Найти в Дзене
Объект ГЕРОИ

5 идей позитивного воспитания: не сюсюкаться и не орать

Оглавление

Позитивное воспитание в розовых мечтах блогеров-психологов — это что-то о безграничных «да» и родительской беззубости. Хватит, проехали.

Между диктатурой и анархией существует золотая середина, где дети растут дисциплинированными, но счастливыми, а родительские волосы остаются на месте и в том же цвете, в котором планировалось.

«Не сюсюкаться и не орать» — не только возможный, но и крайне продуктивный подход. В этой статье мы разберем пять основных идей позитивного воспитания, которые помогут вам наладить дисциплину, не превращаясь при этом в домашнего тирана.

Идея 1. Четкие границы

Идея 2. Позитивное подкрепление

Идея 3. Эмпатия и активное слушание

Идея 4. Последовательность без жестокости

Идея 5. Собственный пример

Идея 1. Четкие границы: не магия, а психология

Границы в воспитании — это не о том, чтобы поставить забор выше и крепче. Скорее это создание карты, которая четко показывает, где «здесь можно» и «там нельзя».

Подумайте о границах как о правилах дорожного движения: они не ограничивают свободу, а наоборот, обеспечивают безопасное и плавное движение. Без них каждое утро на дороге превратилось бы в хаос.

Так и в воспитании: четкие правила помогают детям ориентироваться в поведении, не сталкиваясь при этом с непредвиденными «авариями», связанными с эмоциями. И вашими, и их собственными, которые будут формироваться еще до 20 лет.

Хотите, кстати, мы сделаем экскурс в возрастную нейробиологию? Напишите в комментариях, разложим всё понятным языком.

Прозрачные и последовательные правила помогают детям развивать самоконтроль и самоуважение, потому что они точно знают, чего от них хотят. На работе, кстати, все аналогично: если вы не знаете, чего от вас хочет начальство, сложно, знаете ли, быть работником месяца.

Примеры четких границ:

  • время выполнения домашних заданий,
  • правила поведения за столом,
  • правила гигиены,
  • лимиты времени, проведенного с гаджетами,
  • и так далее.

Важно, чтобы эти правила были объяснены детям ясно и понятно, с обоснованием их необходимости, а не просто выданы как набор запретов и рамочек.

Когда дети (да и вообще люди) понимают логику установленных правил, они более склонны их принимать и следовать им. Расскажите, почему важно ограничивать время за экраном или почему необходимо убирать детальки конструктора после игры.

Подходите к установлению границ как к разговору, а не как к диктату, и вы увидите, как растет внутренняя мотивация и самодисциплина вашего ребенка.

Идея 2. Позитивное подкрепление: похвала мощнее наказания

Давайте сразу уточним: позитивное подкрепление не означает засыпать ребенка конфетами каждый раз, как он что-то делает правильно. И вообще делать пищу наградой, кстати, ужасная идея. Тоже тема для отдельной статьи о РПП и мотивации.

Позитивное подкрепление — это про использование поощрений для укрепления желаемого поведения. На уровне мозга это намного продуктивнее, чем попытки управлять через страх и угрозы.

-2
Представьте, что вы тренируете кота (нет, мы не сравниваем ребенка с животным, но так нагляднее) — он точно не станет лучше ловить мышей, если вы будете на него орать. Но если каждый раз после успешной охоты вы его гладите и хвалите, то, вероятно, скоро начнет приносить вам мышей больше, чем вы готовы утилизировать.

Применяемо к детям: ваш ребенок убирает игрушки не потому что «если не уберешь, накажу», а потому что знает — после этого обычно следует время чтения любимой книги или игры.

Так он учится ассоциировать хорошее поведение с положительными результатами. Это укрепляет его желание делать правильные вещи не из страха перед последствиями, а из желания получить что-то приятное. Такие ассоциации могут стать основой для более здорового паттерна поведения в будущем.

Подумайте об этом как о долгосрочной инвестиции.

Каждое позитивное подкрепление — это вклад в будущее, где он сам решает следовать правилам, потому что это приносит хорошие результаты, а не потому что он боится наказания.

И не забывайте, что ваша похвала и внимание — самая ценная «валюта» для этого вклада. И инфляции не подвержена.

Идея 3. Активное слушание: дисциплина ума и сердца

Активное слушание и эмпатия — это фундаментальные инструменты для установления доверительных отношений с вашим ребенком.

