Найти тему
Вещь

История старой «квартиры»: небольшое расследование одного снимка

Недавно показывала набор фотографий квартир начала прошлого века. Просто случайные снимки с ресурса russiainphoto.ru. Даже без подробностей— кто, где снят. Но одно изображение запало в душу. На диване сидит красивая женщина, а на стенах в большом количестве висят картины явно с ней. Путем недолгого серфинга по сети выяснила, что это балерина Вера Трефилова.

Все в этом снимке было интересным: и развеска картин, посмотрите как они крепятся на специальном рейлинге, и светлые обои, что удивительно для начала века, и шкура белого медведя на полу, и рисунок на обивке кресел, словно сделан совсем недавно.

Оказалось, что это не единственное фото из этой квартиры. Есть и еще:

Подпись гласила, что это квартира Трефиловой по адресу Невский пр., д. 51. Сверилась с картой и поняла, авторы ошиблись. Посмотрите на окна и высоту потолка. Это явно фото не с этого адреса. Объемы не те.

Оказывается фотографии сделаны в здании на Ретгена, 9 (современное название, бывшая Лицейская улица). Этот дом известен как Особняк Чаева.

Здание в стиле модерна по проекту Владимира Апышкова для строителя железной дороги Сергея Николаевича Чаева было построено в 1907 году. А в следующем уже попало в специализированный журнал "Зодчий", потому что для того времени проект очень необычный и эффектный.

В журнале кстати сообщалось, что заказчик попросил не делать темных и полутемных коридоров, это обусловило такую интересную планировку, три цилиндра, соединенных диагональю, и вся эта композиция связывает комнаты, двери которых выходят в открытые холлы.

Если мы посмотрим фотографии с интерьерами балерины Трефиловой, то увидим, что интерьер эклектичный. Честно говоря, это немного сбивало с толку, вроде особняк в стиле модерна, но внутри мебель в стиле ампир. Оказывается, это тоже было пожелание заказчика. Ему нужно было вписать свою уже существующую мебель. Поэтому некоторые комнаты словно не отсюда.

Но зато столовая и особенно ванная комната вполне в духе модерна.

Сам заказчик прожил в этом доме, обустроенном по последнему слову архитектуры, недолго, в 1911 году его продали, сначала Летуновскому, попечителю Царскосельского лицея, а в1912 году владельцем стал миллионер Николай Соловьев. Он был женат на балерине Вере Трефиловой.

Вера Трефилова
Вера Трефилова

Это был ее второй брак, первый муж был картежником и пьяницей. Соловьев же наоборот слыл интеллектуалом, это он, почитатель книг и гравюр основал журнал "Русский библиофил". По настоянию мужа Трефилова закончила свою балетную карьеру. Но супружеская жизнь с Соловьевым была недолгой, он умер в 1915 году.

Вера Трефилова даже пыталась продолжить дело мужа и издавать журнал, но это было дело убыточное, дохода не приносило, вероятно и большие расходы на содержания дома вынудили ее продать особняк.

Правда, перед этим она заказала фотосъемку интерьеров. Именно благодаря этому мы можем видеть, как тут все было устроено.

-7

Особенно эффектно выглядят вестибюль и зимний сад.

Новым владельцем особняка стал француз Верстрат, но и ему не удалось пожить там долго— грянула революция, особняк реквизировали.

А Вера Трефилова со своим третьим мужем эмигрировала из России. Умерла она в 1943 в Париже.

Современное состояние особняка, конечно, очень далеко от того, что задумывалось архитектором.

-8

Но зато стоматологическая поликлиника оказалась долгожителем этого дома. Она занимает его с 1935 года.