Царицыно прекрасно всегда, в любое время года, в любую погоду. Всякий раз поражает своим особым, неповторимым шармом.
Здесь очень чистый воздух, и дышится так легко, что невозможно надышаться.
Здесь так красиво, что невозможно наглядеться...
Царицыно задумано как загородная резиденция императрицы Екатерины II. Баженов собирался разбить здесь регулярный французский парк. Но Екатерина решила устроить в своей резиденции парк английский, ландшафтный:
Здесь великолепно всё: фонтаны, пруды, беседки, мосты, арки... В парке растёт черешчатый дуб, которому более 300 лет. Он был посажен ещё в «допетровские» времена:
🌿 Архитектурный ансамбль усадьбы Царицыно
Выбор архитектора для строительства загородной резиденции был неслучаен: Екатерина очень высоко ценила своего придворного зодчего. Дворцовые постройки, - указывала она Баженову, - должны быть «в мавританском вкусе» и «во вкусе готики».
Выражение «во вкусе готики» означало не ту готическую архитектуру, которую знаем мы. Для России 18 века «во вкусе готики» означало «нечто за рамками принятых архитектурных норм». Нечто вычурное, выразительное, декоративное. Что Баженов и создаёт. Его «готика» - это удивительный сплав древнерусского зодчества и московского барокко.
В своей переписке с императрицей архитектор называет это «нежной готикой». Использует красный кирпич. Для яркого декора – белый камень. Крыши всех построек кроются жёлтой черепицей (которую впоследствии заменят металлической кровлей).
В течение лета 1775 Баженов снимает подробный топографический план местности. Затем на большом белом полотне чертит контуры будущей усадьбы и накладывает вырезанные из бумаги планы зданий на предполагаемые места построек.
Баженов замыслил усадьбу как «россыпь построек», находящихся внутри треугольного периметра и при этом стоящих на большом расстоянии друг от друга. Эта «россыпь построек» располагается на высоком мысу между оврагом и прудом.
🌿 Большой дворец
Центральное место в плане Баженова занимали два одинаковых дворца для Екатерины II и цесаревича Павла с семьёй. Между ними начали строить оранжерею, но у Павла Петровича рождались дети и было решено между двумя дворцами построить Дворец внуков. Баженов соединил его галереями с дворцами Екатерины и Павла.
Все три баженовских дворца были разобраны до фундаментов в 1886 по приказу Екатерины и перестроены Матвеем Казаковым в один Большой дворец:
Недавняя реставрация Большого дворца во многом хороша. Но его исторических интерьеров не то чтобы не сохранилось, их просто не было. Ведь Матвей Казаков не успел оформить его внутреннюю отделку. Потом Екатерина умерла и строительство остановилось. Нынешние интерьеры - это лишь фантазия современных художников-реставраторов.
Но во дворце бывают интересные выставки. И там есть экспозиция, посвящённая истории Царицыно - её тоже стоит посмотреть.
Об истории усадьбы Царицыно и внутреннем убранстве Большого дворца:
Вокруг Большого дворца разместились вспомогательные постройки:
🌿 Кухонный корпус (Хлебный дом);
🌿 Три Кавалерских корпуса;
🌿 Камер-юнгфарский корпус (для девушек-прислуг);
🌿 Шестиугольный и Крестообразный павильоны;
🌿 А также Средний и Малый дворцы императрицы:
Все усадебные постройки были закончены к 1785 - оштукатурены внутри и ожидали покраски. Полы покрыты керамической плиткой, устроены изразцовые печи. Баженов тщетно пытался выяснить у Екатерины, “чем и как убирать здания". Она отвечала: "на то будет времени".
В 1785 практически готовый ансамбль Царицыно Екатериной II был отвергнут. О мотивах императрицы историки спорят до сих пор. Так или иначе, было приказано разобрать основные постройки, а архитектору была дана отставка.
Не сохранились:
🌿 Большой кавалерский корпус для свиты Екатерины;
🌿 Камер-юнфарский корпус для служанок Екатерины, камер-юнгфер.
🌿 Управительский дом.
Они были разобраны в 1794–1795, потому что перед Большим дворцом надо было освободить место для парадной площади. От первых двух зданий остались фундаменты - они законсервированы и открыты для просмотра:
🌿 Фигурные (Виноградные) ворота - одна из лучших построек В.И. Баженова, воплощение его «нежной готики». Сам архитектор называл их «воротами прекрасной фигуры». Это условная граница между дворцовой и парковой частями усадьбы:
Название «Фигурные» объясняется пышным декором ворот, а название «Виноградные» появилось уже в 20 веке из-за белокаменной виноградной грозди в проёме стрельчатой арки. Раньше ворота украшали ещё и два керамических мопса, но они были утрачены.
