Здесь всё именно великолепное: природа, здания, мосты, фонтаны, пруды, парки... А когда-то на их месте росли дремучие леса и среди них затерялась небольшая деревенька.
С конца 16 века эти земли принадлежали русским царям. Сначала здесь была усадьба царицы Ирины Годуновой. В Смутное время она сгорела, и на её месте осталась выжженная пустошь, которую прозвали Чёрной Грязью.
В 1633 земля перешла к боярину Василию Стрешневу - тестю царя Михаила Фёдоровича.
Затем фавориту царевны Софьи - Василию Голицыну.
В 1689 Пётр отправил Голицына в ссылку, а усадьбу подарил молдавскому князю Дмитрию Кантемиру. Часто бывал здесь сам. Был построен усадебный дом и поселившиеся молдаване разбили вокруг сады.
Когда весной 1775 Екатерина II посетила эти места, она была очарована. И я её понимаю. Когда я впервые шла по дорожкам этого великолепного парка, то удивлялась: почему я до сих пор здесь не была?!
Екатерина выкупила усадьбу, переименовала её в Царицыно и решила устроить здесь свою загородную резиденцию, которая должна была стать моделью идеального мироустройства: то есть, здесь должно было быть всё и сразу. И в идеальном виде.
Для строительства такой необыкновенной резиденции Екатерина пригласила архитектора Василия Ивановича Баженова.
Баженов задумал целый город – с дворцами, домами придворных и челяди, с хозяйственными постройками – краснокирпичный, подобно Кремлю. Ансамбль, в котором средневековые мотивы сочетались бы с элементами традиционного древнерусского зодчества. Для фасадов он решил использовать красный кирпич, а для отделки - белый камень.
И с регулярным французским парком.
Императрица проект одобрила. Но вместо регулярного она решила устроить в своей резиденции парк английский, ландшафтный. Для этого был приглашён англичанин Фрэнсис Рид - он и создал Царицынский парк, каким мы видим его сегодня. Позднее, уже при Александре I, был приглашён архитектор Иван Егоров, который построил в парке павильоны, гроты, мостики и руины.
Баженов приступил к строительству в 1776. Работал не покладая рук, отдавая все силы новому проекту. Для Екатерины и Павла возвели два одинаковых дворца, для придворных - Большой Кавалерский корпус. Вокруг разместились Малый и Средний дворцы императрицы, кухонный корпус (Хлебный дом), и четыре постройки для прислуги.
Строительство требовало больших денег. Деньги же от Екатерины поступали нерегулярно. К тому же Баженов превышал порой смету, не дожидаясь новых денежных поступлений. Когда деньги закончились, Василий Иванович заложил имение жены и продал свой московский дом, переселившись на стройплощадку. Однажды он даже взял ссуду в размере десяти тысяч рублей - он очень не хотел прерывать строительство.
К 1785 здания были готовы и оштукатурены. Оставалось лишь определиться с интерьерами. Екатерина должна была приехать в июле, а нагрянула в начале июня. Что-то показалось ей подозрительным.
Она приехала не с парадной стороны, а с той, где виды были не так красивы. Ей не понравилась природа, дворец показался тесным и похожим на гроб, лестницы узкими, потолки низкими... Деньги потрачены впустую, - сказала она и велела всё сломать: "учинить изрядные поломки".
Продолжать строительство пригласила Матвея Казакова, ученика и помощника Баженова (автора Петровского путевого дворца, здания Сената в Кремле и здания Московского университета на Моховой).
Причины столь странного поступка императрицы до сих пор неизвестны. Одна из самых популярных версий - в декоре дворцов Екатерину смутило обилие масонских знаков:
Для Баженова это стало настоящей трагедией. Он был раздавлен, к тому же почти разорён. Долго приходил в себя. Государственных заказов больше не получал, только частные проекты.
А Матвей Казаков разобрал два дворца и Большой Кавалерский корпус и на их месте возвёл более пышный и помпезный Большой дворец. Он был украшен восемью башнями с шатрами и походил на средневековый замок. В центральной его части находились парадные залы. В западной (ближе к прудам) планировались покои Екатерины. В восточной части (ближе к Хлебному дому) — апартаменты Павла Петровича и его семьи.
Строили Большой дворец с 1786 по 1796. Но не повезло и ему. В 1796 Екатерина скончалась, так и не увидев своей новой резиденции. Никто из правителей здесь так никогда и не жил.
Павел распорядился "в селе Царицыне никаких строений не производить".
Александр I сделал в 1803 Царицыно общедоступным парком. В нём построили павильоны для отдыха и гостиницу. В оранжереях выращивали экзотические фрукты.
В 1860 дворцовые корпуса и земельные участки стали сдавать в аренду. И к концу 19 века Царицыно превратилось в престижный дачный посёлок. Здесь отдыхали чиновники, писатели, художники, композиторы и артисты...
Большой Дворец
Матвей Казаков не успел выполнить его внутреннюю отделку. Недавняя реставрация дворца во многом прекрасна. Но нынешние его интерьеры - это фантазия современных художников-реставраторов, они не исторические.
Но сам дворец прекрасен. Он стоит на холме, красно-белый замок с остроконечными башнями:
Слева на фото - Хлебный дом, а на переднем плане - обозначены фундаменты двух разрушенных дворцов Баженова:
Дворцовая башня:
Давайте же войдём в этот прекрасный дворец!
В центральной его части, по замыслу М.Казакова, должны были разместиться парадные залы, в западной - покои императрицы, а в восточной - покои Павла и его семьи.
