Найти в Дзене
Don Carcharo

«Paisley Underground». Психоделия у истоков альтернативного рока

Одним из первых устоявшихся жанров, относимых к альтернативному року, стал сформировавшийся в первой половине восьмидесятых джэнгл-поп (англ. «jangle pop» — звенящий поп). Схематично его можно описать как модернизацию на пост-панковой базе «звенящего» гитарного саунда из шестидесятых — источником вдохновения в первую очередь выступали ранние работы фолк-рок группы The Byrds. Широкой аудитории это звучание известно в основном по R.E.M. и The Smiths. Но, не смотря на нарочитую поп-ориентированную мелодику, основной массив коллективов направления имел скорее целенаправленно независимый характер, ограниченный нишевой «андеграундной» популярностью. Особая форма джэнгл-попа, собственно, и называющаяся «Андеграундом Пейсли», выделилась в солнечной Калифорнии. Эта локальная сцена отличалась помимо актуального пост-панкового компонента значительными ретроградными влияниями, далеко не ограничивающимися своими земляками The Byrds. Ключевой составляющей выступала и психоделия шестидесятых. Следом
Оглавление

Одним из первых устоявшихся жанров, относимых к альтернативному року, стал сформировавшийся в первой половине восьмидесятых джэнгл-поп (англ. «jangle pop» — звенящий поп). Схематично его можно описать как модернизацию на пост-панковой базе «звенящего» гитарного саунда из шестидесятых — источником вдохновения в первую очередь выступали ранние работы фолк-рок группы The Byrds. Широкой аудитории это звучание известно в основном по R.E.M. и The Smiths. Но, не смотря на нарочитую поп-ориентированную мелодику, основной массив коллективов направления имел скорее целенаправленно независимый характер, ограниченный нишевой «андеграундной» популярностью.

Особая форма джэнгл-попа, собственно, и называющаяся «Андеграундом Пейсли», выделилась в солнечной Калифорнии. Эта локальная сцена отличалась помимо актуального пост-панкового компонента значительными ретроградными влияниями, далеко не ограничивающимися своими земляками The Byrds. Ключевой составляющей выступала и психоделия шестидесятых. Следом шли гаражный рок и прото-панк (в особенности шумовые эксперименты The Velvet Underground), пауэр-поп (образца Big Star) и периодически кантри-рок. Также возрождающий «хиппарские» традиции Paisley Underground стал своеобразной оппозицией эстетизирующему ненависть и агрессию калифорнийскому хардкор-панку.

Сид Гриффит, вокалист/гитарист The Long Ryders:

...Мы все жили по соседству, мы все были примерно одного возраста, и нам всем нравились группы шестидесятых: The Beatles, The Rolling Stones, The Byrds, The Creation, The Action. Я был поражен, что многие из этих ребят знали эти группы... Мы не особо умели быть панками. Моя панк-группа Death Wish была очень плохой. Плохой, плохой, плохой, плохой. Следующая группа Unclaimed уже воспроизводила шаблоны шестидесятых, а затем появились The Long Ryders. Об этом ужасно рассказывать прессе, но у большинства из нас был вполне приличный бэкграунд. Не было никаких культурных или экономический причин, которые бы на личном уровне уязвили нас настолько, что мы бы захотели дать отпор обществу. «Против чего ты бунтуешь?» — «Э-эм, ничего». Большинство из нас имели достаточно хорошее образование и несколько лет обучения в университете. Нам не нравился Рональд Рейган, но мы не были анархическими панками, которые из-за этого кидались бы кирпичами.

Термин же «Пейсли» не указывает на локальную принадлежность буквально. Пейсли — это город вообще на другом конце света, в Шотландии. Именно там в 18–19 веках массово производилась текстильная продукция с каплеобразным узором Бута́ персидского происхождения. Название города в английском языке закрепилось и в качестве наименования этого узора (в России он известен как турецкий, индийский или восточный огурец). В шестидесятые годы двадцатого века «Пейсли» получил вторую жизнь в субкультуре хиппи. А к калифорнийской альтернативной сцене восьмидесятых он «прилип» по чистой случайности, весьма опосредованно связанной с психоделическим наследием. Представители направления узор в оформлении не использовали, а к самому термину «Paisley Underground» иногда относились даже негативно.

