Европа
Совет ЕС одобрил рекомендации по развитию экономики европейских стран. В Болгарии одобрены четыре рекомендации: 1. Болгария представила среднесрочный бюджетно-распорядительный план. Ожидается, что Болгария сохранит общий дефицит государственного бюджета ниже 3% ВВП и сохранит государственный долг на разумном уровне в среднесрочной перспективе. 2. Болгария значительно ускорит реализацию программ по политике сближения и плану восстановления и устойчивости с завершением реформ и инвестиций к августу 2026 года. путем улучшения работы и повышения потенциала администрации, в том числе на региональном уровне, улучшения качества процедур закупок и независимости и работы регуляторов. Ожидается, что в политике сближения будут учтены возможности развития стратегических технологий для повышения конкурентоспособности. 3. Улучшить образование и обучение, в том числе для обездоленных, а также навыки работников, а также повысить конкурентоспособность и поддержку перехода к экологически чистой экономике. 4. Снижение зависимости Болгарии от ископаемого топлива и ускорение перехода на чистую энергию, особенно с внедрением возобновляемых источников энергии в центральное отопление и развертыванием ветрогенераторов. Болгария должна предоставить возможности для хранения энергии и улучшить гибкость энергетической системы. Наша страна, как ожидается, сократит долю людей, которые не могут отапливать свои дома. Также рекомендуется развитие городских железных дорог и развертывание необходимой инфраструктуры.
В мае торговый баланс ЕС во внешней торговле товарами превысил 9,7 млрд евро по сравнению с дефицитом в 2,6 млрд евро в мае 2023 года. Об этом сообщает Евростат. Экспорт в третьи страны в мае достиг 216,3 млрд евро, или на 0,6% меньше, чем в мае 2023 года. Импорт составил 206,5 млрд евро, что на 6,2% меньше, чем в том же месяце прошлого года. В месячном исчислении профицит снизился - в апреле он составил 12,8 млрд евро. Это связано с падением производства машин и автомобилей (-3,7 млрд евро) и химикатов (-1,2 млрд евро), что частично компенсируется ростом экспорта других промышленных товаров (+2,8 млрд евро). В январе-мае ЕС зафиксировал профицит в своей международной торговле товарами на сумму 74,2 млрд евро по сравнению с дефицитом в 36 млрд евро в том же периоде 2023 года. Еврозона сообщила о профиците своей международной торговли товарами в мае на сумму 13,9 млрд евро по сравнению с дефицитом в 0,4 млрд евро в мае 2023 года.
Америка
Глобальная экономика, как ожидается, будет иметь стабильный, но относительно скромный рост в этом и следующем году на фоне замедления активности в США, попытки европейской экономики уйти со дна и более сильного экспорта и потребления в Китае, но существует ряд рисков, связанных с замедлением темпов дезинфляции и растущей политической неопределенностью, заявил Международный валютный фонд (МВФ) при представлении своих обновленных экономических прогнозов. МВФ предупредил, что ослабляет набранный импульс в борьбе с инфляцией, что может еще больше замедлить политику снижения ставок, а это, в свою очередь, сохранить давление сильного доллара США на развивающиеся экономики. МВФ ожидает глобальный реальный валовой внутренний продукт (ВВП) в 2024 году. рост на 3,2% - без изменений по сравнению с апрельским докладом, в то же время слабо повышая прогноз роста в 2025 году. до 3,3% из 3,2% в предыдущем отчете. Фонд немного пересмотрел свой прогноз роста США на 2024 год. до 2,6% (с 2,7% в апреле), имея в виду более медленное, чем ожидалось, потребление в первом квартале. Прогноз на 2025 год. Фонд ожидает замедления роста экономики США до 1,9% в результате охлаждения рынка труда и замедления расходов в ответ на ужесточение денежно-кредитной политики (политика высоких процентных ставок). МВФ ожидает, что ВВП еврозоны вырастет в этом году на 0,9% (при 0,8% прогноза в апреле) и на 1,5% в 2025 году. (без изменений по сравнению с предыдущим докладом). МВФ повысил прогноз роста в Китае в 2024 году до 5,0% (что соответствует цели китайского правительства на год) с 4,6% в апреле из-за восстановления в первом квартале частного потребления и сильного экспорта. Фонд ожидает улучшения китайского роста и в 2025 году. с 4,5%, после того как в апреле прогнозировалось расширение на 4,1%. Однако хороший экономический импульс в Китае может исчезнуть после того, как ранее на этой неделе Пекин сообщил о росте ВВП во втором квартале всего на 4,7% - значительно