Найти в Дзене
Don Carcharo

«Monolithic Industrial Metal». Большая история безымянного жанра: до и после Godflesh

Оглавление

Индастриал-метал с самого своего зарождения в конце восьмидесятых – начале девяностых был явлением не просто широким, а вопиюще разнородным. Под одной вывеской сразу оказались как минимум два течения с совершенно разными жанровыми истоками. С одной стороны выходцы из электро-индастриала и EBM, использовавшие дисторшированные гитары для акцентирующих ритмичных хуков (Ministry с сайд-проектами Эла Йоргенсена, KMFDM, Die Krupps и им подобные), с другой — непосредственно герои статьи, Godflesh и целая компания близких коллективов с низким абразивным "сладжевым" саундом и механизированной ритмикой, ассоциативно перекликающейся с шумом заводов. Эти группы активно использовали драм-машины, хотя мог быть и живой ударник с весьма специфической манерой игры. А репетативный массивный бас противопоставлялся гитарным диссонансам и то и дело забивавшему всё пространство фидбэку, отчего помимо машинности возникал и некий психоделический эффект.

Специфическое широко-используемое название для этого поджанра за несколько десятилетий так и не появилось, хотя его отделение всегда напрашивалось. Лишь иногда в тематических интернет-подборках можно встретить термин неизвестного происхождения "Monolithic Industrial Metal". И для удобства, дабы многократно не повторять конструкции типа "Godflesh-подобного индастриал-метала", им и воспользуемся, тем более "монолитность" характеризует подобную музыку достаточно ёмко.

Godflesh
Godflesh

И именно Godflesh с сотоварищами традиционно называют образцами истинного индастриал-метала. В неистинности, соответственно, обвиняется та самая "Министерская" ветка (она же электро-индастриал с гитарами) и тем более представители альт-метала с электронной подложкой разной степени индустриальности. Разбирать какой из этих индастриал-металов более "настоящий" в цели статьи не входило, но необходимо отметить парадоксальность таких сравнений. Рассматриваемый поджанр, несмотря на подход, подобный оригинальной индустриальной музыке (движение в сторону экспериментальности, экстремальности, обуздания шумовой стихии), с индастриалом проходит скорее по касательной, заимствуя из него этот самый подход и концепцию, но не музыкальную составляющую. Причём и с металом ситуация в общем-то идентичная — имитация метал-саунда без чётко прослеживаемой жанровой преемственности.

Костяк сцены "монолитного индастриал-метала" выделился из британской анархической панк-тусовки второй половины восьмидесятых, которая действительно была очень плотно связана с металом (самые видные деятели были пионерами грайндкора или начинали свой путь с краст-панка — оба этих жанра находились на перепутье хардкор-панка и раннего экстремального метала). Вот только стилистически первопроходцы в первую очередь опирались на несколько иную музыку: пост-панк, ноу-вейв и нойз-рок. Именно из последнего был унаследован и сладжевый абразивный звук (параллельно оформлявшийся американский сладж был тут не причём).

Хотя влияние метала в лице Celtic Frost и Black Sabbath тоже целиком отбрасывать не стоит. Да и в дальнейшем "монолитный индастриал-метал" будет без проблем гибридизироваться с самыми разными стилями метала: дэтом, грувом, думом, уже тем самым сладжем, даже блэком. Электронный же компонент будет связан не столько с направлениями пост-индастриала, сколько с применением битов, заимствованных из даба, а то и хип-хопа. Тесно будет переплетён с обозначенной волной и иллбиент (электронный жанр на перепутье трип-хопа, даба и пост-индастриала).

Отрывок из интервью Sonic Violence вебзину Hohlraum (2018):

Пол Тейлор: то, что в девяностые прозвали «индастриалом», я не рассматривал в качестве индастриал-музыки. В это время любую тяжелую группу, которую трудно было подогнать под какую-либо категория, классифицировали как индастриал. Если у них был сэмплер, значит это должен был быть индастриал. Однако большинство этих групп (включая Sonic Violence) никогда не проводили тех радикальных экспериментов с электроникой и магнитными лентами, которыми занимались те самые пионеры этого искусства — и для меня именно эти эксперименты со звуком являются корнем индастриала.

Так что я никогда не считал ни одну из инкарнаций Sonic Violence индастриалом: ни по звуку, ни по идеологии. Тот факт, что участники обеих версий группы слушали Throbbing Gristle, Coil, Laibach, Test Dept. и т. д., не делает группу по умолчанию индустриальной. Индастриал был лишь одним из многих жанров, которые мы слушали, наши вкусы были достаточно разнообразными. Находились под влиянием индустриальной музыки, конечно, это достаточно справедливо. Но делали ли индустриальную музыку? Неа. Это было тяжело и экспериментально (иногда), но никогда не индустриально.

Оглавление:

Истоки и зарождение

Вдохновителей у обозначенной волны точно наберётся на несколько десятков из разных музыкальных течений, но в ядре можно довольно чётко выделить три ключевых коллектива, предвосхитивших тот самый машинный звук. Начало было положено в 1980 году первым полноформатом лондонцев Killing Joke с уникальным для пост-панка абразивным гитарным звучанием, механическими синтезаторами и грубым вокалом Джаза Коулмана.

Killing Joke – The Wait. Альбом: Killing Joke (1980, E.G. / Polydor)

Вторые в ряду — чикагцы Big Black, законодатели мод в нойз-роке и крёстные отцы пост-хардкора, а также большие любители провокационных тематик, гитарного скрежета и драм-машины, игравшей в их музыке одну из главных ролей.

Big Black – Jump The Climb. Миньон: Bulldozer (1983, Ruthless)

И наконец, Swans — выходцы из нью-йоркской ноу-вейв среды, разогнавшие характерную для сцены авангардную диссонансно-абразивную формулу до предела. В итоге они обрели настолько тяжёлое (даже сладжевое) звучание, что стали синонимичны металу. Загвоздка в том, что метала сопоставимого со Swans в 1983 году попросту не было. Стилистика, подобная Swans, придёт в него намного позднее, в том числе через ранний британский индастриал-метал.

Swans – Stay Here. Альбом: Filth (1983, Neutral)

Swans – Half Life. Альбом: Filth (1984, K.422)

Head Of David
Head Of David

Точку же отсчёта уже того самого уже индастриал-метала нужно искать не только в творчестве Godflesh, но и чуть ранее, в работах их земляков из Бирмингема — Head Of David. Чей дебютный альбом «LP» 1986 года (склейка двух миньонов: «Dogbreath» и «Godbreath») должен был стать новым флагманом лейбла Blast First, ранее созданного для продвижения в Великобритании релизов ещё одних именитых выходцев из ноу-вейв среды — Sonic Youth. Дело особо не выгорело, но ретроспективно дебютник вместе с последующим альбомом «Dustbowl» (1987) стали значимыми переходными звеньями от экспериментального пост-панка и нойз-рока к тому тягучему монолитному саунду, которую в полной мере начнут реализовывать Godflesh и их последователи через пару-тройку лет.

