Это зависело от школы, от работников кухни и от времени. Допустим, два года кормили плохо, а потом пришли на работу новые повара, и кормить стали хорошо. И пишу я лично о своем опыте, не распространяя его на все без исключения школы Советского Союза.
А училась я в двух школах. С первого по третий класс в одной, с четвертого по одиннадцатый – в другой. Но столовые в них мало отличались. Вернее, не столовые, а блюда, выдаваемые школьникам. Я напишу про те, что особо запомнились.
Манная каша с селедкой. Да, выдали ее всего раза два, но впечатление она оставила неизгладимое. Обычная манная каша на молоке, даже без комков, и в самую середину брошен кусок из середины туловища селедки. С торчащими ребрами, хорошо хоть без потрохов. Не, кому-то доставались хвосты, но мне всегда прилетала середка. Кто вообще придумал такое сочетание? Выход был один – аккуратно объесть кашу вокруг этого куска, стараясь его не касаться. Потому что сдвигать его на край тарелки – испоганить всю кашу. А она была неплохой.
Тушеная капуста. Помнится, я после школьной столовой и дома отказывалась ее есть. Маменька как-то уговорила, и оказалось, что это вкусно! Когда маменька готовит. С тех пор против тушеной капусты ничего не имею, и даже периодически готовлю ее сама. Но школьное – это было нечто. Либо настолько пересоленое, что потом пять раз за урок отпрашиваешься попить (если все-таки съела). Либо кислое, как будто приготовленное из тухлой капусты. И со странным запахом.
Творожная запеканка. Видимо, испортить ее было невозможно, и мы радовались, если сегодня выдают ее. Аккуратный такой брусочек, сверху с румяной корочкой, политый сметаной, иногда суховатый, но очень съедобный. Недоеденной она оставалась только у самых приверед.
Кофе с молоком и какао с молоком. Объединяю их, потому что разницу во вкусах между этими напитками так до окончания школы и не уловила. Это была сильно разбавленная молоком и водой, причем водой больше, чем молоком, бурда. Конечно, о натуральном кофе речи не шло, варили так называемый кофейный напиток, он и сейчас, кажется, продается. Состав – рожь, ячмень, овес, цикорий, который и придавал привкус кофе. Но из-за преобладания в напитке воды кофе не чувствовался. Как и какао. Интересно, чем они заменяли какао? Или все-таки использовали «Золотой ярлык»? Варианта было два. Либо сахара бУхали столько, что напитки были приторными до противности. Либо сахар экономили, и тогда это была несладкая бурда с малым количеством молока и непонятным привкусом, даже намеком на привкус.
Чай. Почему он у них отдавал шваброй? Знаете, родители меня научили – покупаешь новый веник, завари его в тазике с кипятком, так он дольше прослужит. И вот я так делала, и по ванной шел травяной, сенный дух, как травы заваривают. Вкусно пахло. Для веника. Но не для чая. У чая такого запаха быть не должно. А в школьном чае он был. Может, нам веники заваривали? С сахаром то же самое, либо сладкий до приторности, либо совсем безвкусный. Наверное, зависело от того, нужен ли был школьному повару сахар.
Сок. Обычно яблочный, который продавался в трехлитровых банках. Безбожно разбавленный водой.
Макароны и рис – обязательно серые. И слипшиеся. Я тот еще кулинар, мой потолок – приготовить как минимум съедобное, через два раза на третий – вкусное. Но я как-то научилась варить рассыпчатый и белый рис. Может, дело было в объемах? Себе-то варю полстакана в маленькой кастрюльке.
Жареная рыба. Много позже я узнала, что рыбу можно жарить не на масле, а на воде. В школьной кухне, похоже, так и делали. Это были склизкие кусочки, почему-то всегда пересоленые.
Гречневая каша. Вот тут негативных воспоминаний нет. Она была рассыпчатая, нормальная. Пшенная каша у меня лично тоже нареканий не вызывала.