ниже прогнозов и ввиду слабых потребительских расходов на фоне продолжительного снижения на рынке недвижимости. Чтобы стимулировать внутреннее потребление, Китаю необходимо полностью разрешить кризис недвижимости, поскольку недвижимость является основным активом для большинства китайских домохозяйств. Однако в своем новом отчете МВФ предупредил о краткосрочных рисках повышения инфляции, поскольку цены на услуги остаются высокими на фоне роста заработной платы в трудоемком секторе, и сказал, что возобновление торговой и геополитической напряженности может усилить ценовое давление за счет увеличения цены на импортные товары по цепочке поставок. "Риск повышения инфляции увеличивает перспективы повышения еще более длительных процентных ставок, что, в свою очередь, увеличивает внешние, фискальные и финансовые риски“, - говорится в докладе МВФ. Несмотря на снижение потребительских цен в США в прошлом месяце, Федеральная резервная система может позволить себе немного подождать, чтобы начать снижение ставок, избегая, таким образом, каких-либо инфляционных сюрпризов. МВФ также предупредил о потенциальных колебаниях экономической политики в результате многочисленных выборов в этом году, которые могут иметь негативные последствия для остального мира. Фонд не назвал по имени кандидата от Республиканской партии США Дональда Трампа, который предложил ввести 10% пошлины на весь импорт из США, и президента Демократической партии Джо Байдена, который резко повысил пошлины на китайские электромобили, батареи, солнечные панели и полупроводники. Однако МВФ отметил, что более высокие таможенные тарифы и увеличение внутренней промышленной политики могут создать "вредные трансграничные эффекты, а также вызвать ответные меры, что приведет к дорогостоящей гонке на дно". Вместо этого МВФ рекомендовал политикам продолжать восстанавливать ценовую стабильность - смягчая денежно-кредитную политику, но только постепенно, в то же время пополняя фискальные буферы, истощенные во время пандемии коронавируса, и проводя политику, поощряющую торговлю и повышающую производительность.
Азия
Что такое китайская модель? Некоторые из его более известных особенностей также можно найти в других успешных примерах из Восточной Азии, в том числе в Японии, Южной Корее и Тайване. Экономики всех четырех стран ориентированы на экспорт и инвестиции. Китай, в частности, уже три десятилетия поддерживает профицит текущего счета. Валовое образование основного капитала, с помощью которого измеряются инвестиции, составляет 42% ВВП-один из самых высоких показателей в мире. В значительной степени закрытый счет капитала мешает гражданам вывозить деньги за границу. Финансовые репрессии-практика поддержания искусственно низких процентных ставок-обеспечивают недорогое банковское финансирование отраслей, которые государство предпочитает. Но есть и другие, характерные для Китая элементы. Южная Корея и Тайвань перешли от автократического к демократическому правлению, будучи беднее современного Китая. В Пекине политическая либерализация не состоялась, а экономическая власть государства используется в политических целях, в том числе через государственные предприятия. Особенно это касается финансового сектора. Несмотря на рост частного предпринимательства с 80-х годов, государственные служащие держали банковскую систему в напряжении, а государственные кредиторы владели более 50% банковских активов. Развитие страны также зависит от использования специальных экономических зон (СЭЗ) с более либеральными налоговыми и инвестиционными правилами. Они не являются китайским изобретением, но самые успешные из них, такие как обширные районы Шэньчжэня и острова Хайнань, вдохновляют подражателей по всему миру. Число СИЗ взорвалось. Только на Филиппинах сегодня их больше, чем было в мире в 1995 году. Используя семь показателей-сальдо текущего счета страны, открытость счета капитала, масштаб инвестиций, долю произведенных товаров в экспорте, размер государственной банковской системы, уровень демократии и количество крупных СИЗ на человека - The Economist подсчитывает, сколько у них общего с Китаем.