Head Of David – Snuff Rider M.C. Альбом: LP (1986, Blast First)

Slab!
Slab!

Slab! — следующие представители архаичного индастриал-метала со сходной базой, но специфическими специями: это и активное применение фанкового слэпа на бас-гитаре, роднящее Slab! с только-только оформлявшимся в то время фанк-металом, и эпизодические джазовые элементы, в том числе импровизации на саксофоне, вплетённые в гитарные диссонансы. Просуществовали Slab! всего четыре года, за которые выпустили два полноформатных альбома: «Descension» (1987) и «Sanity Allergy» (1988). Также отдельные участники затем засветятся в проектах, ассоциированных с Head Of David и Godflesh, а именно в God и Sweet Tooth.

Slab! – Flirt. Альбом: Descension (1987, Ink)

Fall Of Because
Fall Of Because

Fall Of Because — первая версия Godflesh, основанная в 1982 году Беном Грином и Полом Невиллом. Название для группы было позаимствовано из песни Killing Joke (либо из «Книги Закона» Алистера Кроули, показания расходятся), а имидж и первоначальное звучание имитировали ранних The Cure. Позже они нашли ударника для живых выступлений, коим стал Джастин Бродрик. Вскоре, в честь окончания школы пятнадцатилетний Бродрик организовал знаковый концерт. Всего-то на два-три десятка человек, но какой импульс это событие имело на историю экстремальной музыки!

Выступали Fall of Because, Final (ранний проект Бродрика, на тот момент проба пера в пауэр-электронике) и молодая анархо-панк группа Napalm Death. В последствии эта тусовка окончательно сдружится, и Бродрик станет ещё и гитаристом Napalm Death, а "сахарных" Fall Of Because он окончательно "подомнёт под себя", знакомя Грина и Невилла с Discharge, Swans и Sonic Youth. Далее Napalm Death и Fall Of Because стремительно эволюционируют. Будущих отцов грайндкора пока оставим (участники разных составов Napalm Death по ходу действия появятся ещё не раз). Fall Of Because же в 1986 году записывают демку «Extirpate», не получившую какое-либо распространение.

То, что Fall Of Because тогда опередили время, станет известно только в 1999 году, когда демо-материал будет выпущен под видом компиляции «Life Is Easy». Группа случайно создала уникальный сплав, в котором были замешаны и саббатоидные думовые риффы, и нойз-роковые диссонансы, в сумме уже походившие на будущий стиль Godflesh (часть материала в переработанном виде и вовсе войдёт в ранний репертуар Godflesh). Вот только сами по себе экстремальные и бескомпромиссные Godflesh уже никогда не будут настолько же экстремальными и бескомпромиссными как Fall of Because. И дело вот в чём. На демках, во-первых, максимально активно применялась гитарная имитация силовой электроники, а во-вторых, были сверхскоростные куски, уже ничем не отличимые от грайндкора (запись первой половины «Scum» от Napalm Death, в которой участвовал Бродрик, проходила практически параллельно). Интересно, что и само слово грайнд (англ.: «grind» — молоть) первоначально использовалось обозначенной тусовкой (конкретно Миком Харрисом из Napalm Death) именно в качестве описания стилистики Swans (отсюда же и трек Fall of Because под названием «Grind»), и только потом термин перекочевал на тот самый поджанр хардкора в связи с его "молотильной" скоростью.

Fall Of Because – Grind. Компиляция: Life Is Easy (1999, Invisible / записано в 1986)

В 1987 году Джастин Бродрик уходит из Napalm Death и Fall Of Because, чтобы стать барабанщиком в более "перспективных" на тот момент Head Of David. Именно с ним записывается самый известный альбом группы — уже упомянутый «Dustbowl» (1988), продюсером которого выступил сам Стив Альбини из Big Black. Бродрик впитывает инновационные стилистические особенности Head Of David, а сами Head Of David получают специфический стиль игры на ударных, за который Бродрика в итоге и изгоняют — его место займёт более сговорчивая драм-машина. "Голову Давида" покинет и басист Дэвид Кокрейн — в будущем участник многих сайд-проектов Джастина Бродрика и Кевина Мартина.

Head of David – Cult of Coats. Альбом: Dustbowl (1988, Blast First)

Отрывок из интервью Сhicago Reader «Artist on Artist: Justin Broadrick of Godflesh talks to producer Sanford Parker»:

Джастин Бродрик: я начал барабанить для Head of David, а также писал партии баса и гитары, был на бэк-вокале, и вся эту муть. Когда я играл на барабанах, я реально то и дело осознавал, что великий ударник из меня никакой, тем не менее я понимал, какие биты хочу получить. Как только Head of David по факту выпнули меня из группы (за то, что я был слишком шумным, и это было великолепно), я сформировал Godflesh с Беном Грином. Как-то так типа: «Смотри, я знаю, какие биты хочу услышать. Давай просто возьмем для этого долбанную драм-машину». Это была необходимость. Для битов, которые я хотел, у меня было недостаточно конечностей — ну и я недостаточно хороший ударник. Значит заводим коробку. Основным же вдохновителем это решения послужил хип-хоп середины восьмидесятых.
Сэнфорд Паркер: О, серьёзно?
Джастин Бродрик: Да. Конечно, мы также увлекались Big Black и подобным стаффом. Без сомнения, Big Black оказали влияние на Godflesh, но то, что мы больше всего искали... я имею в виду, звук драм-машины Big Black был чертовски крут — это очевидно, но мы хотели чего-то более близкого к записям Public Enemy, Eric B. & Rakim, Run-D.M.C.

Вспоминая первый раз, когда услышал «King of Rock» (прим.: альбом Run-D.M.C.), примерно в 85-м. Помню, как подумал: «Чёрт!». Знаешь, я хочу сделать реально абстрактную типа метал-фигню, но чтобы там были драм-машины, которые бы звучали именно так! По-настоящему монолитную. В то время, в середине восьмидесятых, приходя на хип-хоп выступления, единственное, что можно было там расслышать — это долбанные драм-машины. Мне это нравилось. Просто массивные биты, и ничего помимо них на заднем плане (прим: неразборчиво имитирует рэп-читку). Реально, меня просто интересовали массивные разрывающие тела биты. Это была скорее концепция. И мы по началу смеялись над ней, это выглядело примерно так: берём драм-машину и начинаем всё питчить вниз. Гитарный строй тоже вниз, драм-машина вниз, наложить питч-обработку на вокал, чтобы и его сделать пониже. Как сделать всё как можно более низким, не имея ни малейшего представления о том, что в итоге получится.
Сэнфорд Паркер: оказал ли на вас какое-либо влияние ранний британский индастриал, вроде Throbbing Gristle, Cabaret Voltaire и Whitehouse?

