «метализированный пост-хардкор» с рэп-читкой. Состав, опять же, был из местных хардкорщиков во главе с Чакой Маликом из Burn.
Quicksand – Dine Alone. Альбом: Slip (1993, Polydor)
Orange 9mm – Can't Decide. Миньон: Orange 9mm (1994, Revelation)
Вообще текучка на NYHC-сцене шла с запредельной скоростью, группы распадались, не успев собраться, а после из участников распавшихся групп тут же сколачивались новые. Иногда этот процесс давал неожиданные мутации, например в случае Into Another, собранной из музыкантов Youth of Today, Underdog, Bold и трэш-метал группы Whiplash. Это вновь был «метализированный пост-хардкор», но кардинально отличающийся от Helmet и Quicksand — походивший на традиционный прог-метал, скрещенный с каким-нибудь Радиохедом.
Into Another – Poison Fingers. Альбом: Ignaurus (1994, Revelation)
В альт-метал переходили и группы, несколько лет игравшие хардкор. Leeway — это вообще ветераны и классики NYHC, свернувшие с тропы на альбоме «Adult Crash» (1994) и продолжившие на «Open Mouth Kiss» (1995). И в этом случае стилистика тоже была индивидуальной — со значительным налётом поздних Bad Brains в виде фанкушной ритмики и дабовых битов.
А самый известный случай — Life of Agоny, выстрелившие альбомом «River Runs Red» (1993), на котором нью-йоркский саунд замешивался с гранжем. Но чаще пластинку сравнивали с Type O Negative из-за басовитого вокала Кита Капуто, очень похожего на Питера Стила, а также кадровых пересечений (что не удивительно, Type O Negative тоже вышли из нью-йоркской хардкор-среды). Небольшое уточнение, откровенного пост-хардкора у Life of Agоny не было, но вектор вполне совпадал с Helmet-братией.
Life of Agоny – This Time. Альбом: River Runs Red (1993, Roadrunner)
Leeway – The Simple Life. Альбом: Adult Crash (1994, Futurist)
Помним, что в этот момент на большие мейнстримные лейблы начали попадать даже самые контроверсивные группы. Таким образом на Atlantic в 1993 году издаётся альбом Unsane «Total Destruction» на стыке нойз-рока, пост-хардкора и метала с тотально разрушающим абразивно-индустриальным саундом.
Нойз-роковую область разведывает и вездесущий Рик Рубин, подписывая на свой новый лейбл American Recordings группу Barkmarket, за спиной которых уже было несколько альбомов. Но именно на «Gimmick» (1993) появляется легко узнаваемая нью-йоркская альт-метальная стилистика. Кстати, работу над звуком Рубин делегирует лидеру группы Дейву Сарди, с которым в будущем будут сотрудничать Helmet, Quicksand, System of a Down и Marilyn Manson.
Unsane – Body Bomb. Альбом: Total Destruction (1993, Matador / Atlantic)
Barkmarket – Whipping Boy. Альбом: Gimmick (1993, American)
И точно также как гранж играли не только в Сиэтле, схожие с Helmet коллективы появлялись не только в Нью-Йорке. Например, в Калифорнии, поскольку одним из самых влиятельных исполнителей этой волны становится сам Генри Роллинз и его проект Rollins Band, основанный после распада Black Flag. Первоначально в Rollins Band сохранялась привычная ломаная грязная стилистика Black Flag, но на альбоме «The End of Silence» (1993) саунд стал значительно чище и метало-подобнее (вновь не обошлось без риффов в духе Black Sabbath), проект вышел из тишины андеграунда, но сохранил экспериментальный привкус за счёт нестандартного использования джазовых и блюзовых гитарных мотивов. Следующий «Weight» (1994) и вовсе будет напоминать художественные декламации под джаз-рок, иногда прерываемые метал-качем.
Rollins Band – Low Self Opinion. Альбом: The End of Silence (1992, Imago)
Ещё один отдельный случай — теннесийцы Today Is the Day. Их классифицируют десятками самых разных способов, настолько они никуда не вписываются, но это касается больше поздних релизов. Альбомы, созданные в заданный временной промежуток, в принципе сопоставимы с Unsane. То есть вполне помещаются в стык нойз-рока, пост-хардкора и альт-метала. Вот только Today Is the Day были куда более шумными, чем Unsane, по хаотичности были равны ранним маткорщикам, вроде Deadguy, а по запредельной хуковости могли посоперничать даже с Helmet.
Today Is the Day – 6 Dementia Satyr. Альбом: Supernova (1993, Amphetamine Reptile)
Пожалуй, самая странная группа этого периода — это Iceburn из Юты. В одной плоскости они находились на том самом средоточии экспериментальной инди-сцены, которое можно характеризовать как мат-рок, нойз-рок, пост-хардкор, «пост-чего-нибудь ещё». В другой — были близки фанк-металу образца Primus, но ещё более сумасбродному, а это реально, ибо основным вектором развития послужил авангардный джаз. И к концу девяностых они полностью уйдут от роковых структур в «бесплатные» дали.
