Вторая часть на ЕГЭ по истории состоит из 9 заданий. Максимальный балл, который можно набрать за полное выполнение - 22. Задания разделены на несколько блоков:
1. работа с текстом;
2. работа с изображением (культура);
3. задание по Великой Отечественной войне;
4. задание на построение причинно-следственных связей;
5. раскрытие термина;
6. задание на проведение сравнительных характеристик разных периодов истории России;
7. сравнение процессов Отечественной и Зарубежной истории.
Разберем каждый блок заданий подробнее 👇
РАБОТА С ТЕКСТОМ (ЗАДАНИЯ 13-14, 17)
Задание 13.
Требуется анализ исторического источника. Обычно, необходимо указать три элемента. Например, имя политического деятеля, год издания документа и т. п.
Задание 14.
Требуется анализ исторического текста обычно без привлечения знаний об истории. Необходимо найти требуемую информацию в тексте. Рекомендуется цитировать.
Задание 17.
Тоже проверяется умение анализировать исторический источник. Необходимо максимально внимательно прочитывать текст: знание исторических фактов (ВОВ!), как ни странно, требуется. Прочитываем очень внимательно, чтобы не спутать информацию в двух текстах.
Ключевые рекомендации для выполнения заданий: учим теорию, решаем задания самостоятельно, безукоризненно прорешиваем пробники, выполняем домашние задания, ходим на практические занятия и внимательно читаем текст. Как видите панацея одна — учить всё, что дают репетиторы, онлайн-школы и т.д.
ИЗОБРАЖЕНИЯ (ЗАДАНИЯ 15-16)
Общие рекомендации. Анализ иллюстративного материала проверяет как знания общего курса истории России, конкретные моменты, так и связанные непосредственно с иллюстрацией. Ключевые рекомендации всё те же, каких-то общих лайфхаков нет, только частные, связанные с конкретными памятниками. Будьте внимательны и учите культуру.
Практика
Задание 15. Кто был Генеральным секретарем партии, в год, когда была выпущена марка. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа
Ответ: Брежнев. На марке указан город Обнинск и событие, которому посвящена марка - 20 лет первой в мире АЭС. Первая в мире АЭС в Обнинске была запущена в 1954 году, следовательно 1954+20=1974. В 1974 году Генеральным секретарем был Брежнев.
Задание 16. Какой памятник был построен после выпуска марки? Укажите название города, в котором он находится.
Ответ: 1) 4 2) Москва
ЗАДАНИЕ 18,20,21
Общие характеристики. Эти задания объединяет необходимость анализа исторической ситуации, то есть необходимость на полную выкручивать думалку. Думать же мешают плохие ключи — для более ранних демоверсий это были пособия Маркина и Пазина, решуЕГЭ, которые могут разбудить ошибочное мнение о том, как должны быть написаны ключи. Избегайте этой литературы.
ПСС - задание 18
Суть задания — анализ какой-либо исторической проблемы, ситуации. Вариации задания: привести причины/последствия событий (явлений, процессов) - 3 штуки в ЕГЭ-2024 есть конкретизация для причин и последствий (комбинация любая)
Как отвечать:
нужно наиболее полным ответом раскрыть все элементы вопроса, прослеживая в ответе связь между приводимым положением и заданием, четко объясняя эту связь; не приводите положений больше, чем требуется, за это могут снять баллы.
Как оформлять:
пишите ответ списком по букам в соответствии с вопросами из текста задания; не нужно сильно распространяться на текст, который не играет на задание - пишите четко и по сути.
Задания 20, 21
Суть заданий — анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса истории.
Давайте установим чётко. В 20 задании мы пишем обоснования. В задании 21 мы пишем аргументы. Структура аргумента и обосновании отличается. Ответы оформляйте по образцу из демоверсии и КИМа.
В задании 20 представлена тема, по которой нужно сформулировать тезис, который необходимо обосновать двумя аргументами. Структура обоснования в задании 20 отличается от структуры аргумента в задании 21. Задание 20 предполагает сравнение позиций непосредственно в самом объяснении. (Ниже схема.) Сравнение предполагает либо нахождение сходств, либо различий. Либо одно, либо другое. Фактически, это задание №24 2021 года, только видоизменённое.
В задании 21 представлена одна дискуссионная точка зрения по какой-либо исторической проблеме, касающейся черт различия или общих черт в политике/раз-витии или для двух сторон (пока что мы точно знаем, что это может быть сравнение развития двух стран). Выпускнику необходимо привести по одному аргументу, которыми можно подтвердить/опровергнуть (в зависимости от формулировки задания) данную точку зрения для каждой стороны.
Помните:
- при оценивании учитывается качество аргументации, а также число аргументов в совокупности по обе стороны;
- приводите больше аргументов, чем требуется, всегда лучше подстраховаться (здесь это можно);
- старайтесь придерживаться структуры "факт-следствие (объяснение, комментарий)". Факт должен быть раскрыт убедительно в следствии, и затем для простоты восприятия заключён выводом, подтверждающим или опровергающим тезис.
Термины - ЗАДАНИЕ 19
Суть задания. Вы должны, используя исторические знания: а) раскрыть смысл понятия; б) привести конкретный исторический факт, иллюстрирующий заданный термин. Исторический факт должен быть сформулирован максимально конкретно и непосредственно играть на термин. Приводим только один факт, в котором уверены на все 100.
Ключевой лайфхак! Не теряемся, идём системно, от частного к общему, когда раскрываем термин. Если от нас требуют раскрыть смысл термина "крепостное право", следует подумать, каким обобщающим словом можно охарактеризовать крепостное право. Например, "крепостное право – это система".
Идем дальше: система чего? Система правоотношений.
Чем характеризуется эта система правоотношений? Подумаем...
Так мы с вами приходим к термину: "крепостное право – это система правоотношений, характеризующаяся прикреплением крестьянина к земле и к ее владельцу".
Сохраняйте, если было полезно! 💜