Активное слушание не значит, что вы просто молчите, пока ребенок изливает вам душу. Если сделать лицо кирпичом, никто вам ничего не расскажет. Активное слушание — это искусство показать, что вы действительно вникаете в чувства и мысли второго человека. Как результат — ваш ребенок чувствует себя услышанным и понятым, а значит конфликтов становится меньше, а эмоциональная связь крепче. Это как разговор по душам, только без вина, вины и обвинений.

-3

Примеры фраз, которые могут помочь в активном слушании и проявлении эмпатии:

— Я вижу, что это тебя расстроило. Ты обиделся, да? Расскажи, что именно тебя обидело?
— Катенька, кажется, это было действительно важно для тебя. Понимаю. Да. Давай попробуем вместе найти решение?
— Иди сюда. Было сложно, да? Я вижу. Но ты справился очень хорошо, ты старался! Ты хочешь обсудить, как мы можем улучшить результат?
— Я понимаю, почему ты мог почувствовать себя так. Если бы я была на твоем месте, я бы, наверное, почувствовала то же самое.
— Ты так хорошо справляешься! Я горжусь тем, как ты себя проявила. Да, честное слово. Расскажи, что было сложным? Ага. А можем ли мы подготовиться к этой ситуации в следующий раз заранее?

Использование таких и аналогичных фраз в разговоре с детьми создает атмосферу безопасности, где дети учатся не только выражать свои мысли и чувства, но и решать проблемы, не боясь быть непонятыми и заслужить фразы «ерунда, брось киснуть» и «ну ты дурачок, сам не догадался?» Это и есть настоящая дисциплина — дисциплина ума и сердца.

Идея 4. Последовательность: строгость без строгости

Последовательность — это не о том, чтобы быть беспощадным судьей с молотком, готовым приговорить и настучать при первом же проступке.

Вы здесь, чтобы устанавливать четкие и понятные правила, которые не меняются в зависимости от настроения родителей.

Представьте себе: вы играете в игру, где правила постоянно меняются. Путаница, паника в селе, фрустрация. Так же чувствует себя ребенок, когда за одно и то же действие то прилетает, то нет. Неудивительно, что из такой игры хочется убежать!

-4

Последовательное применение правил требует дисциплины и от родителей тоже.

Это значит, что если вы установили время отхода ко сну в 21:00, то исключения должны быть редкими и обоснованными, а не базироваться на случайности или усталости родителя.

Помните, ваша последовательность сегодня — это ваш спокойный сон завтра.

Кроме того, это учит детей предсказуемости мира, что не всегда объективно (но это мы к 30 годам поняли), но крайне важно для психологической устойчивости ребенка и общего чувства безопасности.

Фраза «Правила есть правила» не должна звучать как угроза. Наоборот, как обещание порядка и стабильности, которое вы даете своему ребенку.

Идея 5. Собственный пример: показать, а не рассказать

Говорят, дети делают не то, что им говорят, а то, что видят. И правильно говорят.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок уважал других, убирал за собой и не использовал грубую силу для решения конфликтов, первый шаг — это проверить собственные привычки. Неудивительно, что ваш школьник копирует вашу привычку кричать, когда что-то идет не так. Маме можно, значит и ему можно.

-5
Ваше поведение — это живой учебник для ребенка. Все записывается в подсознание, формируя представления о том, как должен вести себя взрослый классный человек. Вы ведь классный человек?

Так что, если вы хотите вырастить ответственного и сознательного человека, начните с себя. Не просто наставляйте, а демонстрируйте.

Станьте тем героем, которым ваш ребенок будет восхищаться, а не бояться. И добавьте таких же героев в окружение: тренеры, педагоги, наставники. Покажите, как можно справляться с разочарованиями без швыряния подушек, как можно решать проблемы со спокойной улыбкой и находить радость в рутинных делах.

Помните, что каждый ваш день — это эпизод в сериале, который формирует мировоззрение ребенка. И если вы хотите, чтобы финал был счастливым, сделайте каждый эпизод стоящим. А то получится, как с Игрой престолов… Ну или с каким еще сериалом сравнить?

_____

Финализируем:

позитивное воспитание — это не хаос без правил и поцелуи в пятую точку, а искусство установления границ, где каждое «нельзя» подкрепляется теплым и терпеливым «потому что».

Ноль крика и страха, максимум понимания и уважения. В результате дисциплина становится не бременем, а мостом к самостоятельности и ответственности наших детей.

________________

Больше лайфхаков о воспитании детей и подростков в нашем телеграм-канале "Объект ГЕРОИ"

-6

Смотреть телеграм-канал

#воспитание_детей #воспитание_подростков #детское_воспитание #Объект_Герои #детская_психология #подростковая_психология