Iceburn – Danses 10/93 (Improvisation on Themes from Stravinsky's «The Rite Of Spring»). Сплит: Iceburn / Engine Kid (1994, Revelation)
При разговоре о «метализированном пост-хардкоре» нельзя не упомянуть ещё об одной тенденции — создание при помощи гитарных примочек более воздушного многослойного звучания, но с сохранением того самого грува. Подобный саунд можно найти и у Helmet, и у Quicksand, но были коллективы, которые уже тогда преуспели в этом стезе намного заметнее — это калифорнийцы Failure и Far, а также иллинойсцы Hum. Последние и вовсе вплотную приблизились к шугейзу. Хотя у всех этих групп магнум опусы выйдут несколько позже, а затем их наработки модернизуют и выведут в широкие массы Deftones.
Failure – Macaque. Альбом: Comfort (1992, Slash)
Far – All Go Down. Альбом: Listening Game (1993, Rusty Nail)
Hum – Iron Clad Lou. Альбом: Electra 2000 (1993, Twelve Inch)
Альтернативный метал с пост-хардкорными нотками был представлен и на Туманном Альбионе. В более грузном варианте у Fudge Tunnel, опять же, с невероятно сложным для описания звучанием, в котором пересекался и пост-хардкор, и гранж, и сладж, и нойз-рок, и грув-метал, и всё это с механическим индустриальным налётом. В более лёгкой и прилизанной версии, пограничной с альтернативным роком — у ранних Therapy?, хотя и преднамеренную шумовую грязь вворачивать они тоже не смущались. А The God Machine (по паспорту американцы, но всю карьеру жили и выступали в Британии) — это вообще идеальное воплощение словосочетания «инди-метал», так как группа то и дело переходила на слоукор и пост-рок, а вдохновение черпала в раннем британском пост-панке.
Fudge Tunnel – Grey. Альбом: Creep Diets (1993, Earache)
Therapy? – Nausea. Альбом: Nurse (1992, A&M)
The God Machine – Home. Альбом: Scenes From the Second Storey (1993, Fiction / Polydor)
Грув-метал и альтернативные мутации трэш-метала
В предыдущем разделе не была упомянута ещё одна культовая нью-йоркская группа, вышедшая из нойз-рока. Она сильно отличалась от своих интеллигентных и претенциозных земляков. Славилась гаражно-панкушным угаром, а также продвигала эстетику низкобюджетных хорроров и эксплуатационного кино. Да, речь идёт о White Zombie. Их дебют «Soul-Crusher» (1987) был невероятно сырым, грязным и попросту ужасным, местами притягательно ужасным, но через два года White Zombie станут более доступными. На «Make Them Die Slowly» (1989) они заиграли метал, специфический. Трэш-метал в исполнении хардкорщиков — дело обычное, а это был трэш-метал в исполнении гаражных нойз-рокеров с преднамеренной неряшливостью, приглушенный и реверберирующий. Ещё и заторможенный из-за ядрёной дозы Black Sabbath, отчего получались особые вязкие рубленный риффы. Из-за них «Make Them Die Slowly» считается предвестником грув-метала, а из-за инди-подхода — одним из самых ранних альт-метал альбомов.
White Zombie – Murderworld. Альбом: Make Them Die Slowly (1989, Caroline)
Но White Zombie были слишком уникальными и прямых последователей не породили. А звание первопроходцев грув-метала досталось бывшим малоизвестным глэм-металлистам Pantera, которые в 1990 году перешли в высшую лигу с совершенно новым стилем на альбоме «Cowboys From Hell».
Мы не будем подробно разбирать грув-метал, хотя он очень тесно переплетён с альтернативным металом. По самому своему происхождению грув — это весьма традиционный жанр, прямой наследник трэш-метала. Однако, раннему периоду в истории грув-метала в контексте темы требуется некоторая переоценка.
Дело в том, что как и первенство, так и влиятельность Pantera часто ставятся под вопрос. Например, существует расхожее мнение, что Pantera подрезала риффинг, барабанный стиль и вокальные приёмы у другой южной группы —Exhorder. Либо с демок, либо с живых выступлений, так как дебютник Exhorder «Slaughter In The Vatican» вышел в том же году, что и «Cowboys From Hell». Но всё это весьма спекулятивно и не особо значимо, а вот можно ли считать какой либо из этих альбомов грувом — уже более предметно. «Slaughter In The Vatican» можно рассматривать как довольно жёсткий трэш-метал на грани с дэт-металом, к тому же и записывался он в знаменитой дэтовой студии Morrisound с фирменным звучанием. Ну а «Cowboys From Hell» — просто как «Металлику на стероидах». В любом случае, в 1990 году, даже раньше «Ковбоев из Ада», релизнулся ещё один альбом, намного более похожий на будущие интерпретации грув-метала.
Pantera – Psycho Holiday. Альбом: Cowboys From Hell (1990, Atco)
Exhorder – Desecrator. Альбом: Slaughter In The Vatican (1990, Roadrunner)
В «Beg to Differ» (1990) от Prong хоть и оставались некоторые скоростные кроссовер-трэшевые атавизмы, но большая часть материала представляла почти тот самый грув-метал. Почему почти? Prong практически повсеместно использовали диссонансные гитарные ходы на пост-хардкорный манер. Дело в том, что Prong — это ещё одна экспериментальная команда, извергнутая нью-йоркской хардкор-средой, подобная Helmet, только в более традиционно-метальном формате. А через год Prong обзаведутся фанкушным слэпом и налётом индастриал-рока, породив следующую глыбу раннего альтернативного метала — «Prove You Wrong» (1991).