Отрывок из статьи Art into Dust «The Story of The Three O'Clock» (2013):

Кверчо (прим.: лидер Salvation Army) был близким другом Лины Седильо, бас-гитаристки местной панк-группы Peer Group, иногда делившей сцену с The Salvation Army. Однажды вечером Седильо записывала на пленку репетицию Peer Group, и середина одного из номеров содержала разговорную импровизационную часть. Седильо была одета в красное платье с Пейсли, купленное в секонд-хенде. И в процессе была произнесена строчка «Слова из Пейсли Андеграунда» (прим.: по аналогии с The Velvet Underground — «вельветовым андеграундом»). Седильо обратила внимание на эту фразу, проматывая кассету на следующий день, и сразу же позвонила по этому поводу Кверчо. Они вместе организовывали кружок по прослушке музыки шестидесятых и подумали, что это название для него круто подходит. Несколько недель спустя Кверчо спонтанно выпалил это выражение в интервью, когда его попросили описать The Bangles (прим.: на тот момент The Bangs), The Rain Parade и The Three O’Clock, представленные на одной афише. И интервьюер посчитал это удобным ярлыком для обозначенной когорты групп.
Пример узора Пейсли.
Пример узора Пейсли.

Традиционно рассмотрение движение Paisley Underground проходит в чёткой привязке к городам Калифорнии: Лос-Анджелес, Сакраменто и Дейвис. Далее поступим так же. Однако, группы из разных локаций не были обособлены и имели многочисленные пересечения участников — сцена, по сути, была единой, а впоследствии характерная стилистика закономерно разошлось не только по другим городам штата, но и за его пределами.

Оглавление:

  • Дейвис
  • Лос-Анджелес
  • Сакраменто и снова Дейвис
  • Гаражное отделение
  • За пределами Калифорнии... и причём тут Prince?
  • После Paisley Underground
  • Источники

Дейвис

Suspects
Suspects

Как и в случае с другими ранними формами альтернативного рока всё началось в студенческой среде — учащиеся формировали группы и активно продвигали свой материал по студенческим радиостанциям, на которых они же были ди-джеями. В данном случае началом послужил Калифорнийский университет в Дейвисе. Именно там в конце семидесятых встретились Стив Винн и Кендра Смит (будущие основатели The Dream Syndicate), после чего образовали нью-вейв группу Suspects, также к ним присоединились Расс Толман и Гэвин Блэр (будущие участники True West). Из той же среды вышла и другая нью-вейв/пауэр-поп группа Alternate Learning, в составе которой были будущие участники Game Theory: Скотт Миллер, Нэнси Беккер и Джозеф Беккер. Последний также в дальнейшие годы основал Thin White Rope и играл в True West.

Suspects Talking Loud (1979). Сингл: It's Up to You / Talking Loud (1979)

Alternate Learning When She's Alone. Миньон: ALRN (1979)

Звучание Пейсли ещё не появилось, но в этой тусовке уже наметились тенденции к более гитаро-ориентированной музыке, в противовес «неживому» синтезаторному нью-вейву. Однако, основная творческая активность с рождением того самого стилистического коктейля произойдёт уже в Лос-Анджелесе, куда Стив Винн и Кендра Смит переедут в начале восьмидесятых.

Стив Винн, гитарист/вокалист The Dream Syndicate и Suspects:

Что касается той музыки, которая мне нравилась, и той музыки, которую я хотел играть, я чувствовал, что её невозможно исполнить в ЛА. Идея играть музыку с помощью гитар. Идея создавать музыку через длинные, импровизационные и неструктурированные джемы. Идея вокруг гаражных групп шестидесятых. Идея играть один аккорд, пока не отвалится рука. Всё, что нам казалось интересным и крутым, не могло быть даже чуточку модным. Подумайте о 1981 годе, вернитесь и посмотрите любой музыкальный журнал того времени: вы будете читать об исполнителях новой романтики, синтезаторных группах или коллективах, где, если и существовала гитара, то обрабатывалась с помощью такого количества примочек, что этот звук не имел абсолютно ничего общего с тем, что мы могли бы услышать на «White Light/White Heat» (прим.: альбом The Velvet Underground 1968 года).