Но никто из тех, для кого предназначались эти покои, в них так и не въехал...
По очень красивой, торжественной и пустынной лестнице мы спустились с третьего этажа, где пили кофе и отдыхали после прогулки по парку, на первый, к парадным залам.
Екатерининский зал: великолепные люстры, паркет, расписные потолки и фигура императрицы:
Екатерининский зал украшен торшерами:
...и канделябрами:
...и конечно, множеством зеркал, которые делают помещение просторнее, светлее и наряднее. Но главное украшение Екатерининского зала - статуя Екатерины II работы А.М. Опекушина:
Скульптор создал её в 1889 для города Ростова-на-Дону. Но ростовские власти предпочли другой проект, и тогда статуя Опекушина украсила зал заседаний Московской городской Думы. Сейчас она здесь, в Царицыно.
В следующем, Таврическом, зале - не менее торжественно и пышно:
Великолепные люстры:
На противоположной стене - большой парадный портрет Екатерины и Г.А. Потёмкина:
Кстати, Григорий Александрович за Баженова заступился перед императрицей. И возможно, благодаря именно этому его заступничеству, дворец не был снесён до основания...
Во дворце много помещений и поменьше, в них - портреты, сервизы, предметы быта. Вот, например, австрийский секретер с часами:
Когда началась Русско-турецкая война, Екатерина II приказала срочно достроить Большой дворец. Но вскоре она умерла, и дворец потихоньку разрушался, зарастал зеленью. В 19 веке обвалились железные крыши и межэтажные перекрытия. А к началу 20 века от дворца остались только стены. В советское время на них тренировались альпинисты.
Дворец был реконструирован в 2000-х.
Фигурные ворота
Это одно из первых сооружений Василия Баженова: 1778 год. Архитектор называл их "Воротами прекрасной фигуры" или "Нежной готикой". Это граница между дворцом и парком:
Барельефы крылатых Слав – знак величия русского оружия. Ворота окружали изваяния четырёх мопсов, намёк на масонство, но эти фигуры, увы, утрачены.
Малый дворец
Справа от Фигурного моста находится Малый дворец, или, как его называл В.И. Баженов, "уежинённый домик, что на горе":
Он стоит на высоком берегу Верхнего Царицынского пруда, на вершине холма, которому в середине 18 века придали форму ступенчатой пирамиды. Засадили его берёзками и устроили на нём прогулочные дорожки. На вершине пирамиды сначала построили деревянную беседку, в которой Екатерина летом 1775 проводила заседание Совета при высочайшем дворе. Затем Баженов на месте беседки построил Малый дворец - для Екатерины, поэтому на его восточном фасаде - белокаменный вензель императрицы:
В начале 19 века здание арендовал московский купец Карл Лекен и открыл в нем Кофейный дом. Он проработал несколько лет. После этого дворец долго пустовал и разрушался. Восстановили его в 1995. Террасы пирамиды хорошо видны и сегодня, правда на фото они у меня не получились, как я ни старалась запечатлеть этот холм-пирамиду (уже зимой, когда на деревьях не было листвы):
Сегодня Малый дворец стал выставочной площадкой музея.
Хлебный дом
По форме он напоминает куб со скруглёнными углами. Баженов задумал его как Кухонный корпус и построил в стиле средневекового замка. Фасады он украсил эмблемой в виде каравая и солонки, а над ним поместил вензель из букв Х и С: "хлеб" и "соль":
Поэтому дом и прозвали Хлебным.
В 1849, по распоряжению Николая I, Хлебный дом переоборудовали в лечебницу для крестьян. Затем здесь располагалась гостиница для дачников, а после революции здесь устроили коммунальные квартиры: 30 квадратных метров на семью, удобства во дворе.
Баженовский Хлебный дом восстановили в 2006. В его помещениях проходят выставки. А во дворе-атриуме стоит небольшой орган - здесь проводятся концерты:
Оперный дом
Правее Малого дворца, на берегу пруда, стоит Оперный дом, или Средний дворец. Он предназначался для театральных спектаклей. Внутри - зал со сводчатым потолком и прекрасной акустикой.
Строительство завершилось в 1785, однако здание по назначению тоже так и не использовали. К 1825 крыша обвалилась, и здание начало зарастать деревьями. После крупной реставрации здесь начали проводить концерты и выставки.
В 2014 в Оперном доме разместили коллекцию скульптуры Николая Петровича Шереметева из Останкинского дворца, который сейчас закрыт на реставрацию.
Пруды
Пруд появился в усадьбе в середине 17 века.
В нём разводили щук, лещей, карасей, осетров и налимов, брали из него воду для полива оранжерей. Кантемиры создали на пруду несколько искусственных островов, а при Екатерине II водоём расширили и углубили. Она любила кататься на лодке вместе Потёмкиным. Потом длительное время пруд был так же заброшен, как и парк, и дворцы, и зарастал травой.
Начальник московских дворцов и садов Петр Валуев реконструировал его в 1804.
Сейчас здесь три пристани и летом можно покататься на лодке или катамаране.
Как добраться до Царицыно
Добраться можно на метро. Центральные ворота расположены прямо у станции метро Царицыно. От выхода №3 поверните налево, дойдите до проезжей части и поверните направо под мост. Вы увидите центральный вход в музей-заповедник.
Можно ехать и до станции метро Орехово. Поднимитесь на улицу из выхода №2 и поверните направо к Оранжерейным воротам.
Адрес музея-заповедника: Москва, улица Дольская, 1.