Prong – Lost And Found. Альбом: Beg to Differ (1990, Epic)
Prong – Unconditional. Альбом: Prove You Wrong (1991, Epic)
Exhorder и Pantera уже бесспорный грув-метал заиграли в 1992 года — на альбомах «The Law» и «Vulgar Display of Power», соответственно. Exhorder продолжили брутальный железобетонный напор, а Pantera во всю развили «южную» блюзовую мелодику.
Значительно ближе к груву окажутся и White Zombie на «La Sexorcisto: Devil Music, Vol. 1» (1992), но и в этот раз по-особенному: с большим количеством сэмплов из фильмов, хип-хоп-битами и налётом психоделии. В дальнейшем, как и Prong, они расширят стилистику ещё за счёт индастриал-метала.
Pantera – Walk. Альбом: Vulgar Display of Power (1992, Atco)
Exhorder – The Law. Альбом: The Law (1992, Roadrunner)
White Zombie – Thunder Kiss '65. Альбом: La Sexorcisto: Devil Music Vol. 1 (1992, Geffen)
А теперь вернёмся на год назад. 1991 год подарил два рок-альбома с феноменальным количеством проданных копий. Они не были рекордсменами и уступали некоторым работам с 60-х по 80-е, но ни одна более поздняя рок-группа не смогла даже приблизиться к этим 30-миллионным показателям. Один из них уже был назван, это Nirvana «Nevermind», спровоцировавший альтернативный бум, а второй — Metallica «Metallica» (он же «The Black Album»), приведший к сопоставимой по масштабу деформации метала.
Metallica отошла от трэш-метала, стала значительно медленнее и мелодичнее. Что уж говорить, на альбоме было зашкаливающее количество баллад и балладо-подобных тем. Эту трансформацию обычно связывают с продюсером Бобом Роком, ранее работавшим с Bon Jovi и Mötley Crüe. Впрочем с глэм-металом релиз не имел ничего общего, и на хэви-метал с хард-роком, к которым его обычно причисляют, тоже похож не был. Зато в небалладных композициях прорывался грувовый отрывистый риффинг, а композиционный подход и изменившийся вокальный стиль перекликались с альтернативным роком, в частности гранжем. Metallica в тот момент была уже с ним знакома. Более того, «Enter Sandman» родился во время прослушивания Хэмметом альбома Soundgarden «Louder Than Love» (1989).
Metallica – Enter Sandman. Альбом: Metallica (1991, Elektra)
«Чёрный альбом» не был одинокой крепостью метала, чудом уцелевшей во время альтернативного вторжения. Он возглавлял это вторжение и вместе с работами Pantera привёл к тектоническим сдвигам в музыкальной индустрии. Преображалась почти каждая долгоиграющая трэшевая команда, и не только — грувовое/альтернативное заражение расходилось по всем направлениям. Но это тема для отдельных ожесточённых дискуссий, к тому же часто такие работы имели характер лишь временной реакции.
Однако, в качестве исключения необходимо вновь отметить Anthrax, когда-то открывших дверь между металом и хип-хопом. После замены вокалиста с Джоуи Беладонны на Джона Буша, который имел значительно более низкий голос, Anthrax буквально пересоздали звучание на «Sound of White Noise» (1993) и придерживались его весь «Бушевский» период из четырёх альбомов. Новая стилистика строилась как раз на базе грува и альтернативного рока в фирменной интерпретации.
Anthrax – Only. Альбом: Sound of White Noise (1993, Elektra)
Так почему же влияние Pantera всё-таки является спорным? Ведь на них ориентировались многие? В том числе в ню-метале. Ответ прост, соло-центрированный блюзовый грув Пантеры, кроме Пантеры, редко кто играл. Появление же ню-метала связано с трайбалическим грувом Sepultura и конкретно альбомом «Chaos A.D.» (1993). Именно на нём, во первых, появляется архетипический для будущего ню-метала «прыгающий» риффинг, во вторых, произошёл глобальный пересмотр партий ударных — метал-составляющая теперь подчинялась бразильским ритмам точно также, как в ню-метале она будет подчиняться хип-хоп-биту.
Sepultura – Refuse/Resist. Альбом: Chaos A.D. (1993, Roadrunner)
Альтернативный прог-метал
В самый пик гранжа прог-метал чувствовал себя очень по разному. На поверхности гремели Queensrÿche, Fates Warning и Dream Theater, а параллельно с этим десятки групп, казалось бы, с идеальными музыкальными формулами не получали никакого продвижения. Поэтому колоссальный успех сначала миньона «Opiate» (1992), а затем и альбома «Undertow» (1993) от Tool вряд ли стал неожиданностью, но скорее всего был сродни выигрышу в лотерее. К тому же это была совершенна иная форма прога. Да, они фанатели по King Crimson, но King Crimson в них было даже меньше, чем в Primus. Если их и роднило что-то, то неуловимый композиционный подход. А куда больше общего у Tool было с тем самым гранжевым альтернативным металом, который играли Alice In Chains или Soundgarden. Это и был он, только изощрённый, вычищенный от винтажа под семидесятые и модернизированный ураганными барабанными партиями, позаимствованными у Melvins.