Лос-Анджелес

За 1981 год в Лос-Анжелесе параллельно возникли четыре главные группы направления: The Dream Syndicate, Salvation Army, The Rain Parade и The Bangs. К середине 1982 года они начнут активно выступать вместе, обрастая всё новыми и новыми связями, а также заимствуя друг у друга музыкальные элементы.

Майкл Кверчо, басист/вокалист Salvation Army и The Three O'Clock:

У всех нас были выпущены пластинки, но мы толком ничего не знали друг о друге. У The Bangs был сингл, у Salvation Army был полноформат, Dream Syndicate релизнули мини-альбом, Rain Parade тоже выпустили свой первый сингл с треком «What She’s Done to Your Mind». Я услышал The Bangs и The Rain Parade на шоу «Rodney on the Roq» в 1982 году, и типа: «О Боже мой! Воу!». Кажется, я встретил Сюзанну Хоффс (прим.: участница The Bangs) на концерте, и они все сказали: «О Боже, вы, парни, молодцы!». И я такой: «Боже мой, вы крутые! Давайте устроим шоу!».
В Сан-Педро, Калифорния, где я проживал, была сцена, на которой играли группы, и кто-то сказал, что выступают The Dream Syndicate, и мне нужно было пойти посмотреть на них. Ну я и пошел, именно так я их встретил, а затем представил остальным. Потом мы стали хорошими друзьями, и к июню 82-го мы все отправились на остров Санта-Каталина: The Dream Syndicate, The Bangs, несколько ребят из The Rain Parade – мы просто вместе разбили там лагерь и привязались друг к другу. Больше ничего подобного тогда не происходило. Сцена новой волны закончилась, и даже хардкор-сцена ослабела, потому что с ней было связано настолько много насилия, что клубы просто отказывались предоставлять площадку многим из тех команд.

Salvation Army / The Three O'Clock

The Three O'Clock
The Three O'Clock

Самыми стилистически архаичными среди них были Salvation Army, открыто опиравшиеся на панк и гаражный рок, но уже тяготеющие к психоделии и поп-мелодике.

Salvation Army Happen Happened (Doris Day). Сингл: Mind Gardens/Happen Happened (1981)

Достаточно быстро они сменят название на The Three O'Clock из-за юридических проблем с настоящей «Армией спасения». Сменится и стилистика. Характерный неопсиходелический саунд оформится на миньоне «Baroque Hoedown» (1982) и альбоме «Sixteen Tambourines» (1983). А басист/гитарист Майкл Кверчо, как уже отмечалось, даст название всему направлению. Однако и дальше The Three O'Clock продолжат трансформироваться и искать новые горизонты, с середины восьмидесятых сделав крен в сторону нью-вейва и синтипопа, всё обширнее применяя синтезаторы.

The Three O'Clock Jet Fighter. Альбом: Sixteen Tambourines (1983)

The Three O'Clock Her Head's Revolving. Альбом: Arrive Without Travelling (1985)

The Dream Syndicate

The Dream Syndicate
The Dream Syndicate

C одной стороны подражание Velvet Underground, шумовые эксперименты, импровизации и активное использование фидбека в шести-восьмиминутных композициях, с другой — джэнгл-поп номера, по запредельной хуковости способные конкурировать с лучшими работами R.E.M. На ранних альбомах было больше первого, после продолжительных гастролей с R.E.M. и U2 — в основном второе. Были и откровенно фолковые и «бардовские» песни. Стилистика The Dream Syndicate была очень широкой, но энергетика при этом оставалась неизменно угрюмой.

