Недавно показывала набор фотографий квартир начала прошлого века. Просто случайные снимки с ресурса russiainphoto.ru. Даже без подробностей— кто, где снят. Но одно изображение запало в душу. На диване сидит красивая женщина, а на стенах в большом количестве висят картины явно с ней. Путем недолгого серфинга по сети выяснила, что это балерина Вера Трефилова.
Все в этом снимке было интересным: и развеска картин, посмотрите как они крепятся на специальном рейлинге, и светлые обои, что удивительно для начала века, и шкура белого медведя на полу, и рисунок на обивке кресел, словно сделан совсем недавно.
Оказалось, что это не единственное фото из этой квартиры. Есть и еще:
Подпись гласила, что это квартира Трефиловой по адресу Невский пр., д. 51. Сверилась с картой и поняла, авторы ошиблись. Посмотрите на окна и высоту потолка. Это явно фото не с этого адреса. Объемы не те.
Оказывается фотографии сделаны в здании на Ретгена, 9 (современное название, бывшая Лицейская улица). Этот дом известен как Особняк Чаева.
Здание в стиле модерна по проекту Владимира Апышкова для строителя железной дороги Сергея Николаевича Чаева было построено в 1907 году. А в следующем уже попало в специализированный журнал "Зодчий", потому что для того времени проект очень необычный и эффектный.
В журнале кстати сообщалось, что заказчик попросил не делать темных и полутемных коридоров, это обусловило такую интересную планировку, три цилиндра, соединенных диагональю, и вся эта композиция связывает комнаты, двери которых выходят в открытые холлы.
Если мы посмотрим фотографии с интерьерами балерины Трефиловой, то увидим, что интерьер эклектичный. Честно говоря, это немного сбивало с толку, вроде особняк в стиле модерна, но внутри мебель в стиле ампир. Оказывается, это тоже было пожелание заказчика. Ему нужно было вписать свою уже существующую мебель. Поэтому некоторые комнаты словно не отсюда.
Но зато столовая и особенно ванная комната вполне в духе модерна.
Сам заказчик прожил в этом доме, обустроенном по последнему слову архитектуры, недолго, в 1911 году его продали, сначала Летуновскому, попечителю Царскосельского лицея, а в1912 году владельцем стал миллионер Николай Соловьев. Он был женат на балерине Вере Трефиловой.
Это был ее второй брак, первый муж был картежником и пьяницей. Соловьев же наоборот слыл интеллектуалом, это он, почитатель книг и гравюр основал журнал "Русский библиофил". По настоянию мужа Трефилова закончила свою балетную карьеру. Но супружеская жизнь с Соловьевым была недолгой, он умер в 1915 году.
Вера Трефилова даже пыталась продолжить дело мужа и издавать журнал, но это было дело убыточное, дохода не приносило, вероятно и большие расходы на содержания дома вынудили ее продать особняк.
Правда, перед этим она заказала фотосъемку интерьеров. Именно благодаря этому мы можем видеть, как тут все было устроено.
Особенно эффектно выглядят вестибюль и зимний сад.
Новым владельцем особняка стал француз Верстрат, но и ему не удалось пожить там долго— грянула революция, особняк реквизировали.
А Вера Трефилова со своим третьим мужем эмигрировала из России. Умерла она в 1943 в Париже.
Современное состояние особняка, конечно, очень далеко от того, что задумывалось архитектором.
Но зато стоматологическая поликлиника оказалась долгожителем этого дома. Она занимает его с 1935 года.