Tool – Prison Sex. Альбом: Undertow (1993, Zoo)
Сверх того, Tool по сути были группой уже следующего поколения альт-метала. Небывалая грувистость и психованный вокальный стиль отталкивал Tool от уходящего гранжа и притягивал к надвигавшемуся ню-металу, хотя в полной мере они так и не соединятся. Плюс первым мостом между альтернативой и прогом они, разумеется, не были, поэтому одной лишь альтернативностью их достижения не обосновать. К тому моменту уже существовало более десятка самых разных вариантов синтеза прог-метала c элементами альт-рока, альт-метала или пост-хардкора, в том числе уже упомянутые Into Another. Некоторым из этих попыток и посвящён текущий раздел, и почти все они будут очень разными.
Первопроходцами по всей видимости были калифорнийцы Mind Over Four. Их сравнивали с Voivod, Faith No More и Die Kreuzen, по ним фанател Фил Ансельмо из Pantera, а Anthrax и Alice In Chains пытались переманить музыкантов. Они выпустили пять альбомов на пяти разных лейблах, но так и не нашли свою аудиторию. Для альтернативщиков слишком замороченные, для фанатов прог-метала слишком странные. Да и какой-либо прог участники, по признанию, фактически не слушали. На демке «Desperate Expression» (1983) они стартовали как дикие психоделические арт-панковые экспериментаторы, а начиная с первого полноформата «Out Here» (1987), заиграли не менее дикое и артовое нечто, соединяя панк, джаз-рок и хэви-метал. Актуальная музыкальная пресса заклеймила их альтернативой, а нынешние слушатели записывают в пост-хардкор. Пост-хардкор с классическими хэвийными галопами.
Mind Over Four – Pity. Альбом: Out Here (1987, Triple X)
Именно с пост-хардкором сейчас некоторые связывают и вычурный проговый период Voivod. Вся эта диссонансная механистичность была намного ближе именно пост-хардкору, чем классическому прогрессивному року, которому именитые канадцы респектовали уже открыто. Но точно известно, что Voivod вдохновлялись Die Kreuzen и Scratch Acid, а также следили за продюсерской карьерой Стива Альбини, с ним как-то даже велись переговоры о записи альбома, но дело так и не срослось. Особенно явными параллели с пост-хардкором стали на «Nothingface» (1989), когда трэш-метал был отброшен практически полностью, и Voivod преодолели какие-либо жанровые ограничители. Альбом для группы оказался коммерческим прорывом, и далее они стали ещё мягче, мелодичнее и немного проще.
Voivod – Into My Hypercube. Альбом: Nothingface (1989, Mechanic / MCA)
«Angel Rat» (1991), в отличии от «Nothingface», уже массово ассоциируют с альтернативным металом, хотя по изначальной задумке он должен был стать посвящением Rush — подключился даже их продюсер Терри Браун. И ретро-прога на альбоме в общем-то в достатке, как и психоделии. Но психоделия на «Angel Rat» была уже модерновая, будто профильтрованная через R.E.M. или Hüsker Dü. И главная промоушн-композиция «Clouds In My House», звучащая как джангл-поп с отдельными метальными атавизмами, в этом плане особенно показательна. Voivod не были действительно похожи на Soundgarden или Alice In Chains, но без каких-либо проблем вписывались в альтернативную сетку, как минимум, по созвучию.
Voivod – Clouds In My House. Альбом: Angel Rat (1991, Mechanic / MCA)
Техасцы King's X — другая широко известная в узких кругах группа, предопределившая жанровую свободу девяностых и способствовавшая сближению прогрессивной и альтернативной музыки. Играли King's X традиционный прог-метал с налётом хард-рока (или наоборот, если угодно), также использовали фанковую ритмику и нестандартные инструменты, но исключительной была вокальная составляющая — лидирующие партии исполняли все три участника, а сама стилистика заимствовалась из соула, блюза, госпела и у групп «британского вторжения». Такая напевная формула в совокупности с грязноватым гитарным звуком была очень эффективна для стадионных площадок и не хило повлияла на гранжеров пошиба Pearl Jam. Но если King's X на гранж повлияли, то их земляки и последователи Galactic Cowboys и Atomic Opera уже сами частично опирались на гранжевый саунд. Фактически эти группы формировали очень нишевую микро-сцену такого около-христианского «The Beatles-метала».
King's X – Over My Head. Альбом: Gretchen Goes to Nebraska (1989, Megaforce)
Galactic Cowboys – I'm Not Amused. Альбом: Galactic Cowboys (1991, DGC)
Atomic Opera – Joyride. Альбом: For Madmen Only (1994, Giant / Warner Bros.)
