Найти тему

Ностальгии и старческого брюзжания пост

Как я уже писала в посте, жили мы в детстве около автостанции. И было там здание, являющееся настоящим храмом наслаждений и притягивающее всю детвору округи. Я о киоске с мороженым, конечно. В то время для нас существовало два сорта – сливочное по 10 копеек и пломбир по 20.

Но обычно выбор сокращался до понятия «какое завезли». Так что, честно говоря, был один сорт мороженого – мороженое. Чаще всего в бумажном стаканчике, если завозили в вафельных – уже везуха.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Иногда завозили какое-то сине-фиолетовое, плодово-ягодное, но мы его не очень любили – кислое. Тогда – невезуха.

И личность тети Вали – продавца мороженого – была для детей сакральной. Для нас она была хранительницей, нет, Хранительницей и Повелительницей лакомства, Королевой пломбира, Великим Выдавальщиком стаканчиков, Обладательницей самой-самой лучшей работы на свете и волшебных перчаток, но о них позже.

Покупка мороженого была тоже священным ритуалом. Подходишь к киоску, встаешь на цыпочки и заглядываешь в загадочную полутьму, в глубине которой маячит очень полная фигура в белом халате. Лица тети Вали я не помню, мы ее и не видели толком – окно было маленькое, мороженое она доставала и протягивала стоя, поэтому перед нашим взором представала только средняя часть тети Вали и ее руки.

Из окошка пахнет мороженым и бумажными стаканчиками. Протягиваешь деньги, озвучиваешь запрос. В глубине киоска белая фигура медленно, как рыба в аквариуме, перемещается, достает мороженое, втыкает в него палочку, протягивает тебе (и сдачу, по обстоятельствам).

В таких стаканчиках продавалось, без рисунка. Фото из открытых источников
В таких стаканчиках продавалось, без рисунка. Фото из открытых источников

И на свет появляются руки в изумительных бордовых перчатках с люрексом. Тетя Валя всегда работала в них, видимо, чтобы руки не мерзли от мороженого. Перчатки празднично искрятся, и даже когда руки, как щупальца осьминога, втягиваются обратно в темноту, можно разглядеть таинственное мерцание.

Для меня эти перчатки были олицетворением роскоши, аристократического лоска и изящества. Я мечтала, когда вырасту, иметь такие же. Ни у кого из наших знакомых во времена тотального дефицита таких не было. Где их взяла тетя Валя – загадка.

Позже, в Перестройку, одежды и аксессуаров с люрексом стало завались, в том числе перчаток. При желании я могла купить похожие. Но к тому времени у меня уже изменился вкус, и такое варварское великолепие не вдохновляло.

Сверху к мороженому была приклеена круглая бумажка, ее следовало снять, облизать и выбросить в стоявшую у киоска урну. Пустыми стаканчиками было хорошо хлопать, а деревянные палочки тоже тщательно облизывались и отдавались родителям. Они потом пригождались, когда надо было сдавать анализы в школе или детском саду (простите за неаппетитную вставку).

А на противоположном конце автостанции в теплое время года ставили желтую бочку с разливным квасом, и тогда родители вручали детям трехлитровые бидоны, деньги (36 копеек плюс 3 копейки купить еще стакан и выпить на месте) и отправляли к бочке. Да, пространство, где стояли автобусы, надо было пересечь, но никого это не напрягало, нас – в последнюю очередь.

Весной квас мы пили через стебли одуванчиков, как через соломинку. Сначала горько от одуванчикового сока, потом – нормально. Интересно, этот сок не ядовитый? Не, ну мы же не травились. А еще можно было соединить 2-3 стебля, воткнув узкие верхние концы в более широкие нижние, и сделать себе метровую соломинку. Так было вкуснее.

И да, маргиналов и подозрительных личностей толклось на автостанции достаточно. Но всегда находились водители автобусов, киоскерши и просто пассажиры, которые в случае чего отгоняли их от детей и грозились вызвать милицию.

Обещанное брюзжание. Сколько сейчас ни пробую пломбира, даже те бренды, которые «косят» под СССР – не тот вкус. И квас покупаю разных производителей в бутылках, и пробовала и разливной из бочки – тоже не то. То ли действительно ГОСТы изменились, то ли у меня с возрастом вкусовые рецепторы «затупились» от излишеств нехороших, но тех детских вкусов больше не встречаю.

А еще я любила шоколад «Цирк». Специфический привкус только у этого сорта был, у «Сказок Пушкина» и «Басен Крылова» - не тот. В 90-х годах, когда училась в универе, еще встречала этот «Цирк» в одном магазине. Потом он исчез окончательно. Может, читатели знают, что с ним стало, и существует ли он сейчас?

А в целом – жить стало лучше, жить стало веселей. С детства любила консервированный зеленый горошек, но его «выбрасывали» в продажу в нашем городе не всегда, обычно перед праздниками. И покупали его для салатов. Когда удавалось, мама покупала дополнительную банку, мы с сестрой честно делили ее содержимое пополам и съедали. А сейчас, когда приспичит, покупаю банку и в одно жало съедаю, очень даже просто.

Рассказ о счастливом детстве и своеобразном опыте советских детей:

У детей жизненный опыт похлеще, чем у взрослых

Хотите еще историй? Пишите свое мнение в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Еда
6,93 млн интересуются