Джастин Бродрик: да, массивное. Это была весомая часть первой музыки, которой я увлекался, не считая панка конца семидесятых и начала восьмидесятых. Я прошёл через Crass, Discharge, Killing Joke и всю гамму панк-рока, которая была моей первой любовью. Ладно, моя первая любовь, первая группа, которую я когда-либо любил, когда мне было семь-восемь лет в 1977 году — это The Stranglers. Для меня и по сей день The Stranglers, вероятно, всё ещё самая важная группа в моей жизни, что действительно странно. Я говорю это людям, и они такие: «Какого чёрта?» Но послушайте басовое звучание их ранних записей — это же основа Godflesh.
И так многое из панка привело меня к индастриал-музыке. Увлечение Crass привело меня к Throbbing Gristle, которые в свою очередь привели меня к Cabaret Voltaire и всей индастриал-тусовке. А затем подтолкнули меня к еще более обскурным и бескомпромиссным вещам, вроде Whitehouse, Ramleh и всей этой сцене пауэр-электроники. Это была огромная часть моего детства, взросления и создания музыки, а затем, после этого, я снова вернулся к панку, особенно когда присоединился к Napalm Death. Мы начали слушать весь ранний метал-стафф. А потом на меня произвёл впечатление Celtic Frost. Godflesh собирает всё это вместе, включая, очевидно, такие вещи, как Swans. Индустриальная сцена так же важна для Godflesh, как что-то вроде Swans, Black Sabbath или Celtic Frost.


В 1988 году Fall Of Because был возрождён и реорганизован в
Godflesh и почти сразу заявил о себе одноимённым мини-альбомом, который произвёл фурор в андеграунде. Да, на нём ещё отчётливо виднелись Killing Joke, Swans, Big Black и Head Of David, но и собственное лицо группы было также отчётливо: свойственная электронной музыке цикличность, перенесённая на метал инструментарий, задающая ритм драм-машина и акцентированная бас-гитара.

Godflesh – Avalanche Master Song. Миньон: Godflesh (1988, Swordfish)

На «Streetcleaner» (1989) монолитный саунд окончательно формируется и выходит в широкие массы. В сравнении с дебютным миньоном он был более тяжеловесным и раздавливающим, более триповым и концептуально однородным, отбрасывая все оставшиеся пост-панковые атавизмы и отдаляясь от привычных для рок-музыки ритмик и структур. В дальнейшем Godflesh ждёт крайне разнообразный творческий путь: ещё более репетативный, диссонансный и многослойный «Pure» (1992), испытывающий влияние электро-индастрила и техно «Slavestate» (1991), сильно грувистый и риффо-ориентированный период, начиная с «Selfless» (1994), отход от драм-машины в пользу ударника, более откровенные заигрывания с хип-хопом, брейкбитом и драм-н-бейсом во второй половине девяностых и так далее. Про Godflesh уже многими было сказано очень многое, поэтому сдвигаем фокус на то, что происходило в параллельных цехах.

Godflesh – Christbait Rising. Альбом: Streetcleaner (1989, Earache)

Конкуренты и последователи Godflesh

Sore Throat
Sore Throat

Самый титанический конкурент "Стритклинера" в 1989 году вырвался из самых глубин андеграунда. Это был «Inde$troy» от Saw Throat. Под сей вывеской временно скрывалась скандальная нойзкор/краст группа Sore Throat, ранее промышлявшая скабрезными импровизационными секундными треками с критикой всех, кто только под руку попадётся. Но на «Inde$troy они решили продемонстрировать весь свой композиторский и новаторский талант. Релиз состоял из одного концептуального постапокалиптического сорокаминутного трека, разбитого на плавно переходящие друг в друга сегменты, в которых можно было вычленить и инспирированный Swans первородный индастриал-метал, и техногенные перкуссионные импровизации (включая музыкальную бензопилу), и стенчкор с налётом Amebix, и зачаточный сладж, и дарк-эмбиент. Однако линия Saw Throat прервалась, так и не оставив прямых потомков, да и сама группа сразу вернулась к нойзкору.

Saw Throat «Inde$troy» (1989, Manic Ears)

Sonic Violence
Sonic Violence

Вслед за Godflesh же отправился целый состав подражателей и последователей. Одними из первых в вагон запрыгнули Sonic Violence (основатели группы опять же, выходцы из анархо-панк среды, бывшие участники The Sinyx). Хотя стопроцентными последователями Godflesh их в полной мере назвать нельзя миньон «Sacrifice To Strength» (1989) с монолитным звучанием был записан ещё до релиза «Streetcleaner» и отличался значительным содержанием краста. Определённый панковый налёт присутствовал и на последовавшем за ним полноформатнике «Jagd» (1990), где также присутствовали и эксперименты с применением даб-битов. Ещё одной фишкой был необычный состав: второй басист вместо гитариста и два ударника на записях. Выделялись Sonic Violence и нарочито милитаризированным имиджем (за что не раз ошибочно обвинялись в приверженности фашизму).

Sonic Violence – Manic. Миньон: Sacrifice To Strength (1989, Sound Violation Promotions) / Альбом: Jagd (1990, Peaceville)

Pitchshifter
Pitchshifter

Самыми известными и аутентичными последователями монолитного саунда стали, конечно же, Pitchshifter. Точнее их самое раннее творчество, так как ниша для них очень быстро стала слишком узкой. Уже на втором полноформате «Desensitized» (1993) они стали куда более динамичными, а на последующих альбомах и вовсе заиграли смесь альт-метала с брейкбитом, за что получили титул тяжёлой версии The Prodigy (в составе Pitchshifter даже будет замечен сессионный гитарист The Prodigy, Джим Дэвис). Однако и ранний этап получит продолжение в чуть более грув-метальной форме в рамках Skin Limit Show, отколовшейся от Pitchshifter формации под предводительством гитариста Стюарта Тулина.

Pitchshifter – Landfill. Альбом: Industrial (1991, Peaceville)

Skin Limit Show – Englulf. Альбом: Wound Freeze (1994, Lethal)

Deathless
Deathless

Deathless — ещё одни полноправные представители оригинальной сцены, хоть и образовались в Австралии. Практически сразу они перебрались в Великобританию, где и записали альбом «Anhedonia» (1992), а затем их выловил сам Бродрик, спродюсировал макси-сингл «Nondeathless» (1993) и даже выступил на нём в роли басиста.

Deathless – Storm 2. Сингл: Nondeathless (1993, Electrip)

Cain
Cain

Как и отмечалось, весомую часть британского индастриал-метала составляли выходцы из краст-панка. Помимо названных Saw Throat, это и Spine Wrench (Роб Мидлтон и Чарли, бывшие стенчкорщики Deviated Instinct), и Optimum Wound Profile (в составе были Стивен Харви из всё тех же Deviated Instinct, Мартин Пек из Raw Noise и Фил Вейн из Extreme Noise Terror), и прииндустриаленная дум-метал группа Cain (Джон Пикеринг из Doom и Sore Throat / Saw Throat, Пит Нэш из Doom и Filthkick, Клайв Мелдрам из Filthkick).