Помесь прог-метала либо техникал-трэша c фанк-металом и прочими альтернативными жанрами была представлена довольно обширно от относительно сдержанных Last Crack или The Beyond до совсем шизанутых Thought Industry (хотя последние в итоге закончат инди-роком). И список можно продолжать и дальше, всё сильнее спускаясь в глубины андеграунда со спрятанными драгоценностями.
The Beyond – Empire. Альбом: Crawl (1991, Harvest / EMI)
Last Crack – Energy Mind. Альбом: Burning Time (1991, Roadrunner)
Thought Industry – Gelatin. Альбом: Mods Carve the Pig: Assassins, Toads and God's Flesh (1993, Metal Blade)
Остановимся на относительно популярных финнах Waltari, первоначально они как раз играли прог-метал с включениями фанка и хип-хопа, были своеобразным европейским ответом на Faith No More, более укоренённым в традиционный метал. Но это только первоначально — затем они пристрастились собирать в метальные попурри техно, финский фолк, евродэнс и всё, что только под руку попадётся, вплоть до создания дэт-метал-оперы. То есть демонстрировали коллажный подход, значительно отличавшийся от, казалось бы, аналогичных американских групп, собиравших разрозненные элементы в относительно единый саунд. Поэтому были сомнения, включать ли Waltari в статью, да и в какой раздел?
Waltari – Good God. Альбом: Monk-Punk (1991, Stupido)
Waltari – So Fine! Альбом: So Fine! (1994, The All Blacks)
Две линии индастриал-метала и появление третьей
Индастриал-метал — слишком обширная сущность, чтобы уместить её в рамках параграфа внутри глобальной темы альтернативного метала, даже ограничиваясь рубежом 80-х и 90-х. Да и само позиционирование индастриал-метала как альтернативного жанра даёт сбои, как минимум, когда подключается индустриальный дэт-метал или индустриальный блэк-метал, да и не только. Поэтому отметим только самые важные моменты.
Прежде всего, «индастриал-метал» как термин изначально обозначал две отдельные линии с совершенно разными жанровыми истоками. Первая линия, как не парадоксально, опосредованно была связана как с металом, так и с направлениями пост-индастриала. Развивалась она в первую очередь из абразивного пост-панка Killing Joke, механического нойз-рока Big Black и метало-подобного ноу-вейва Swans. Характеризовалась очень низким сладже-подобным звуком, диссонансами, шумовыми фидбеками и акцентом на массивной репетитивной ритм-секции (часто вместо ударника была драм-машина). Речь, конечно же, о линии Godflesh и таких группах, как Head Of David, Slab!, Sonic Violence, ранних Pitchshifter и Scorn, поздних O.L.D. и так далее. И об этом направлении на канале есть подробная статья:
В контексте альт-метала о Godflesh и им подобных коллективах нужно отметить несколько моментов. Во-первых, именно с дебютником Godflesh «Streetcleaner» (1989) связывают моду девяностых на сверхнизкий строй гитар. Во-вторых, фирменный ритмический стиль Godflesh с самого начала строился вокруг хип-хоп-битов (даже на «Streetcleaner», уж не говоря о более поздних работах) и основными вдохновителями выступали Run-D.M.C., с коих мы и начали путешествие. Хотя в целом этому направлению индастриал-метала чаще служили биты, заимствованные из даба. И супернизкий строй гитар в комбинации с неметальной ритм-секцией давал сильнейшее ощущение грува — формула, которая из раза в раз повторялась самыми разными альт-метал командами. И в этом плане интересны британцы Slab! с альбомом «Descension» (1987). Будучи одной из первых индастриал-метал групп в принципе, они также использовали элементы фанк-рока и джаз-рока, становясь таким образом и одними из пионеров фанк-метала.
Godflesh – Like Rats. Альбом: Streetcleaner (1989, Earache / Combat)
Slab! – Flirt. Альбом: Descension (1987, Ink)
А третий момент связан с Fear Factory, которые были оголтелыми фанатами Godflesh, а также заслушивались дэт-металом и грайндкором. В 1991 году они решаются записать дебютный альбом «Concrete», совмещавший эти стилистики. И он стал первой продюсерской работой Росса Робинсона, бывшего гитариста Détente. Но денег на полный цикл группе не хватало, и Робинсон тайком запускал их в студию ночью. Однако, уже после записи между Робинсоном и Fear Factory вспыхивает конфликт вокруг контракта, докатившийся до суда. По его решению право на запись доставалось Робинсону, а группе — права на сочинённый материал и разрешение использовать альбом в качестве промо для лейблов. В итоге именно благодаря «Concrete» Fear Factory оказывается на Roadrunner, а Росс Робинсон получает работу с начинающей группой Korn, итог которой навсегда перевернёт историю тяжёлой музыки, а продюсер получит неофициальное звание крёстного отца ню-метала.
Fear Factory – Escape Confusion. Альбом: Concrete (1991 / релиз в 2002, Roadrunner)
Но вернёмся к разграничению раннего индастриал-метала. Вторая его линия была представлена уже непосредственно выходцами из пост-индустриальной среды, конкретно из электро-индастриала и EBM (в первую очередь Ministry и KMFDM), которые начинали использовать в качестве хуков гитарные риффы, как правило трэш-метального происхождения.