The Dream Syndicate Until Lately. Альбом: The Days of Wine and Roses (1982)

The Dream Syndicate Out of The Gray. Альбом: Out of the Grey (1986)

Bangles / The Bangles

Bangles
Bangles

Девичий квартет Bangles (первоначально The Bangs) — самая знаменитая группа движения, вот только в первую очередь их ассоциируют с поп-роком без каких-либо уточнений. Они несколько раз штурмовали топ-чарты, а трек «Walk Like an Egyptian» (1986) стал настоящим суперхитом. Однако, их творчество периода миньона «Bangles» (1982) и первого полноформатника «All Over the Place» (1984) было куда более «джэнгловым», гаражным и непричёсанным, отчего Bangles являются полноправной частью Анндеграунда Пейсли не только из-за локальной принадлежности.

Вики Петерсон, вокалистка/гитаристка Bangles:

Я чувствовала, что первый альбом Bangles (прим.: «All Over the Place», 1984) был слишком хорош, на мой вкус. Я слушаю его сейчас, и как же он гармоничен! Я изо всех сил боролась против каких-либо клавишных на пластинке, никаких синтезаторов. Если должны были быть струнные, это должны были быть настоящие струнные. Я была не прогибаема в этом. Но я проиграла в дальнейшем — остальной группе было всё равно на это, и они хотели измениться в музыкальном плане. Энергия, направленная на синглы, мне никогда не нравилась. Но это был запрос и продюсера, и лейбла, и моих коллег по группе.

Bangles The Real World. Миньон: Bangles (1982)

Bangles Hero Takes A Fall. Альбом: All Over the Place (1984)

The Rain Parade / Rain Parade

Rain Parade
Rain Parade

Опираясь на наследие шестидесятых, участники Paisley Underground всё-же не пытались делать нечто осознанно и целенаправленно психоделическое, о чём заявляли и в интервью. Такой же стратегии придерживались и Rain Parade, создавая при этом самые психоделические работы движения. На их дебютнике «Emergency Third Rail Power Trip» (1983) уже отчётлива проявлялись все неопсиходелические ходы, которые будут популярны у альтернативных групп девяностых, но связующим звеном послужат уже другие проекты гитариста Дэвида Робака, ушедшего из Rain Parade после записи первого альбома.

The Rain Parade This Can't Be Today. Альбом: Emergency Third Rail Power Trip (1983)

Rainy Day

Rainy Day — возглавляемая Дэвидом Робаком масштабная коллаборация более чем десятка музыкантов, представителей четырёх основных групп сцены. Результатом совместного творчества стал трибьют-альбом с каверами на ключевых исполнителей, вдохновивших Андеграунд Пейсли: The Byrds, The Velvet Underground, Big Star, The Beach Boys, Buffalo Springfield, The Who, The Jimi Hendrix Experience и Bob Dylan.

Rainy Day I'll Keep It with Mine (Bob Dylan cover). Альбом: Rainy Day (1984)

Opal

Opal
Opal

Opal (первоначально Clay Allison) — ещё один проект под предводительством Дэвида Робака, на этот раз в соавторстве с Кендрой Смит, которая в последствии уйдёт из The Dream Syndicate. Являясь частью сцены Пейсли, Opal демонстрировали несколько иной подход: с одной стороны они ориентировались на более тяжёлый психоделический рок с акцентом на импровизации, с другой — уже чётко прослеживалось влияние дрим-попа. В 1987 году, после выпуска полноформатника «Happy Nightmare Baby», Кендра покинет Opal, а ей на замену придёт Хоуп Сандовал. Затем изменится и название — под вывеской Mazzy Star группа станет одним из самых известных представителей дрим-попа, но это уже совсем другая история.

Opal Soul Giver. Альбом: Happy Nightmare Baby (1987)

Green on Red

Green on Red
Green on Red

Green on Red можно было смело помещать в самое начала списка, так как они образовались ещё в 1979 году (первоначально под именем The Serfers), пускай родом они из Тусона, что в Аризоне. В Лос-Анджелес они переедут уже в 1980 году, где переименуются в Green on Red и станут локальными звёздами, на которых основная четвёрка в том числе и ориентировалась. Вот только на раннем этапе, слепком которого стал дебютный миньон «Two Bibles» (1981), они играли более привычную смесь минималистичного пост-панка с джэнгл-попом, чем-то даже похожую на The Smith.