Spine Wrench – Tapping the Vein. Сингл: Tapping the Vein / Barbed (1993, Grind//Crust Records)

Optimum Wound Profile – Drain. Альбом: Lowest Common Dominator (1992, Roadrunner)

Cain – Ultimate Elevation. Альбом: Cain (1992, Trident)

Fudge Tunnel
Fudge Tunnel

Можно сказать, что на территорию "монолитного индастриал-метала" периодически заходили и Fudge Tunnel. Хотя как заходили, их уникальный стиль пытались охарактеризовать и гранжем, и сладжем, и грувом, и нойз-роком, и пост-хардкором, и альт-металом. Чем же они были на самом деле? Всем перечисленным сразу и ничем из этого одновременно, однако применение нойзовых фидбеков, искажений вокала и общий привкус механичности в ритмике вполне соответствовали обозначенной волне. Тут же можно вспомнить, что у Алекса Ньюпорта из Fudge Tunnel был полноценный индастриал-метал сайд-проект с Максом Кавалера — Nailbomb. Вот только Nailbomb находился в совершенно другой плоскости — опирался на скоростной хардкорный напор, что было полной противоположностью монолитному саунду, тем не менее эпизодически типичные британские нотки проскакивали и там (для примера трек «Sum of Your Achievements»).

Fudge Tunnel – Tweezers. Альбом: Hate Songs in E Minor (1991, Earache)

Nailbomb – Sum of Your Achievements. Альбом: Point Blank (1994, Roadrunner)

Ключевые сайд-проекты и смежные группы

Одним из часто сопутствующих экспериментальной музыке факторов является титанической количество различных сайд-проектов и коллабораций, позволяющих свободно гулять по жанрам и реализовывать самые смелые идеи. Не обошла эта тенденция и сцену "монолитного индастриал-метала". Количество проектов только с участием Джастина Бродрика переваливает за четыре десятка: от дарк-эмбиента (Final) до драм-н-бейса (The Blood of Heroes). Схожая ситуация и у временно примыкавших к обозначенной сцене музыкантов вроде Мика Харриса или Кевина Мартина. Подробное акцентирование на этой тематике может запросто выйти на объём целой книги, поэтому кратко обозначим только те проекты, в которых непосредственно можно обнаружить искомый саунд, и чья основная активность пришлась на пик популярности рассматриваемого направления. Начнём с самых стилистически консервативных: Sweet Tooth и Cable Regime.

Cable Regime
Cable Regime

Cable Regime — группа Пола Невилла (одного из основателей Fall Of Because и временного участника Godflesh), Дермонта Далтона (будет связан с Jesu) и Стива Хафа. Бродрик же выступал в качестве бессменного продюсера. В сравнении с другими представителями сцены Cable Regime были значительно менее тяжеловесными, но не менее неприступными. Грузность заменялась характерной гитарной игрой с психоделическими шумовыми импровизациями.

Cable Regime – Assimilate And Destroy. Альбом: Life In The House Of The Enemy (1992, Permis De Construire Deutschland)

А Sweet Tooth — это олл-старс трио с представителями из всех пионерских групп направления: Джастин Бродрик (Fall Of Because / Godflesh), Дэвид Кокрейн (Head Of David) и Скотт Киль (Slab!). По музыке самая настоящая ода Big Black с бодрым индустриальным пост-хардкором.

Sweet Tooth – Kitty Fists. Миньон: Soft White Underbelly (1990, Earache)

Прежде чем перейти к следующим проектам, необходимо остановиться на личности Кевина Мартина. В будущем под псевдонимом The Bug он станет знаменитым рагга и дабстеп-продюсером, но это будут уже нулевые, а чем промышлял Мартин в конце восьмидесятых? Молодой саксофонист-самоучка, вдохновлённый не столько джазом, сколько пост-панковыми экспериментами с духовыми инструментами (вроде групп The Psychedelic Furs или Theatre of Hate), DIY-этикой панк-рока и саунд-ориентированными дабовыми сетами. Виртуозный подход джазовых саксофонистов был ему чужд, вместо этого он пытался выработать индивидуальный стиль не путём овладения инструментом постоянными репетициями, а через щепетильную звуковую обработку, что сам поэтично описывал как слияние электричества и воздуха. И в итоге звукозаписывающая студия полностью перевесит саксофон в сфере его профессиональных интересов.

GOD
GOD

В 1989 году Мартин основал группу GOD, в которой выступал вокалистом и играл на саксофоне. Также в состав входил гитарист, коих за первый год жизни проекта сменилось несколько. А поворотным моментом в истории и этого коллектива станет знакомство с Бродриком. Когда Кевин Мартин услышал дебютный мини-альбом Godflesh, он тут же созвонился и встретился с авторами пластинки (впереди их ждали долгие годы дружбы и продуктивного творческого сотрудничества). Вскоре, на тот момент всё ещё в формате дуэта (Кевин Мартин и гитарист Шейн Роган), GOD выпустили дебютный миньон «Breach Birth» (1990). Продюсировали пластинку Джастин Бродрик и Грант Шоубиз, известный по работе с The Fall. Стилистически же она представляла из себя что-то вроде ранних Swans, но со взбесившимся саксофоном.

GOD – Meat Head. Миньон: Breach Birth (1990, Situation Two)

Затем состав GOD принял форму, ставшую классической: 9 музыкантов, среди которых были Джастин Бродрик, его товарищи по Sweet Tooth — Дэвид Кокрейн (Head Of David) и Скотт Киль (Slab!), плюс Луи Чиккотели (Slab!), а также Тим Ходжкинсон (один из главных участников культовой авант-прог группы Henry Cow) и целый ряд исполнителей фри-джаза. В качестве гостя на первом полноформатном альбоме «Possession» (1992) засветился и сам Джон Зорн. Стилистика, как можно было догадаться, продолжала концепт бескомпромиссной гибридизации индастриал-рока/метала с авангардным джазом.

GOD – Soul Fire. Альбом: Possession (1992, Caroline)

ICE
ICE

В 1990 году Кевин Мартин совместно с Джастином Бродриком создают Techno Animal. На первом альбоме «Ghosts» (1991) характерное звучание проекта ещё не сформировалось: часть материала была имитацией экспериментов первопроходцев индастриала, часть — дарк-эмбиентом, часть — той самой циклической давящей годфлешевской ритм-секцией. Не удивительно, что для более уличного проекта ICE на тот момент потребовалась отдельная вывеска (во второй половине девяностых две этих формации во многом станут синонимичны). К тому же состав для ICE был значительно расширен. В него вошли старый знакомый басист Дэвид Кокрейн, ударник Джон Джобагги из Terminal Cheesecake, а также авангардный саксофонист Алекс Бюсс.