другие экономики. Наиболее похожей из всех стран является Вьетнам, который имеет интенсивную экспортно-производственную экономику, управляемую его собственной Коммунистической партией. Австралия, Великобритания и Греция, которые не управляются коммунистами, являются одними из последних в рейтинге. Позиции некоторых стран более удивительны. Хотя раннее развитие Южной Кореи часто сравнивают с развитием Китая, обе страны пошли другим путем. Фактически, Китай теперь имеет больше общего с Бангладеш и Турцией, которые стремятся продвигать экспорт, но имеют более демократическую политику. Индия и Эфиопия также похожи на Китай, отчасти из-за большой роли государства в их банковских системах. В то же время закрытый счет капитала Анголы подталкивает ее вверх в рейтинге. Все эти страны имеют особые экономические зоны. Вместо экономической модели Китай предлагает лидерам развивающихся стран уверенность в том, что для достижения роста не нужно становиться более демократичным. Даже если предлагаемый рост не кажется таким безопасным, как раньше, для многих автократов сделка по-прежнему кажется хорошей. Такие страны, как Ангола, Эфиопия и Танзания, возглавлялись доминирующими партиями, возникшими в результате национально-освободительных движений, и долгое время имели склонность к государственному вмешательству, строгому управлению торговлей и политическому контролю за кредитованием. Китай дает им не столько образец для подражания, сколько оправдание, говорит Рикардо Соарес де Оливейра из Оксфордского университета. Кроме того, в последние годы Китай начал больше продвигать свою модель. Элизабет Экономи из Института Гувера Стэнфордского университета утверждает, что это отражает растущее желание продвигать китайские компании за рубежом. Отдел международных отношений Коммунистической партии развивает связи с элитой в развивающемся мире. Его первая школа за пределами страны для обучения иностранных бюрократов в Танзании начала принимать студентов в 2022 году. Даже за последний год, когда трудности Китая стали более очевидными, иностранные лидеры, такие как Шавкат Мирзийоев в Узбекистане, Владимир Путин в России и Йовери Мусевени в Уганде, продолжали восхвалять его экономическую модель. В отличие от Вашингтонского консенсуса, который был поддержан МВФ и Всемирным банком, за пекинским консенсусом не стоит ни одно международное учреждение. Китайское кредитование также сопряжено с меньшим количеством политических условий. Но оно масштабно и нацелено на отрасли, характерные для китайской модели. В период с 2019 по 2023 год. около 76% китайских инвестиций и строительной деятельности за рубежом составляют 541 млрд. доллар находится всего в четырех секторах: энергетике, металлах, недвижимости и транспорте. Точно так же Ю Чжан и его коллеги из Civil Aviation University в Китае определили 103 особых экономических зоны за пределами Китая, которыми управляет Министерство торговли Китая. Инвестиции, которые мобилизуют эти зоны, направлены на отрасли, связанные с китайской моделью. В результате экономики стран, в которых они находятся, могут приблизиться к китайской. Является ли принятие пекинского консенсуса хорошей идеей? Хотя Вьетнам, Бангладеш и Эфиопия ввели политику, аналогичную китайской, они далеко не достигли китайского роста. В то же время такие страны, как Грузия и Польша, показали, что быстрый рост возможен и в менее авторитарных системах. Яшен Хуан из Технологического института Массачусетса отмечает, что развивающиеся экономики могут узнать гораздо больше о опыте Китая в экономической либерализации в период вскоре после начала реформ Дэн Сяопина в 1978 году. чем его недавний опыт. В последующее десятилетие личные доходы в Китае росли быстрее, чем ВВП, предпринимательство в сельской местности процветало,а страна чередовала профицит текущего счета с дефицитом. "В 80-х годах в Китае не было меркантилистической модели роста", - говорит Хуан. Страны, которые отдают приоритет расширению государства, инфраструктуре, экспорту и тяжелой промышленности, могут оказаться в сложной ситуации. В качестве примера г-н Хуан приводит Пакистан. Уровень грамотности в стране по-прежнему ниже 60%, однако правительство сосредоточило свои инвестиции в энергетику, железнодорожный транспорт и Китайско - пакистанский экономический коридор-сеть инфраструктурных проектов на границе двух стран. И в других местах китайской экономики все еще восхищаются, особенно среди таких элит, которые не собираются либерализироваться. По крайней мере, пока Пекинский консенсус остается стабильным.
Друзья! Если понравилось, подписывайтесь на каналы, ставьте лайки, пишите комментарии! Обязательно делитесь в соцсетях. Только вы можете стать распространителем ! И подписывайтесь ! Для больше новостей – интересных и разных.