Green On Red Two Bibles. Миньон: Two Bibles (1981)

Их заражение музыкой шестидесятых произойдёт уже под встречным влиянием формирующейся сцены. Следующий мини-альбом «Green on Red» (1982) даже был выпущен на принадлежащем Стиву Винну из The Dream Syndicate лейбле Down There Records. А первый полноформатник «Gravity Talks» (1983) стал настоящей квинтэссенцией винтажного саунда Пейсли.

Green on Red Gravity Talks. Альбом: Gravity Talks (1983)

Но на следующих релизах они будут всё сильнее и сильнее стилистически отдалятся, уходя на территории кантри-рока, рутс-рока и альт-кантри. В подобной же стилистике будет реализован и Danny & Dusty — совместный проект Дэна Стюарта (лидера Green on Red) и всё того же Стива Винна.

Green on Red Time Ain't Nothing. Миньон: No Free Lunch (1985)

Danny & Dusty Song for the Dreamers. Альбом: The Lost Weekend (1985)

The Long Ryders

The Long Ryders
The Long Ryders

Помимо Green on Red журналистами в движение были записаны и The Long Ryders. Как и Green on Red, они имели значительный кантри-компонент, но с более отчётливым гаражным панковым бэкграундом. Дебютный альбом «Native Sons» (1984) стал ещё и своеобразным связующим звеном двух поколений лос-анджелесской сцены — в записи трека «Ivory Tower» поучаствовал Джин Кларк из The Byrds.

The Long Ryders Ivory Tower. Native Sons (1984)

Сакраменто и снова Дейвис

Game Theory

Game Theory
Game Theory

Game Theory — продолжатели ранее упомянутой студенческой тусовки Калифорнийского университета в Дейвисе (однако, костяк группы был родом из Сакраменто). Game Theory организовал Скотт Миллер после развала Alternate Learning в 1982 году. Непосредственно с движением из Лос-Анжелеса они связаны через плотное сотрудничество с Кверчо из The Three O'Clock. Он продюсировал миньон «Distortion» (1984), участвовал в качестве бэк-вокалиста на нескольких альбомах, а после распада The Three O'Clock в 1989 году и вовсе стал постоянным участником Game Theory. Особенностями группы, выделяющими их среди остального Андеграунда Пейсли, были куда большая составляющая пауэр-попа (часто их даже называли прямыми наследниками Big Star) и чрезвычайная литературоцентричность лирики.

Game Theory Erica's Word. Альбом: The Big Shot Chronicles (1986)

Thin White Rope

Thin White Rope
Thin White Rope

Thin White Rope — другой осколок Alternate Learning (одним из основателей был ударник Джозеф Беккер). Thin White Rope — по праву можно назвать самой мрачной и тяжёлой группой движения. Они имели множество пост-панковых атавизмов, причём готического толка, но при этом гитарный саунд был настолько грязным, грузным и зафузованным, а влияние психоделического рока и кантри задавало настолько «южный пустынный дух», что их иногда называют полноценными предтечами дезерт-рока, возникшего в Калифорнии в девяностые.

Thin White Rope – Down in the Desert. Альбом: Exploring the Axis (1985)

Thin White Rope Red Sun. Альбом: In the Spanish Cave (1988)

True West

True West
True West

True West — ещё одни выходцы из Дейвиса. На этот раз вторая производная от Suspects (первой, напоминаем, были The Dream Syndicate), затем доукомплектованная ещё и участниками Thin White Rope. На первых порах они продолжали сотрудничество со Стивом Винном, который продюсировал их ранние релизы. Но если The Dream Syndicate в первую очередь ориентировались на The Velvet Underground, то True West были настоящими фанатами Television. Причём они настолько понравятся самому Тому Верлену из Television, что тот возьмёт их в студию, чтобы записать демо для лейбла EMI America, но дело так и не выгорит.