Печень. Похоже, для школьников специально вырезали кусочки с пленками и жилами.
Про кисель писать не буду, я его исключила из своей жизни с самого рождения и до сих пор игнорирую. Ни в детском саду, ни в школе его не пила.
Пюре временами было нормальное, а временами настолько водянистое, что стекало с тарелки и по консистенции больше напоминало суп. Но обязательно на нем раздаточной ложкой был выдавлен изящный рисунок «елочкой».
Круг обжаренной вареной колбасы типа «Докторской» или «Молочной». Слегка обжаренной, но обычно с обеих сторон. Да съедобно, чо, на моей памяти никто ей не травился, видимо, подавали свежую, а обжаривали для очистки совести или по требованиям технологии.
В состав котлет входил в основном хлеб. И очень они нам с сестрой нравились. Особенно если положить ее на кусок хлеба. Мы дома просили маменьку делать такие же, добавлять больше хлеба. Она старалась, но получалось все равно не то. Недавно в нашем городе открыли общественную столовую, я зашла туда пообедать, купила самую дешевую котлету. Ем и чувствую - это оно! Вкус детства! Как мало надо человеку для счастья.
А когда я училась в среднем звене, у нас были дежурства по кухне. Несколько человек из класса отпускали минут за пятнадцать до окончания урока пред обеденной переменой, чтобы помочь на кухне и в столовой. В обязанности дежурных было накрыть столы согласно количеству учащихся, потом собрать грязную посуду и отнести ее на кухню, опоздав на следующий урок.
Вот тут я и увидела изнанку.
Для каждого вида посуды стоят три квадратных металлических чана, заполненные водой с содой. Нам следовало счистить с тарелок остатки еды в мусорное ведро, слить из стаканов остатки напитков в другое ведро, и сгрузить все это в первый чан. Вода в нем была мутная, серо-коричневая, и там плавала тряпка, вызывающая хтонический ужас. Тоже серая, у нас дома половая тряпка чище была. Кажется, и школьные половые тряпки из мешковины были чище.
Кухонные работники мыли этой тряпкой посуду по первому разу в первом чане, потом перегружали ее во второй, где вода была посветлее, а тряпка поприличнее, мыли там, потом перекладывали в третий чан с условно чистой водой, где ополаскивали посуду окончательно.
Нет, аппетита это не отбивало, мы продолжали питаться в столовой. Хотя периодически садишься за стол, придвигаешь тарелку и ощущаешь, что она жирная. Мы были советские дети и не пасовали перед трудностями, тем более, перед такими мелочами. Вилки и ложки тоже периодически были жирные. Ничего, протирали носовым платком. Салфеток, насколько я помню, было не предусмотрено. Хотя иногда встречались на столах треугольники папиросной бумаги.
И вот, когда я увидела школьную столовую в фильме «Приключения Петрова и Васечкина», помните, где Петров у Маши весь обед схавал в рамках укрощения строптивой, она вызвала у меня удивление. Отдельные столы на четверых, накрытые скатертями, вроде даже цветочки стоят. У нас на каждый класс был один длинный стол, составленный из нескольких. Столешницы с пластиковым покрытием бледно-зеленого цвета. А уж о скатертях или даже клеенке и речи не шло. Да, мы в конце, как убрали посуду, должны были эти столы протереть. Тоже весьма противными тряпками. И думала – это в каких же школах такие столовые? И почему у нас таких нет? А может, и у них не было, это специально для фильма декорации сделали.
Судя по рассказам моих учеников, сейчас в школьных столовых дело обстоит по-разному. Где-то хорошо кормят, где-то плохо. Но, когда я им рассказываю о своих воспоминаниях, иногда они говорят:
- О, а у нас точно так же! И чай да, веником отдает.
Ну хоть что-то в этом мире есть вечное и незыблемое. Чай с веником – это наши скрепы!
Еще рассказы о нашем противоречивом прошлом:
Ностальгии и старческого брюзжания пост