Techno Animal – Burn. Альбом: Ghosts (1991, Pathological)

Стилистика же ICE балансировала между индастриал-металом, дабом, иллбиентов и хип-хопом, а основной фишкой стали массивные басовитые биты. Второй альбом «Bad Blood» (1998) был уже и вовсе полноценным индустриальным хип-хопом. В сторону иллбиента, а затем и индустриального хип-хопа параллельно сдвинулся и Techno Animal. Третьим проектом в этой нише стал The Curse of the Golden Vampire с одноимённым альбомом 1998 года (в составе Бродрик + Мартин + отец диджитал-хардкора, Алек Эмпайр). К той же эпохе относятся и самые инспирированные хип-хопом альбомы Godflesh: «Songs of Love and Hate» (1996) и «Us and Them» (1999).

ICE – Juggernaut Kiss. Альбом: Under the Skin (1993, Pathological)

Techno Animal – Deceleration. Миньон: Techno Animal Versus Reality (1998, City Slang)

The Curse of the Golden Vampire – Ultrasonic Meltdown. Альбом: The Curse of the Golden Vampire (1998, Digital Hardcore Recordings)

Pathological Records

Распространение ранних релизов GOD, ICE и Techno Animal осуществлялось через лейбл Кевина Мартина Pathological Records. Просуществовал он недолго, и был закрыт уже в середине девяностых, однако помимо вышеописанных проектов за несколько лет на нём была выпущена целая линейка знаковых экспериментальных альбомов и от сторонних исполнителей. Среди них «Angels In Pigtails» (1990) от британских психоделических нойз-рокеров Terminal Cheesecake, «Gyatso» (1994) от швейцарской авангард-джаз/нойз-рок группы 16-17 во главе с Алексом Бюссом (Кевин Мартин на альбоме занимался сэмплированием, а Бен Грин привнёс фирменный басовый стиль Godflesh) или «Maximum Money Monster» (1990) от японских, опять же, нойз-рокеров Zeni Geva. Иногда эти работы также могут упоминаться в контексте "монолитного индастриал-метала", пускай это будет верно лишь частично (если вообще верно).

Terminal Cheesecake – Blow Hound. Альбом: Angels in Pigtails (1990, Pathological)

Zeni Geva – Slam King. Альбом: Maximum Money Monster (1990, Pathological)

16-17 – Black And Blue. Альбом: Gyatso (1994, Pathological)

Другие Napalm Death

Napalm Death периода «From Enslavement to Obliteration» (1988)
Napalm Death периода «From Enslavement to Obliteration» (1988)

Ни для кого не секрет, что ранний состав Napalm Death был очень нестабилен. Из основателей до первой половины «Scum» дотянул только Николас Буллен, а затем из людей, записывавших «Scum», уже в 1991 году в коллективе не осталось никого (последним ушёл Мик Харрис). Napalm Death девяностых де-факто был уже совершенно другой группой с во многом другими интересами. Тем не менее, помимо Бродрика след в индастриал-метале оставили и вариации коллектива второй половины восьмидесятых, и устаканившаяся версия девяностых. Первые признаки движения в индустриальные дебри можно было найти уже на альбоме «From Enslavement to Obliteration» (1988), начинавшемся со Swans-подобной композиции «Evolved as One». В таком же стиле записывался побочный материал того периода. Это и миньон «The Curse» (1988), это и «Multinational Corporations 2» со сплита с S.O.B. 1989 года, это и «Internal Animosity» для дебютной компиляции лейбла Pathological Records, так и называвшейся — «Pathological Compilation» (1989). База для Scorn была очень отчётливой.

Napalm Death – Evolved As One. Альбом: From Enslavement to Obliteration (1988, Earache)

Napalm Death – Multinational Corporations Part 2. Сплит: S.O.B. / Napalm Death (1989, Sounds of Burial)

Napalm Death – Internal Animosity. Компиляция: Pathological Compilation (1989, Pathological) / Компиляция: Noise For Music's Sake (2003, Earache)

Scorn
Scorn

Scorn — образованный в 1991 году осколок Napalm Death, дуэт двух бывших участников, заставших «Scum»: Мика Харриса и Николаса Буллена. Джастин Бродрик на этот раз временно был сессионным гитаристом. Формация в итоге сделает себе имя на поприще иллбиента, а Мик Харрис станет единоличным владельцем, но это будет потом, а дебютный альбом «Vae Solis» (1992) был эталоном индастриал-метала. В дальнейшем экстремальная составляющая будет плавно вымываться, и на самом известном альбоме «Evanescence» (1994) уже окончательно сформируется новое, электронное лицо проекта.

Scorn – Thoughts Of Escape. Альбом: Vae Solis (1992, Earache)

Scorn – Scorpionic. Альбом: Colossus (1993, Earache)

Napalm Death периода «Diatribes» (1996)
Napalm Death периода «Diatribes» (1996)

Итак, Мик Харрис ушёл из Napalm Death, вот только заезды в индастриал-метал у группы появились вновь на пластинке «Utopia Banished» (1992). Дэтграйндовой в своей основе альбом, но с индустриальным интро «Discordance» и медленной эпичной "годфлешоидной" концовкой в лице трека «Contemptuous».

Napalm Death – Contemptuous. Альбом: Utopia Banished (1992, Earache)

Значит Мик Харрис был не единственным инициатором подобных экспериментов? Следующее подозрение тогда падает на Шейна Эмбури, однако разгадка перестаёт быть важной, так как Шейна опередит в раскрытии темы относительный новичок группы — Митч Харрис (Мику Харрису он был просто однофамильцем, ну и коллегой по дэтграйндовому проекту Defecation). В 1992 году Митч создаёт сайд-проект Meathook Seed, а на подмогу ему приходят участники Obituary: ударник Дональд Тарди и гитарист Тревор Перес, выступивший в качестве вокалиста. Итогом сотрудничества стал полноформатник «Embedded» (1993), выполненный на стыке грувистого дэт-метала и "монолитного индастриал-метала". Шэйн Эмбури же исполнил завершающий альбом 13-минутный иллбиентный трек «Sea of Tranquillity».

Meathook Seed – Famine Sector. Альбом: Embedded (1993, Earache)

Шэйн Эмбури собственный индастриал-метал проект представит уже на следующий год — Blood from the Soul с альбомом «To Spite The Gland That Breeds» (1994), коллаборация с Лу Коллером, вокалистом нью-йоркских хардкорщиков Sick of It All. Но это был не единственный и не самый первый индустриальный проект Шэйна.

Blood From The Soul – On Fear And Prayer. Альбом: To Spite the Gland That Breeds (1994, Earache)

Часть материала для Malformed Earthborn записывалась Шэйном ещё 1992 году в соавторстве с Дэнни Лилкером и Скоттом Льюисом из Brutal Truth. Однако работа ими будет доведена до конца только в 1995 году. Единственный альбом проекта «Defiance Of The Ugly By The Merely Repulsive» (1995), изначально задумывавшийся как дань уважения творчеству Skinny Puppy, на деле скорее оказался одной из самых показательных попыток примирения индастриал-метала "монолитного" и "электро-индастриального". Демонстрация того, что грань между этими ветвями была куда более условной, чем кажется.