True West Steps to the Door. Альбом: Hollywood Holiday (1983)

28th Day

28th Day
28th Day

28th Day — коллектив из студенческого городка Чико, находящегося недалеко от Дейвиса. Просуществовали четыре года и успели выпустить один единственный альбом, продюсером которого выступил Расс Толман (True West). Особого успеха также не сыскали, хотя релиз был одним из самых ярких проявлений сцены. Но в итоге он послужил хорошим плацдармом для успешной сольной карьеры вокалистки Барбары Мэннинг в качестве инди автора-исполнителя.

28th Day Pages Turn. Альбом: 28th Day (1985)

Гаражное отделение

В Пейсли Андеграунд иногда могут включаться и группы восьмидесятых из Калифорнии и соседних штатов, которые массово возрождали традиции гаражного рока. Такие, как The Pandoras (до того, как внезапно уйдут в глэм-метал), Droogs и Marshmallow Overcoat. Хотя у подобных коллективов могли встречаться и характерные джэнгл-поп композиции.

Marshmallow Overcoat 13 Ghosts. Миньон: Beverly Pepper (1990)

The Pandoras Stop Pretending. Альбом: Stop Pretending (1986)

Ярчайший пример применения термина к гаражным группам выпущенная в 1984 году третья часть серии компиляций «Battle Of The Garages» от лейбла Voxx, которая так и называлась «The Paisley Underground». Thee Fourgiven, The Gravedigger V, The Tell-Tale Hearts, The Pandoras, The Things... всего 16 команд. Но среди них не было ни одной, напрямую связанной с основными представителями движения (True West засветились в предыдущей части — «Battle of the Garages, Vol. II: America's Psychedelic Underground», 1984). Единственным исключением можно назвать The Eyes of Mind с участием Троя Ховелла из Salvation Army.

Battle of the Garages, Vol. III: The Paisley Underground (1984)

За пределами Калифорнии... и причём тут Prince?

Андеграундом Пейсли всё-таки корректно называть только конкретную калифорнийскую сцену, на статус отдельного жанра он никогда не претендовал. С одной стороны из-за осязаемой стилистической разнородности этих групп, с другой — из-за того, что аналогичные устойчивые смеси джэнгл-попа и психоделического наследия исторически с Пейсли обычно не ассоциировали. Нечто подобное играли, например, британцы The Soft Boys на альбоме «Underwater Moonlight» (1980), ещё за два года до того, как началась какая-либо активность в Лос-Анджелесе. Тем не менее именно на волне Paisley Underground подобные коллективы стали заявлять о себе во всех уголках Америки: The Green Pajamas, Plasticland, Neats, The Windbreakers, Blacklight Chameleons и так далее. И даже за пределами США, например, The Dukes of Stratosphear (сайд-проект знаменитой английской группы XTC).

The Dukes of Stratosphear Vanishing Girl. Альбом: Psonic Psunspot (1987)

Но самым неожиданным поклонником Андеграунда Пейсли стал Prince. В 1985 году он даже выпустил стилизованный под шестидесятые психоделический альбом «Around the World in a Day», вот только который был слишком винтажен и легковесен даже для винтажного и легковесного Пейсли, поэтому вряд ли бы упоминался в контексте движения, если бы не сопутствующие обстоятельства.

Prince & The Revolution Paisley Park. Альбом: Around the World in a Day (1985)

Релиз состоялся на собственном, только что созданном, лейбле Принса — Paisley Park (есть на альбоме и композиция с соответствующим названием). И вероятность совпадения здесь минимальная, так как в 1986 году Принс дарит Bangles песню «Manic Monday», которую первоначально писал для Apollonia 6. А в 1988 году подписывает The Three O'Clock на Paisley Park, где выпускается их альбом «Vermillion». С ними Принс тоже не забыл поделиться треком — «Neon Telephone».

Майкл Кверчо, басист/вокалист Salvation Army и The Three O'Clock:

Одна из участниц The Bangles рассказала мне, что Принс увидел наш клип на «Her Head's Revolving», который был выпущен ещё до «Around the World in a Day», начал слушать наши группы и какие-то фишки позаимствовал. Уверен, что он был большим поклонником этой музыки, и думаю, что одновременно с этим он назвал свою звукозаписывающую компанию Paisley Park… Я могу сложить два и два! Думаю, это реально повлияло на него.