Ministry – Stigmata. Альбом: The Land of Rape and Honey (1988, Sire)
KMFDM – Thrash Up! Альбом: UAIOE (1988, Cash Beat)
Постепенно формула перевернулась. И знаменитый альбом Ministry «ΚΕΦΑΛΗΞΘ» (он же «Psalm 69») 1992 года был уже скорее трэш-металом с повсеместным электро-индустриальным фоном. А Die Krupps для подобного саунда на пластинке «I» (1992) даже объединились с тевтонскими трэшерами Accu§er, которые к тому моменту уже прилично огрувели. В дальнейшем Die Krupps адаптируют свой состав под исполнение метала, дабы обходиться без сессионщиков.
Ministry – Just One Fix. Альбом: ΚΕΦΑΛΗΞΘ (Psalm 69) (1992, Sire)
Die Krupps – Rings Of Steel. Альбом: I (1992, Our Choice)
Не смотря на поразительную близость саунда Die Krupps к «новой немецкой тяжести», её неоспоримым первоначалом считается «Sperm» (1994) — второй альбом Oomph!, на котором произошло слияние прежнего EBM-саунда группы с грув-металом. Oomph! в этот момент были под сильным влиянием Prong, Pantera и Sepultura. В дальнейшем Neue Deutsche Härte как направление начнёт отходить от грува и станет размягчаться, сталкиваясь с альт-металом, альт-роком и разными готическими стилями, даже EBM-подложка станет не обязательной, но неизменными будут маршевые ритмы, глубокие низкие мужские голоса и доминирование немецкой лирики с провокационными образами. И Neue Deutsche Härte будет единственным тяжёлым направлением, которое в широком мейнстриме начала нулевых сможет серьёзно противостоять ню-металу, в основном благодаря Rammstein.
Oomph! – Sex. Альбом: Sperm (1994, Dynamica)
Какой след электро-индустриальная линия Ministry оставила в альтернативном метале? В первую очередь продвинула в массы семплирование именно в качестве композиционного инструмента, и оно было выражено даже сильнее, чем в рэп-метале. Ну и да, даб и хип-хоп-биты применялись и в этой ветке. Но ключевой стала популяризация электронных подложек. И в будущем самой трендовой линией «индастриал-метала» станет именно альтернативный метал с электронными фоном, причём не обязательно пост-индустриального происхождения, и эта тенденция раскрылась уже в самом начале девяностых.
Killing Joke, значительно повлиявшие на самые разные метал-группы своим экстремально тяжёлым для пост-панка одноимённым альбомом 1980 года, спустя десять лет сами заиграли метал. На «Extremities, Dirt and Various Repressed Emotions» (1990) они отошли от предшествовавшего синтезаторного звучания в сторону грязного гитаро-ориентированного, причём это было как раз что-то среднее между альтернативным роком и индастриал-металом (новый ударник Мартин Аткинс до Killing Joke два года играл в Ministry).
Killing Joke – Money Is Not Our God. Альбом: Extremities, Dirt and Various Repressed Emotions (1990, Noise)
Но уже основательно размывание границ между альтернативным роком/металом и индастриал-роком/металом произойдёт с релизами Nine Inch Nails «Broken» (1992) и «The Downward Spiral» (1994), а также Stabbing Westward «Ungod» (1994). В более грувовом сегменте подобное провернут наши старые знакомые Prong на своём самом известном альбоме «Cleansing» (1994), и в этот момент в группе, какое совпадение, было два бывших участника Killing Joke.
Nine Inch Nails – Wish. Миньон: Broken (1992, Nothing / Interscope)
Stabbing Westward – Nothing. Альбом: Ungod (1994, Columbia)
Prong – Snap Your Fingers, Snap Your Neck. Альбом: Cleansing (1994, Epic)
Нельзя не упомянуть и дебютник Marilyn Manson «Portrait of an American Family» (1994), тогда главного протеже Трента Резнора (Nine Inch Nails). Но индастриал-метал на альбоме был в гомеопатических дозах (хотя большая часть ударных партий и была заменена на драм-машину), и основной материал представлял из себя какую-то в край неадекватную версию Jane’s Addiction со случайными нойз-роковыми шумами и целым ворохом сэмплов с культурными отсылками. Ну и, разумеется, с фриковым фронтменом, по провокационности затмившим даже своего наставника.
Marilyn Manson – Lunchbox. Альбом: Portrait of an American Family (1994, Nothing / Interscope)
Оформление рэп-метала / рэпкора
Прежде чем окунаться в подтему, необходимо разобраться, а что есть «рэпкор»? Ответ парадоксален — это почти бессмысленный термин. Он редок в англоязычной среде, но часто используется в рунете в отношении любой рок-музыки с рэп-речитативами. Хотя параллельно существуют и предписания, разбивающие этот массив на «рэп-рок», «рэп-метал» и «рэпкор», исходя из субстрата — рокового, метального или хардкорного, соответственно. И в этом моменте подключается реальность. Смеси хардкора с хип-хопом в 99% случаев несут превалирующий метал-компонент. Поэтому, не удивительно, что тяжёлые варианты в англонете всегда получают бирку «рэп-метала». Ещё может использоваться термин «кроссовер», но тут уже извините — его в метале застолбил кроссовер-трэш.