Malformed Earthborn – Nailed Savior. Альбом: Defiance of the Ugly by the Merely Repulsive (1995, Release Entertainment)

В 1994 году начинают преображаться и сами Napalm Death. Грувистый отрывистый риффинг из Meathook Seed перекочевал на альбом «Fear, Emptiness, Despair» (1994). Сверху наложились увлечения группы творчеством Helmet и различным альтернативным роком. Napalm Death изменили и композиторский подход, теперь песни строились вокруг барабанного бита, выступавшего основой. Закономерно появился и уже устойчивый индустриальный налёт, достигший пика на «Diatribes» (1996). И такой причудливый грув/дэт-метал с альтернативными отзвуками они будут играть до конца девяностых, а полноценное возвращение к дэтграйнду произойдёт только на «Enemy of the Music Business» (2000).

Napalm Death – Greed Killing. Альбом: Diatribes (1996, Earache)

Альт-металом с электронной подложной станет и второй полноформатник Meathook Seed «Basic Instructions Before Leaving Earth» (1999), но там и состав изменится значительно: участников Obituary заменит Шейн Эмбури, ударник Ян Трейси из Benediction и вокалист Кристоф Ламуре из французской ню-метальной группы Out.

Meathook Seed – Elemental. Альбом: Basic Instructions Before Leaving Earth (1999, Dream Catcher)

Но и на этом эксперименты состава Napalm Death в около-индустриальной стезе не закончились. В начале нулевых Митч Харрис реанимирует свой старый дэтграйндовый проект Defecation (на этот раз соло — без Мика Харриса). Неизвестно, запланировано или нет, но пластинка «Intention Surpassed» (2003) получилась максимально неживой и синтетической — ударные (если это были всё-таки ударные) походили на раскочегаренную драм-машину, а вокал сквозь фильтры получился по-настоящему роботизированным.

Defecation – Worldly Whys. Альбом: Intention Surpassed (2003, Nuclear Blast)

Отдельными треками индастриал-метал всё также продолжит появляться на альбомах и самих Napalm Death, особенно плотно на релизах двадцатых (возможно, что началась новая жанровая веха). Часть материала с «Throes of Joy in the Jaws of Defeatism» (2020) буквально походила на Godflesh, трек «Logic Ravaged by Brute Force» с отдельного мини-альбома имитировал Killing Joke, а на миньоне «Resentment Is Always Seismic: A Final Throw of Throes» (2022) поместился кавер на «People Pie» от самих Slab!.

Napalm Death – A Bellyful of Salt and Spleen. Альбом: Throes of Joy in the Jaws of Defeatism (2020, Century Media)

Мировая экспансия

O.L.D.
O.L.D.

Особенно обильное прорастание "монолитного индастриал-метала" случилось на американской почве. В первую очередь необходимо отменить группу O.L.D., костяком которой всегда выступали Алан Дубин и Джеймс Плоткин. Изначально это был экспериментальный юмористический проект, пародировавший только-только возникшую грайндкор-сцену, но на втором альбоме «Lo Flux Tube» (1991) произошла кардинальная смена и жанра, и концепции. O.L.D. вдохновились британским индастриал-металом (в том числе быстро обзавелись драм-машиной), только под параллельными влияниями психоделии и прогрессивного рока они уже тогда звучали слишком своеобразно (ещё и Джона Зорна пригласили для записи, опередив на год GOD).

O.L.D. – Outlive. Альбом: Lo Flux Tube (1991, Earache)

На последующих релизах специфичность только росла, O.L.D. то сильнее дрейфовали в сторону неопсиходелии и шугейза, то заигрывали с эмбиент-дабом и техно. И как и в случае с Napalm Death / Godflesh вокруг O.L.D. возникли десятки смежных коллективов, сайд-проектов и коллабораций самой разной жанровой направленности, в частности дроун-метал супер-группа Khanate.

O.L.D. – Rid. Альбом: Formula (1995, Earache)

В начале девяностых индастриал-метал заиграли и культовые нью-йоркские красти Nausea. Однако как следует закрепиться на этом поприще они не успели, распавшись в 1992 году. Индустриальные наработки перейдут в новый проект лидера группы, Эла Лонга — SIN, отметившийся монументальным сплит-альбомом «No Rest For The Wicked» (1992) с британскими побратимами Spine Wrench.

SIN – Stress Fracture. Сплит-альбом: No Rest For The Wicked (1992, Graven Image)

Именно с монолитного саунда, скрещенного с дэт-металом и дэтграйндом, начинали и всем известные Fear Factory. В такой стилистике в 1991 году записывался их дебютный полноформат «Concrete», который был отправлен пылиться на полку на долгие годы из-за конфликта с продюсером Росом Робинсоном. Возможность услышать альбом появится только в 2002 году, когда его релизнут без какого-либо согласия группы. Хотя остаточный след изначального звучания был хорошо заметен и на уже официальном дебютнике «Soul of a New Machine» (1992). Собственно, своё вдохновение британской сценой Fear Factory никогда не скрывали и за многолетнюю карьеру обзавелись целой обоймой каверов: и на Head of David, и на Pitchshifter, и на Sonic Violence.

Fear Factory – Escape Confusion. Альбом: Concrete (2002, Roadrunner / записано в 1991)

Как уже можно было понять, "монолитный индастриал-метал" в США приобретал самые разные формы. Skin Chamber (сайд-проект олдовой индастриал-группы Controlled Bleeding) продвигали преимущественно супер-медленный и супер-грузный вариант, не стеснявшийся уходить в дроун и силовую электронику. А Candiru между вполне "годфлэшоидными" композициями отрывались с безумными и чуть ли не танцевальными электронными битами и сэмплами. Dead World, в свою очередь, балансировали на грани с нерасторопным дум-дэтом с неким налётом психоделии, а к третьему альбому «Thanatos Descends» (1996) в плотную приблизились к нойзу.

Skin Chamber – Sucked Inside. Альбом: Wound (1991, R/C Records)

Candiru – Poison Mouth. Альбом: Unloved And Weeded Out (1993, Release Entertainment)

Dead World – The Machine. Альбом: The Machine (1993, Release Entertainment)

Андеграундные Depressor плотно замиксовали индастриал-метал с каноничным краст-панком на сыром звуке. Christdriver же сочетали монолитный саунд со сладжем и гранжем (да, родом они были из Сиэтла).

Depressor – F.I.L.T.H. Альбом: Burn The Illusion (1996, независимо)

Christdriver – Mediate. Альбом: Everything Burns (1996, Profane Existence / Skuld Releases)

Также можно вспомнить суровую индастриал-дэт-метал группу Bleed (они же Crawl), у которых концепт обложки миньона «Womb» (1993) подозрительно напоминал таковой у альбома Godflesh «Songs of Love and Hate» (1996), ну точнее наоборот (на самом деле это фотография «Аллеи Рака», сделанная National Geographic, и аналогичное использование — просто случайность, навеянная пересекающейся тематикой, или всё же не случайность?).