🌿 Фигурный мост - это парадный въезд в усадьбу. Одно из самых ранних её сооружений, дошедшее до наших дней совсем без утрат. Название моста, как и название ворот, связано с его причудливым декором. Баженов придал мосту вид крепости - мощная арка между двумя башнями напоминает въезд в средневековый замок:
🌿 Баженов также планирует 80-метровый Большой мост через овраг, который связывает усадьбу с заовражной частью. Это самый крупный из всех немногих сохранившихся мостов 18 века. Но, несмотря на свои размеры, мост кажется лёгким и воздушным:
🌿 А теперь давайте полюбуемся Средним дворцом
Его ещё называют Оперным домом. Построен в 1776 - 1778 и несколько лет ждал распоряжений императрицы по оформлению интерьеров. Но в 1784 все работы в Царицыно были остановлены. Здание так и осталось без внутренней отделки. Планы Баженова по оформлению интерьеров не сохранились. Поэтому сейчас здесь просто белые стены и своды.
Сегодня Оперный дом - единственное созданное Баженовым пространство, сохранившее свои изначальные пропорции и прихотливую внутреннюю планировку. Эти драгоценные своды чудом уцелели, несмотря на то, что на них десятилетиями росли деревья. И это, наверное, самое красивое здание Царицыно:
Ажурное строение из красного кирпича с очень сложным и замысловатым белокаменным декором. Оно двухэтажное:
- первый его этаж - приземистый, массивный и довольно простой в своём убранстве, с большими стрельчатыми окнами, скупо украшенными декором в виде перевитых лентами ветвей;
- второй этаж - не такой высокий, окна здесь поменьше и дополнены круглыми люкарнами, а декор изысканнее и обильнее:
Благодаря этому создаётся ощущение, что дворец устремлён ввысь.
А венчает его нарядный парапет - ажурная аркада с фронтоном в виде театрального занавеса, украшенного звёздами - и это всё из камня:
Средний дворец предназначался для официальных приёмов. Оба парадных входа украшены двумя огромными резными гербами в виде двуглавых орлов с символами императорской власти - державой и скипетром - они придавали зданию официальный характер, ведь это императорский дворец:
Здание также предназначалось для концертов и спектаклей, поэтому большую его часть занимает огромный зал со сводчатым потолком и прекрасной акустикой:
Но здесь не только замечательная акустика, но и потрясающая игра света и тени. Ходишь по этим светлым «готическим» залам и наблюдаешь, как благодаря форме окон и конструкции сводов свет бликует, преломляется, рассыпается. И понимаешь, что архитектура - это прежде всего пространство.
К большому залу примыкают два аванзала и анфилада небольших комнат. Десять лет назад под этими сводами нашла приют замечательная коллекция мраморной скульптуры из закрытой на многолетнюю реставрацию усадьбы Останкино, выставка шедевров из уникального собрания графа Н.П. Шереметева:
В нишах на фоне белых стен мифические древнегреческие персонажи обрели свою новую жизнь.
🌿 Выставка названа «Дворец во дворце: Скульптура Останкина в Оперном доме Цырицына» - она собрала подлинные античные скульптуры и копии, сделанные известными художниками, произведения европейских и русских мастеров 18 и 19 веков. Вместе с сохранившимися постаментами:
Изысканный и гармоничный образец соединения архитектуры и скульптуры. Сегодня мы не знаем, какими Баженов задумал интерьеры этого дворца. Но, судя по форме и расположению залов, значительную роль в их украшении должна была играть именно скульптура - это отвечало бы вкусам того времени.
🌿 Освещение дворца
Светильники Оперного дома - отдельная песня. Их 28: 12 люстр, 14 бра, один фонарь в готическом стиле и одно паникадило (многосвечник).
На втором этаже, в более камерных пространствах, висят подлинники. Например, люстра на восемь свечей, сделанная в России в 18 веке, металлический каркас которой украшен миндалевидными хрустальными подвесками:
Все люстры разные, ни одна не похожа на другую. Очень красива и необычна позолоченная люстра с колбой из синего стекла, украшенная хрустальными подвесками:
Шестигранный фонарь в готическом стиле (паникадило) сделан во второй половине 19 века и украшен изображениями то ли грифонов, то ли горгулий:
На узкой лестнице чья-то услужливая рука держит свечу, освещая нам путь вниз по тёмному извилистому пространству:
На первом этаже - огромные торжественные люстры.
В парадном зале это каскадные люстры на 84 свечи, созданные в Австрии в конце 1990-х специально для Оперного дома - яркий образец стиля бидермейер. Всего таких люстр в Оперном доме три:
А в аванзале нас встречает (и провожает) вот такая хрустально-золочёная красота - тоже бидермейер, который ещё называют сниженным ампиром:
Архитектурный ансамбль Царицыно, который создавался двумя русскими гениями - Баженовым и Казаковым - так и остался, увы, незавершённым.
Если бы баженовский замысел был воплощён в жизнь, то сегодня Царицыно представляло бы собой что-то необыкновенное: целый живописный городок из красного кирпича, состоящий из множества сооружений самых небывалых форм и самого затейливого декора со сверкающими на солнце жёлтыми крышами. Фейерверк архитектурных находок гениального архитектора в окружении старинного пейзажного парка.
Замыслу не суждено было осуществиться. Впрочем, и в таком - незавершённом виде - Царицыно представляет собой нечто совершенно необыкновенное...