Но в целом такая классификация упускает ещё одно важное разграничение. Синтез проходит по одной из двух схем, которые играют роль не меньшую, чем субстрат. Первая — это использование роковых элементов в качестве хуков внутри хип-хоп-бита, когда инструментарий буквально превращается в живые сэмплы (случай Run-D.M.C. или Anthrax). Вторая — структурно уже роковые композиции, заимствующие хип-хоп-приёмы, а именно читку и барабанный бит (случай Red Hot Chili Peppers и Faith No More). В девяностые массово начали появляться тяжёлые коллективы, которые возвели рэповую составляющую в абсолют, но даже самые лирико-ориентированные из них выстраивали композиции именно по второй схеме. Это был не хип-хоп с гитарами, это была рок-музыка с хип-хоп элементами.
Первым пиковым моментом для рэп-метала можно считать 1992 год. Именно тогда вышло сразу три профильных альбома, наделавших не мало шума. При этом музыкально между ними была пропасть, из общего только факт наличия характерных речитативов и барабанных ритмов. Rage Against The Machine на одноимённом альбоме продолжали линию калифорнийского фанк-метала, приправляя его редкостными гитарными приёмами, имитирующими хип-хоп-скретчи. На дебютнике Body Count (проект рэпера Ice-T) был взят ориентир на панкушный кроссовер-трэш, но с наивными мелодичными ходами, похожими чуть ли не на хэви-метал. А Biohazard с «Urban Discipline» были как раз представителями того самого NYHC, уже превратившегося в мошевый металкор/грув-метал. Хотя была у всех них и ещё одна схожая черта — остросоциальная лирика. Rage Against The Machine грезили революцией, Body Count поднимали темы расизма и социального расслоения, а Biohazard погружались в преступное болото Нью-Йорка.
Rage Against The Machine – Bullet In the Head. Альбом: Rage Against the Machine (1992, Epic)
Body Count – Body Count's In The House. Альбом: Body Count (1992, Sire)
Biohazard – Punishment. Альбом: Urban Discipline (1992, Roadrunner)
Следующий пик рэп-метала уже неразрывно связан с кино. В девяностые и нулевые тяжёлая альтернатива оккупировала голливудский кинематограф и сопровождала почти каждую мейнстримную картину, но с чего всё началось? А массовый характер это приняло после выхода криминального триллера Стивена Хопкинса «Ночь страшного суда» (1993). Сейчас фильм немного подзабыт, но в моменте саундтрек к нему был продан тиражом в пол миллиона копий.
Сборка саундтрека была поручена музыкальному менеджеру и основателю лейбла Immortal Хэппи Уолтерсу. Дабы усилить атмосферу криминогенного ада Уолтэрс решает воспользоваться растущим трендом на рэп-рок/рэп-метал и приглашает целую обойму звёзд хип-хопа (House of Pain, De La Soul, Run-D.M.C., Onyx, Ice-T, Boo-Yaa T.R.I.B.E., Cypress Hill, Sir Mix-a-Lot, Del the Funky Homosapien, Fatal) и альтернативного рока с металом (Helmet, Teenage Fanclub, Living Colour, Biohazard, Slayer, Faith No More, Sonic Youth, Mudhoney, Dinosaur Jr., Therapy?, Pearl Jam), чтобы те записали совместные треки на около-бандитскую тематику, и ему это удаётся. Был собран по-настоящему иконический состав. Осечка случилась только с Rage Against The Machine и Tool, трек-то они записали, правда издан он никогда не был — результат не понравился самим музыкантам. Затем Уолтерс осуществит подобный трюк и для «Спауна» (1997), объединив рок-группы с электронными исполнителями.
Biohazard & Onyx – Judgment Night. Саундтрек: Judgment Night (1993, Immortal / Epic Soundtrax)
Faith No More & Boo-Yaa T.R.I.B.E. – Another Body Murdered. Саундтрек: Judgment Night (1993, Immortal / Epic Soundtrax)
К 1994 году начинают выходить из андеграунда команды, объединявшие хардкорный бэкграунд с фанк-метальными приёмами и хип-хоп-составляющей, куда более значимой, чем у Biohazard или Body Count. Это Dog Eat Dog (в наличии был ещё ска-панковый компонент), downset. и Stuck Mojo (возможно пришли к такому саунду первыми, но релизнулись только в 1995 году).
Dog Eat Dog – Who's the King? Альбом: All Boro Kings (1994, Roadrunner)
downset. – Anger. Альбом: downset. (1994, Mercury)
Stuck Mojo – Propaganda (Demo). Альбом: Snappin' Necks (1995, Century Media / записано в 1993)
В эту же обойму нужно добавить дебютный альбом P.O.D. «Snuff The Punk» (1994). Типовой ню-метал они заиграют позднее. И можно сказать, что эта более-менее «рэпкорная» волна в целом не выдержит конкуренцию с ню-металом и растворится в нём, даже не выйдя из зачаточного состояния. Хотя сейчас такой олдскульный «рэпкор» всё ещё способен подкупать энергетикой и искренней сыростью.