Bleed – Womb. Миньон: Womb (1993, Requiem)

Counterblast
Counterblast

Следующий крупный эпицентр можно обнаружить в Швеции. И первые в списке Counterblast с уже типичным происхождением: распалась именитая краст/трэшкор группа G-Anx, а на её месте сразу же возникло индастриал-метальное образование. Вот только совсем нетипичной была музыка Counterblast, как для страны, так и для направления — основой выступал эпичный стенчкор в британском стиле (перекликающийся с творчеством Amebix и Axegrinder), индустриальная составляющая его лишь дополняла. Существовать они тоже будут намного дольше других экс-крастовых команд, пускай в итоге и уйдут в более стандартный пост-метал.

Counterblast – Prelude Pain / Independence. Альбом: Balance of Pain (1996, Elderberry / Skuld Releases)

Неожиданные приветы в сторону Godflesh летели отдельными треками на альбоме «Splenium For Nyktophobia» (1994) от шведской дэт-метальной группы Uncanny (с Фредриком Норрманом из Katatonia и при соучастии Дана Сванё).

Uncanny – Lepra. Альбом: Splenium for Nyktophobia (1994, Unisound)

На первых порах к "монолитному индастриал-металу" были близки и Misery Loves Co., но уже на втором альбоме «Not Like Them» (1997) они сдвинутся в сторону альтернативного рока/метала. Хотя среди слушателей Misery Loves Co. продолжат в первую очередь ассоциироваться именно с бронебойным дебютником, а не радиоформатными меланхоличными работами конца девяностых. У следующего же шведского проекта ситуация сложилась полностью противоположным образом.

Misery Loves Co. – I Swallow. Альбом: Misery Loves Co. (1994, MNW Zone / Earache)

Дебютник Pain 1997 года задумывался Петером Тэтгреном в качестве ответа на вдохновивший его «Soul of a New Machine» (1992) от Fear Factory, но столь радикально адаптировать под такой саунд Hypocrisy он на отрез отказался, поэтому и был создан знаменитый сольный проект, в будущем подаривший миру «Shut Your Mouth» и ещё с десяток хитов. Вот только тот самый дебютник был настолько тяжёлым, депрессивным, абразивным и соответствующим своему названию, что широкого слушателя так и не сыскал. Сам же Тэтгрен был не в восторге от продемонстрированного им композиторского уровня (Pain представлялся ему не совсем таким), и в последствии перевёл проект на узнаваемые электронные рельсы.

Pain – Rope Around My Neck. Альбом: Pain (1997, Nuclear Blast)

Treponem Pal
Treponem Pal

Отличилась и Франция с, как минимум, двумя знаковыми группами: Treponem Pal и Kill The Thrill. Причём Treponem Pal хронологически одни из зачинателей направления и похожий стиль они выработали независимо от британских товарищей, опираясь на диковинный саунд Voivod, а также на Swans и The Young Gods. Собственно, и продюсеры их ранних альбомов были соответствующими: Франц Трейхлер (The Young Gods) на «Treponem Pal» (1989) и «Excess & Overdrive» (1993), Роли Мосимэнн (Swans) на «Aggravation» (1990). Четвёртый альбом «Higher» (1997) записывался уже при сотрудничестве с Сашей Конецко из KMFDM и демонстрировал новое видение группы с влияниями электро-индастриала, даба и регги.

Treponem Pal – Silico. Альбом: Treponem Pal (1989, R/C Records)

Kill The Thrill к индастриал-металу придут из пост-панка (как звучала группа изначально можно услышать на демке 1989 года, выпущенной в формате альбома в 2015 году). Однако та самая чувственность, типичная для французкого пост-панка/колдвейва всегда будет пробиваться через шумовой индустриальный напор, делая Kill The Thrill в полной мере непохожими ни на одну из перечисленных команд.

Kill The Thrill – Sixth Column. Альбом: Dig (1993, Agony)

Eisenvater
Eisenvater

Просочился монолитный саунд и в Германию, хотя составить конкуренцию KMFDM, Die Krupps и зарождавшейся Neue Deutsche Härte не смог даже и близко. Так ортодоксально "годфлэшоидная" банда Eisenvater уже в 1995 году на альбоме «III» частично начала напоминать что-то вроде Oomph! того периода, только в грязной и диссонансной форме.

Eisenvater – Idiot. Альбом: III (1995, We Bite)

Совершенно иной случай Sielwolf. Их альбом «Nachtstrom» (1993) можно назвать редчайшем образцом самого настоящего индастриал-метала в буквальном его понимании. Sielwolf скрестили перкуссионный индастриал в духе Einstürzende Neubauten с дисторшированными метальными риффами, добавив к тому же немного электро-индастриала и дарк-эмбинта. Результат получился максимально аутентичным.

Sielwolf – Nachtstrom. Альбом: Nachtstrom (1993, KK Records)

В соседней Австрии на монолитном поприще отметились Fetish 69 с двумя брутальными альбомами: «Antibody» (1993) и «Purge» (1996). После них группа решила, что в метале ими всё уже было сказано, дальше либо застой, либо уход в нежелательный альтернативный мейнстрим, либо кардинальная смена жанра. Был выбран последний вариант, и "Фетишисты" заиграли трип-хоп и иллбиент, ориентируясь на Scorn, Tricky и Massive Attack.

Fetish 69 – Pig Blood! Альбом: Antibody (1993, Nuclear Blast)

И всё это — лишь небольшая часть коллективов, обращавшихся в начале и середине девяностых к индастриал-металу рассматриваемого типа: знаменитые, широко известные в узких кругах и хотя бы относительно оригинальные представители. Волна была огромной, но варилась преимущественно в андеграунде, и вспомнят о нём сейчас единицы. В том числе российском андеграунде, да, например красноярцы Goregod или москвичи Crunch.

Goregod «The Human Abstract» (1994, независимо)

Crunch «Excrete» (1996, Morbid Noizz Productions)

Наследие

Жанровые особенности "монолитного индастриал-метала" были предельно чёткими и легко узнаваемыми, независимо от того, что в него в экспериментальном порыве примешивалось, будь то хип-хоп, шугейз или авангардный джаз. Да и представителей было, скажем так, достаточно. Однако, парадокс, его цементирование так и не произошло, и "монолитный индастриал-метал" практически растворился ближе к концу девяностых, даже не обретя названия. Да, это было предельно нишевое явление, даже не претендовавшее на широкую известность и полные стадионы. С другой стороны, довольно экстремальные группы, вроде Fear Factory и Strapping Young Lad, добивались успеха, но они имели значительно более типичную для метала риффо-ориентированную структуру. Попытки ускорить "годфлешоидную" базу и сделать её более ритмичной с метальной точки зрения невольно, но неизбежно на выходе давали всё тот же грув-метал. Точно так же жанр растворял свою суть и при смешивании с электронным компонентом "Министерской" ветки, переставая быть, собственно, монолитным. Хотя сами Ministry двигались в обратную сторону и в 1996 году выпустили дюже медленный сладжеобразный альбом с целенаправленно минимальной электронной составляющей — «Filth Pig».