Bangles Manic Monday. Альбом: Different Light (1986)

The Three O'Clock Neon Telephone. Альбом: Vermillion (1988)

После Paisley Underground

Само по себе звучание Пейсли к концу восьмидесятых окончательно растворилось в разных течениях альтернативного рока и ассоциированной с ним неопсиходелии. Его частично унаследовали и гранж (в лице Screaming Trees), и британский мэдчестер (The Stone Roses), а через Mazzy Star отзвуки разошлись по многим дрим-поп и шугейз коллективам. Такие же кантри-ориентированные группы направления, как Green on Red, The Long Ryders и Thin White Rope способствовали оформлению альтернативного кантри.

Стив Винн, гитарист/вокалист The Dream Syndicate:

Многие люди сказали бы, что настоящие группы (прим.: речь идёт о границах Андеграунда Пейсли) — это The Dream Syndicate, The Bangs и Salvation Army. Они не выйдут за рамки этих трёх. Имейте в виду, как только мы начали гастролировать по США, моё представление о сцене начало выходить за пределы ЛА. К тому моменту меня уже не волновал Paisley Underground. К осени 82 года я меньше беспокоился, кто же является частью нашей сцены, чем вопросом: «Какого черта они делают в Миннеаполисе? Что играют Hüsker Dü?». Или поедем в Атенс и подумаем: «R.E.M. — это круто, что они играют?». Или отправимся в Нью-Йорк и посмотрим на Sonic Youth. Так внезапно вся страна открылась для нас, и все эти группы стали так же близки нашим сердцам, как и все оставшиеся дома.

Сцена же в конце восьмидесятых – начале девяностых фактически перестала существовать, к тому моменту распались все группы движения без исключения. Тем не менее многие участники создавали новые проекты, часто придерживаясь прежней концепции:

  • Viva Saturn с участием Стивена Робака, Мэтта Пиуччи и Джона Томана из Rain Parade;
  • Gutterball со Стивом Винном из The Dream Syndicate и Стивеном Маккарти из The Long Ryders;
  • Альт-кантри супергруппа Continental Drifters, в которой засветились Марк Уолтон из The Dream Syndicate, Вики Петерсон из Bangles и Гэри Итон из Viva Saturn;
  • Permanent Green Light и Jupiter Affect, возглавляемые Майклом Кверчо из The Three O'Clock;
  • The Loud Family Скотта Миллера из Game Theory с участием Гил Рэя (Game Theory) и Джозефа Беккера (Game Theory, Thin White Rope, True West);
  • The San Francisco Seals Барбары Мэннинг (28th Day);
  • Успешная сольная карьера сложилась у Стива Винна (The Dream Syndicate), Кендры Смит (The Dream Syndicate, Opal) и Сюзанны Хоффс (Bangles).

А затем началась эпоха реюнионов. Первыми в 1998 году (намного раньше остальных) ожили The Bangles, выпустив после два альбома. В 2012–2013 годах состоялось полное возрождение оригинальной четвёрки, за которым последовал целый ряд совместных концертов. The Dream Syndicate с 2017 года занялись активной студийной деятельность, в последующие годы записав четыре полноформатника. Rain Parade выпустили третий альбом «Last Rays of a Dying Sun» (2023), гостями на котором выступили сёстры Дебби и Викки Петерсон из The Bangles. Новые релизы появились и у The Long Ryders.

Но самым громким событием стал совместный альбом The Bangles, The Dream Syndicate, Rain Parade и The Three O'Clock«3X4» (2018). Вторая после «Rainy Day» (1984) масштабная коллаборация основных участников движения. По концепции каждая группа из четвёрки должна была сделать кавер-версию на композиции трёх остальных. В результате получился само-трибьют из двенадцати переинтерпретированных главных хитов Paisley Underground.

Источники:

Блог теперь в ТГ: t.me/doncarcharo