P.O.D. – Snuff The Punk. Альбом: Snuff The Punk (1994, Rescue)
По иной формуле работали шведы Clawfinger. На альбоме «Deaf Dumb Blind» (1993) они соединяли рэп-метал с марше-образным индастриал-металом, чем возможно дали последний импульс к зарождению Neue Deutsche Härte, по крайней мере Megaherz на раннем этапе их копировали практически в открытую. И это не считая того факта, что Clawfinger всячески продвигали начинающих Rammstein. Ещё одной важной фишкой саунда команды было массивное использование скретчей, коими занимались приглашённые диджеи.
Clawfinger – Nigger. Альбом: Deaf Dumb Blind (1993, WEA / MVG)
В Британии подобное смешение тоже обрело особые оттенки — Senser черпали вдохновение в местной электронной сцене, и в составе уже был полноценный диджей. Да и в целом они славились громадным диапазоном используемых жанров: от даунтемпо и индустриального хип-хопа до Слееро-подобного трэша, не считая целого вороха побочных наслоений, включая даб и этнику. Плюс, разумеется, сочетание мужского и женского вокала.
В Уэльсе в эти годы стартуют и Dub War, помимо рэп-метала игравшие в таком нишевом, но не настолько уж и редком поджанре, как «рагга-метал». Регги и даб в метал и до этого кто только не замешивал, но именно Dub War стали первой профильной группой подобного толка, если не притягивать поздних Bad Brains.
Senser – Eject. Альбом: Stacked Up (1994, Ultimate)
Dub War – Mental. Миньон: Mental EP (1994, Earache)
Но настолько обширный разброс саунда в рэп-метале тоже продержится не долго. Относительная стандартизация произойдёт, опять же, в рамках ню-метала, а он был уже на пороге.
Начало эпохи ню-метала
5 апреля 1994 года эпоха гранжа прервалась выстрелом дробовика Remington M-11. Культурный феномен из феерического настоящего и перспективного будущего перешёл в разряд трагического прошлого.
Но на музыкальном ландшафте гранж будет ещё несколько лет мчаться по инерции. Но вместе с тем заявит о себе и его полностью радиоформатная производная: Bush, Candlebox, Collective Soul, Live, чуть позже к ним добавится проект ударника Nirvana, Дэйва Грола — Foo Fighters. Критики нарекли эту музыку пост-гранжем. И она закономерно будет прибыльной, но соизмеримым культурным феноменом так и не станет. Место приемника гранжа было уготовано ню-металу, отсчёт которого начинается с релиза дебютника Korn во всё том же 1994 году.
Но это был не первый альбом музыкантов Korn. Начинали они в конце восьмидесятых и первый полноформатник выпустили ещё в 1991 году, только тогда под именем L.A.P.D., да и играли что-то в духе Red Hot Chili Peppers напополам с кроссовер-трэшем. В Korn они превратятся, когда в группу вступят гитарист Брайн «Head» Уэлч и вокалист Джонатан Дэвис. Первый формирует фирменную шумовую гитарную мимикрию под скретчи, а второй привносит огромный вокальный диапазон (включая экстремальную версию джазового скэт-вокала), а также волынку.
L.A.P.D. – P.M.S. Альбом: Who's Laughing Now (1991, Triple X)
Демки Deftones к искомому ню-метальному саунду находились поближе, представляя собой что-то среднее между альт-металом, пост-хардкором и гранжем с добавлением рэп-читки и приличного количества регги. А если образно, Deftones тогда ещё были модным молодёжным апгрейдом Bad Brains.
Deftones – Answers. Бутлег: (Like) Linus (1993?, не издано)
А на альбомах Korn «Korn» (1994) и Deftones «Adrenaline» (1995) ню-метал рождается сразу в каноническом формате, собирая воедино лучшие элементы музыкальных направлений последних лет: гранжевые структуры с контрастами громкости, виртуозный бас и дикие перкуссионные приёмы из фанк-метала, мошевый грувовый риффинг от Sepultura, урбанистическую ритмику хип-хопа, замороченный кач Helmet или Tool, сверхнизкий перегруженный звук Godflesh и широкий разброс вокальных техник, как у Faith No More. Наработки десятков групп сливаются воедино в уникальное звучание. Пропорция элементов будет меняться от группы к группе, даже в самом начале: у Korn было больше фанк-метала, а у Deftones — пост-хардкора. Кто-то будет ближе к грув-металу, кто-то к альтернативному року, а кто-то начнёт набирать скорости с безумными сменами ритма. Частыми гостями в ню-метале станут электронные подложки, семплирование и диджеи со скретчами. Некоторые будут примешивать этнику, другие регги. Но ядерная формула ню-метала будет сохраняться, главенствуя почти до середины нулевых, но это уже совсем другая история.
Korn – Shoots and Ladders. Альбом: Korn (1994, Immortal / Epic)
Deftones – Bored. Альбом: Adrenaline (1995, Maverick)
Источники:
Смотрите также:
Блог теперь в ТГ: t.me/doncarcharo