Ministry – Filth Pig. Альбом: Filth Pig (1996, Warner Bros.)

Можно ли сказать, что две линии слились воедино? Спорно. Образующийся гибрид тут же снесёт волна куда больших размеров, настоящее цунами — альтернативный метал во главе с ню-металом. И индастриал-металом теперь называли именно различные формы альтернативного метала с электронной компонентой различной степени индустриальности, будь то Marilyn Manson или Static-X. Это был уже не EBM с гитарами и не грузный потомок нойз-рока и ноу-вейва, это была совершенно другая история со своими правилами.

Но и тут есть нюанс. Ню-метал отчасти повторял концепцию "монолитного индастриал-метала", раскручивая по максимуму старую добрую формулу, дающую нереальное ощущение грува: супернизкий строй гитар плюс неметальная ритм-секция. Для Godflesh и смежных групп источником был даб и хип-хоп, для ню-метала — хип-хоп и фанк (тут же вспоминаем бас-гитару Slab! аж из 1987 года).

Отрывок из статьи «Justin Broadrick Talks Hearing Korn + Fear Factory Mainstream Godflesh’s Sound»:

Джастин Бродрик: я помню, как Кевин Мартин позвонил мне и сказал: «Джус, ты хочешь услышать американскую группу, звучащую прямо как ты?» И он включил мне «Blind» от Korn. И я такой: «Да ты шутишь? Это звучит так, будто Godflesh встретились с Faith No More».

Korn – Blind. Альбом: KoЯn (1994, Epic / Immortal)

Из стиля Godflesh часто выводят и рождение пост-метала, даже можно встретить мнение, что «Pure» (1992) — это один из двух первых пост-метал альбомов наряду с «Souls at Zero» (1992) от Neurosis. Трудности возникают с самими рамками пост-метала, где он начинается и что вообще можно им считать? В современное понимание пост-метала «Pure» явно не помещается никак. Но всё ещё остаётся фактом, что на Godflesh и подобные группы ориентировались и Neurosis в качестве промежуточного звена, и уже однозначно пост-метальные ISIS и Pelican.

Отрывок из интервью Fact Magazine «Neurosis on working with Steve Albini, locking horns with Godflesh and making time stand still» (2012):

Стив Фон Тилл: музыкально мы постоянно пересекались с Godflesh по атмосфере, но думаю, что Джастин тогда был впереди, хотя это не казалось настолько очевидным, пока не оглянешься назад. Связь-то очевидная. Я имею в виду, мы любили Godflesh с момента их первых записей, и, конечно же, выход «Streetcleaner» полностью изменил правила игры для всех. Это навсегда изменило тяжелую музыку. В смысле, сколько исполнителей после него начало замедляться и настраиваться ниже? Не говоря уже о нас, любящих эстетику панка и метала, а также такие более сумасбродные вещи, как драм-машину Big Black, старой группы Стива Альбини, и даже Throbbing Gristle, привнёсших некоторые из этих странных текстурных элементов для создания этого апокалиптического долбанного… фиг знает чего. А Джастин просто отличный парень, который создал подход к созданию музыки, вмещающий столько разнообразия.

Neurosis – Locust Star. Альбом: Through Silver in Blood (1996, Relapse)

Очевидно, некоторое влияние стиль оказал и на зарождение мат-метала. Достаточно послушать мини-альбом «None» (1994) от Meshuggah (плюс в копилку монолитного саунда из Швеции).

Meshuggah – Aztec Two Step. Миньон: None (1994, Nuclear Blast)

Творчество GOD и 16-17 периода «Gyatso» (1994) нашло своё отражение в разных "джазкор"-коллективах вроде Black Engine (де факто такой "джазкор" является миксом нойз-рока и авангардного джаза с очень сильным индустриальным налётом).

Black Engine – I Hate Clowns. Альбом: Ku Klux Klowns (2007, Wallace)

А Бродриковский Jesu, сохранявший отдельные монолитные элементы, предвосхитил многие метализированные шугейз-группы с думовым и пост-метальным бэкграундом. Хотя до Jesu в схожей нише были те же самые O.L.D. середины девяностых или Kill The Thrill с альбомом «203 Barriers» (2001).

Kill The Thrill – Stase. Альбом: 203 Barriers (2001, Season of Mist)

Jesu – Friends Are Evil. Альбом: Jesu (2004, Hydra Head)

Но это уже слишком глубокие и далёкие дебри. Вернёмся к "монолитному индастриал-металу" в классическом понимании, чтобы, наконец, поставить точку и понять, почему его сепарация обрела смысл уже в новом тысячелетии?

Cо второй половины нулевых по самые двадцатые начала разрастаться полноценная волна из пары десятков групп, пытающихся возродить именно тот ортодоксальный стиль: Drug Honkey, Monotremata, Corrections House (супер-группа из участников Eyehategod, Neurosis, Yakuza и Minsk), Yerûšelem (сайд-проект французской блэк-метал группы Blut aus Nord, частично подходят и сами Blut aus Nord), Realize, поздние Fange и так далее. Добавим сюда уже упомянутых Napalm Death начала двадцатых. Возглавил же ревайвл сам Бродрик и компания. Сначала в рамках проекта Greymachine совместно с Дэйвом Кокрейном (Head of David, GOD), Аароном Тёрнером (ISIS, SUMAC) и Дермотом Далтоном (Cable Regime, Jesu), а затем и в формате воскресших Godflesh.

Greymachine – Wolf at the Door. Альбом: Disconnected (2009, Hydra Head)

Corrections House – Dirt Poor and Mentally Ill. Альбом: Last City Zero (2013, Neurot)

Yerûšelem – Triiiunity. Альбом: The Sublime (2019, Debemur Morti)

Источники:

Artist on Artist: Justin Broadrick of Godflesh talks to producer Sanford Parker (Chicago Reader, 2014)

Justin Broadrick on The Secret History of Godflesh (Vice, 2014)

Justin Broadrick Talks Hearing Korn + Fear Factory Mainstream Godflesh’s Sound (The Pit, 2023)

Интервью с Sonic Violence (Hohlraum, 2018)

Интервью с Crunch (Hohlraum, 2018)

Интервью с Bleed/Crawl (Hohlraum, 2016)

Decibrity Playlist: Shane Embury (Napalm Death) (Decibel Magazine, 2012)

Кевин Мартин: Громко, мощно, глубоко, басово ([moisture], 2019)

FETISH 69 oder wenn sich Bands weiterentwickeln! (Black Magazine)

Neurosis on working with Steve Albini, locking horns with Godflesh and making time stand still (Fact Magazine, 2012)

Списки групп и плейлисты:

Godflesh metal aka monolithic industrial metal by RoncsKornel

Monolithic Industrial. Between factories and heaviness by Mr_Stealhead

Long Live the New Flesh [Monolithic Industrial] by Killian

Смотрите также:

Блог теперь в ТГ: t.me/doncarcharo